Источник

Псалом 82

Пс.82:1. Песнь псалма Асафу.

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Пророк просит Божией помощи против врагов Церкви и, дабы мог удобнее испросить оную, исчисляет множество народов, вступивших в союз между собою с тем намерением, дабы, истребя Божий народ, загладить и самое время Церкви. Между тем, дабы расположить себя и других к теплейшей молитве, предлагает на среду многие примеры, коими показывает, коль сильную помощь подает Бог рабам Своим.

Пс.82:2. Боже, кто уподобится тебе13? не премолчи, ниже укроти, Боже:

По мнению многих, псалом сей сложен во времена благочестиваго царя Иосафата, ополчившагося против многочисленных врагов. Главные виновники брани были Аммониты и Моавиты, заключившие союз не токмо с Сирианами, но и с другими, отдаленнейшими народами, кои множеством своим наполнили почти всю Иудею, как читаем во второй книге Паралипоменон, в главе 20, где Священная история повествует, что один Пророк, по имени Иозиил, от имени Божия обещал царю победу, которую после воспели пред Богом Левиты. А как нет сомнения, чтоб и весь народ не участвовал с благочестивым царем во всеобщей опасности, то молитва сия предложена во образец для всей Церкви. Коликаго движения и жара исполнена она, доказывают тотчас встречающияся в первом стихе слова: не премолчи, ниже укротися Боже, или, как в Еврейском тексте изображено: не буди молчание Тебе, не премолчи, ниже препочивай Боже!

Пс.82:3. яко се, врази твои возшумеша, и ненавидящии тя воздвигоша главу.

Пс.82:4. На люди твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя твоя.

Здесь изображает Пророк, в какой опасности находились верные, показывая, что враги угнетали их не токмо силою и стремлением своим, но и коварными советами, так что Израильтяне не уповали избежать и самыя смерти. Полагая глаголы, возшумеша, и воздвигоша главу, разумеет, что враги, надеяся на свои силы, поступали зело неистово и гордо. А как таковая гордость зело колеблет сердца благочестивых людей: для того святые, призывая на помощь Бога, по большей части представляют Ему гордость врагов своих, и просят, дабы смирил оную. Заметить должно, что все те, кои озлобляют Церковь, нарицаются врагами Божиими. Сие великим служит утешением для нас, когда помыслим, что они суть общие нам и Богу. А сие проистекает от благодатнаго завета Его, в котором обещал Он быть соперником всем сопротивникам нашим. Да и праведно: отнележе бо восприял нас под покровительство Свое, с того самаго времени стали мы безопасны, так что враги не могут иначе оскорблять нас, чтоб купно и Божия величества не оскорбить. А хотя бы к гордости и неистовому устремлению врагов присовокупилось еще и коварство, но мы должны прославлять Бога, что и против сего зла имеем помощь от Него. Якоже бо сокрушает гордых, ярящихся на нас, тако запинает и коварных в коварстве их (1Кор. 3:19). А дабы не возмнили мы, что навсегда будем преданы наветам и ухищрениям врагов, Пророк употребляет прилагательное имя, исполненное утешения и надежды, нарицая нас сокровенными Божиими: ибо сими словами научает, что Бог хранит нас под кровом крил Своих. Сего ради и инде глаголет: покры мя в тайне селения Своего (Пс. 26:5).

Пс.82:5. Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево ктому.

Сим обстоятельством увеличивается зверская лютость врагов, потому что возымели намерение Божию Церковь совсем искоренить. Сие хотя можно отнести к Моавитам и Аммонитам, яко к главным виновникам брани; но поскольку и Агаряне, и Сириане, и другие народы, по наущению их, с равною яростию вооружились на истребление Божиих людей, то слова сии прилично отнести можем ко всем тем, кои, учиня заговор между собою, наперерыв друг пред другом усиливались истребить царство Иудино, и одни других взаимно к тому поощряли. Главная же причина толь лютыя ненависти была та, что сатана всегда покушался истребить Божию Церковь, и потому всех служителей своих не преставал к тому возбуждать. Реша, глаголет, приидите, и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево ктому. То есть: совещались сделать так, чтоб Иудеи между народами никакого места не имели, и чтоб самое имя народа Божия не осталось на земли. Сие обстоятельство сильнее привлекало ко Иудеям Божию милость, понеже брань предприята была необыкновенным образом, и враги не в плен хотели отвесть побежденных, но лютость свою простерли до крайности, так как бы хотели испровергнуть намерение Бога, на котором основана непоколебимость Церкви. Потом, повторяя то же самое, присовокупляет:

Пс.82:6. Яко совещаша единомышлением вкупе, на тя завет завещаша:

Пс.82:7. селения Идумейска и Исмаилите, Моав и Агаряне,

Пс.82:8. Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире:

Пс.82:9. ибо и Ассур прииде с ними, Быша в заступление сыновом Лотовым:

Здесь исчисляются те народы, которые между собою согласились истребить Божиих людей от земли. И во-первых, полагаются селения Идумейска, то есть, целые полки Идумеев с селениями их. Сей народ происходил от Исава, который иным именем Едом нарицался, и был единоплеменен Иудеем. Исмаилите были народы, происходящие от Исмаила, сына Авраамова, родившагося ему от Агари рабыни. Моав был народ, происходивший от сына Лотова, который нарицался Моавом. Агаряне суть народы, происходящие от Агари, рабыни Авраамовой, но от другаго мужа, за котораго она вышла, когда отпущена была от Авраама, – ныне называемые Оттоманы, или Турки. Гевал есть народ, происходящий от Гевала, но кто был сей Гевал, неизвестно: понеже имени его, кроме сего места, в Писаниях не обретается. Может быть, Гевал одно и то же есть с Гевелемом, о коем упоминается во второй книге Царств (2Цар. 8:13), или то же с именем града Гаваи, о котором повествуется в первой книге Ездры (1Езд. 2:26). Феодорит и Евфимий мнят, что Гевал был народ соседственный Идумеям. Аммон есть народ, происходивший от Аммона, сына Лотова, брата Моавля: сих бо двух родил Лот от дщерей своих (Быт. 19). Амалик есть народ, происходивший от Амалика, который был внук Исавов, как читаем в Быт. 36. Иноплеменницы то же, что Филистимляне, о которых весьма часто упоминается в книгах Царств. Живущии в Тире то же, что Тиряне, кои суть народ, живущий при мори, так названный от града Тира, и от славной пристани купеческой. Ассур есть народ Ассирийский, который помогал Моавитам и Аммонитам против Иудеев. Под именем сих Ассириан Феодорит разумеет Самарян, то есть тех Ассириан, коих поселил Салманассар, царь Ассирийский, в Самарии, когда отвел десять колен во Ассирию, как повествуется в 4Цар. 17. Ибо нигде не читаем в Писании, чтоб когда-нибудь приходили некоторые из Ассирии на помощь сынам Лотовым, то есть Моавитам и Аммонитам: но в 1Мак. 5, находим, что народы, жившие в Галилеи и Самарии, соединили оружие свое с Моавитами и Аммонитами противу Иудеев.

Пс.82:10. Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове:

Пс.82:11. потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный.

Пс.82:12. Положи князи их яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их,

Верные Израильтяне, по принесении жалобы на лютейших гонителей своих, паки обращаются к Богу, и дабы лучше преклонить Его на помощь, представляют Ему, коль часто в подобных случаях подавал Он помощь Своему народу. Откуду заключить следует, что Бог иногда с намерением медлит помогать страждущим рабам Своим, дабы в последней уже крайности сущим чудесную явить помощь. Сего ради Пророк приводит многия истории вместе, дабы вкратце показать, что Бог, Который толикократно поражал врагов и робких Своих овец исхищал из челюстей волков, пребывает тот же и ту же имеет силу. В самом деле всем известно, коль чудесным образом помог Бог Своему народу рукою Гедеона (Суд. 7). Ибо не чудесное ли то было дело, что Гедеон не устрашился выйти против многочисленнаго вражия ополчения с тремя стами воинов, да и то таких, кои приобыкши к мирной жизни, и одного взора военных людей бояться могли? Но сделалось так, что Мадианиты от собственных язв на брани пали. Та же Божия милость проявилась в поражении царя Иавима и вождя его Сисары. Ибо под предводительством жены14 были поражены от Варака, который многочисленному воинству их противопоставил небольшое число вооруженных (Суд. 4). И вождь Сисара не на брани пал, как бы надлежало храброму воину, но спасаясь бегством, убиен был в хижине рукою жены. Итак, дабы верные, будучи объяты страхом, не пришли во отчаяние, благопристойно и благовременно ободряют себя сими примерами, коими засвидетельствовал Бог, что Он един имеет в Себе довольно силы к защищению рабов Своих, лишь бы только они, оставя человеческия пособия, благонадежно к Нему прибегали. На сей конец не в сем токмо месте повествуется о поражении Мадианитов и им подобных врагов церкви, но и Исаия в том же разуме будущее избавление ея следующими подтверждает словами: зане отымется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их, жезл бо сей сокрушит Господь, якоже в день, иже на Мадиама (Ис. 9:4). За сим описывает и место, где поражены были Иавим и Сисара с воинством их. Сие место было близ потока, нарицаемаго Кисон (Суд. 4–5), которое иначе Аендором зовется. Тамо убо потребишася, и Быша яко гной земный. Ибо или непогребенные на земли истлели, или были ногами попраны на подобие гноя. Следующия за сим слова: положи князи их яко Орива и Зива и Зевеа и Салмана, относятся к той же истории Гедеона, как повествуется в книге Суд. 7–8.

Пс.82:13. иже реша: да наследим себе святилище Божие.

Сими словами Пророк обвиняет нечестивых людей в святотатстве, потому что разбойническим образом напали на достояние Божие. И хотя устами таких слов не произносили, но понеже внутренно презирали Бога, Израильским народом почитаемаго, как известно было им: сего ради достойно и праведно обвиняет их в том, что они хотели отнять у Бога достояние Его. Но нельзя сомневаться, чтоб и поносными словами не коснулись священнаго имени истиннаго Бога такие люди, кои служили ложным богам. А хотя бы и удержались от богохульных слов, но поскольку всякое оскорбление, причиняемое благочестивым, прямо относится к оскорблению самого Бога, восприявшаго их под покровительство Свое, сего ради прилично глаголет инде: касаяйся вас, яко касаяйся в зеницу ока Моего (Зах. 2:8). Не малое содержится утешение для благочестивых и в том, что Пророк нарицает Иудею жилищем Божиим. Ибо с тем намерением избрал Иудейскую церковь, дабы иметь в ней достояние Свое: сего ради так возлюбил ее, как любит домовладыка наилучшия стяжания свои.

Пс.82:14. Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра.

Пророк весьма пристойным подобием описывает здесь падение и погибель нечестивых, приключающуюся им по праведным судьбам Божиим. Якоже бо колесо, падающее с горы в стремнину, всегда вертится и ни на минуту остановиться не может, доколе не сокрушится в прах; или якоже трость от сильно дышущаго ветра колеблется туда и сюда, донележе, быв исторжена из корене, погибнет: тако Бог, глаголет, поступит с нечестивыми гонителями праведных. А так случается и в самом деле, якоже опыт свидетельствует; ибо нет ничего непостояннее счастия людей нечестивых, и кончина их смерть вечная будет.

Пс.82:15. Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы:

Пс.82:16. тако поженеши я бурею твоею, и гневом твоим смятеши я.

Предвозвестив казнь нечестивым и непостоянство счастия их в веке сем, а погибель в будущем, здесь предвозвещает скорость, с какою Бог накажет их. Ибо не удовлетворяся подобием ветра, сокрушающаго трости, сравнивает гнев Божий со огнем, попаляющим древа дубравная, или траву, на горах растущую. Буря и гнев одно и то же означают здесь, то есть праведный суд Божий, имеющий в смятение привесть нечестивых на подобие сильной бури или вихря, которому никакими силами противиться не можно. Блаженный Августин прилично замечает здесь, что нечестивые сравниваются с горами по причине превозношения и гордости своей: а с древами дубравными по причине того, что не имеют плодов благих, за что праведно вечному огню предаются.

Пс.82:17. Исполни лица их безчестия, и взыщут имене твоего, Господи.

Пс.82:18. Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут.

Понеже гордость нечестивых, на погибель церкви с яростию устремляющихся, зело несносна: сего ради Пророк просит Бога, дабы посрамил и низложил врагов, когда гордость их иначе исправлена быть не может: да тако, глаголет, взыщут имене Твоего. Сие же не об истинном обращении врагов разуметь должно, как некоторые толкуют. Ибо хотя первый степень к покаянию есть смирение, когда люди, будучи смиряемы казнями, добровольно покоряются Богу: но Пророк без сомнения замечает здесь принужденное и рабское покорение, каковое, например, было Фараоново. Ибо часто случается, что нечестивые, будучи принуждены казнями, дают славу Богу на краткое время, но вскоре паки неистовствуют: откуду ясно открывается лицемерие их, и зверская лютость крывшаяся в сердцах. Сего ради хощет, дабы нечестивые принужденно познали Бога и тако удержали ярость, происходящую от ненаказанности. Сие лучше явствует из следующаго за сим стиха, где ясно молится о вечной погибели их, что было бы не к месту, ежели бы желал им покаяния. И не без причины употребляет множество тожде значущих глаголов, отчасти потому, что люди отверженные никогда не смиряются и, будучи часто наказуемы, паки собирают новыя силы, и новую приемлют дерзость: отчасти же потому, что нет ничего труднее, как удостоверить нас о погибели таких людей, кои величайшим наслаждаются благополучием и жизнь свою препровождают в утехах. Сие же происходит от того, что мы не довольно понимаем, коль ужасная Божия казнь ожидает гонителей церкви.

Пс.82:19. И да познают, яко имя тебе Господь, ты един вышний по всей земли.

Сие также не о спасительном глаголет познании, но о таком, которое рука Божия насильно исторгает у отверженных людей. Итак, хотя не просто говорит, что дознают некоего Бога, но полагает особенный Богопознания род, то есть, что те, кои прежде презирали истинное Богослужение, наконец познают того единаго Бога, Который открыл Себя в законе, и Который почитается в Иудее: однако между тем означает, что сие познание будет тщетное, и живаго корени не имеющее. Чего ради? Понеже отверженные люди не чистосердечно, ниже добровольно покоряются Богу, но или принужденно влекутся к притворному повиновению, или не смеют устремиться на явное неистовство. Сие убо познание есть такое, которое не проникает сердца, но исторгается силою. Здесь заметить должно оное местоимение Ты. Ибо Пророк делает сравнение между Богом Израилевым, и между ложными богами языческими, аки бы сказал: Господи, сотвори, да восчувствуют ослепленные люди, что идолы, устроенные ими, суть ничто. А понеже нечестивые безразсудно и недостойно прилагают своим кумирам священное имя истиннаго Бога, сего ради Пророк и сие злоупотребление исправляет, глаголя: яко имя Тебе Господь. То есть, яко Тебе единому существенно приличествует имя Господа: ибо сколько бы неверные не терзали Твоея славы, но Ты всегда пребываеши Той же. Но и здесь памятовать должно ту же противоположность, о которой сказали мы выше. Ибо не было нигде толь грубаго народа, который бы не чтил некоего Божества, но каждая страна и каждая область имела своих богов. И хотя Моавиты и Идумеи и другие народы уступали некоторую власть Богу Израилеву, но думали, что оная заключалась в одних токмо пределах Иудеи. Сие-то святотатственное разделение Божия славы Пророк отражает здесь, и сколько ни было тогда суеверий в мире, испровергает, когда Богу Израилеву приписывает имя единаго, и притом Вышняго по всей земли.

* * *

13

Сих слов, кто уподобится Тебе, в Евр. тексте нет.

14

Сия жена была Деввора пророчица. Суд. 4:4.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle