Псалом 83
Пс.83:1. В конец, о точилех, сыном Кореовым, псалом.
НАДПИСАНИЕ
В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу на мусикийском орудии гагифиф.
СОДЕРЖАНИЕ
Давид, будучи во изгнании, 1) сетует, что для него нет ничего прискорбнее, как быть удалену от скинии Божией и от сонма людей благочестивых, призывающих Бога. 2) Что усердию верных ничто не может препятствовать искать Бога и прибегать к Нему. 3) Просит о возвращении из изгнания и свидетельствует, что для него лучше един день препроводить в скинии Божией, нежели продолжить долговременную жизнь между неверными.
Пс.83:2. Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил.
Пс.83:3. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе.
Давид, как сказано выше, жалуется на то, что нет ему места в Божией церкви, где бы он мог исповедать веру свою, преуспеть в благочестии и упражняться в Богослужении. Он ведал, что священныя собрания не всуе были предписаны Богом, поскольку верные в пособиях сих имеют необходимую нужду, доколе странствуют в мире. Ведал притом и свою немощь, так как и то, колико отстоял он от Ангельскаго совершенства. Почему не без причины оплакивает, что он лишен тех средств, польза коих довольно известна одним токмо благочестивым. Ибо без сомнения взирал на прямое намерение внешняго Богослужения, поскольку не был подобен лицемерам, кои, часто присутствуя при торжественных собраниях, более оказывают гордости, нежели благоговения к Богу. Сему пороку Давид не был подвержен, но желал иметь свободный во святилище вход для того токмо, чтоб духом чистым и смиренным почтить там Бога, что означает самое восклицание, происходящее от пламенеющаго сердца: коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Сей жар сердечный еще сильнее изображает в следующем стихе. Ибо положив глагол желает, не удовлетворился оным, но присовокупил: скончавается душа моя во дворы Господни, так как бы от чрезмернаго желания издыхал, или вне себя выходил. Дворы же Господни положил для того, поскольку не был священник, и потому далее преддверий поступить не желал. Ибо ведал, что внутреннее святилище отверсто было одним токмо священникам. Потом изображает, что желание сие распространилось даже и по телу, то есть, вышло на лице, на очи и на все члены, как явствует из оных слов: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Нарицает Бога живым, или живущим во храме, не потому, аки бы Он заключен был в тесной скинии оной, но понеже имел нужду в лествице, по которой бы мог взойти на небо. А как видимое святилище было на подобие лествицы, сего ради и себя, и других людей благочестивые умы располагал к небесному восходу. Паки нарицает Бога Господем сил того ради, понеже селения небесная не что иное творит вожделенными и любезными, как то, что тамо находятся безчисленныя воинства Ангелов, яко некиих граждан мудрых, благих, сильных и прекрасных, из коих и один доволен был бы радостным соделать странствование наше, если бы со всею красотою своею явился нам.
Пс.83:4. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой.
Сими словами изображает Пророк, коль несчастно состояние его, когда удален он от святилища Божия. Итак, сравнивая себя с врабием и ластовицею, еще более увеличивает бедствие свое, понеже будучи сын Авраамов, стал быть лишен наследия, обещаннаго Аврааму, и не имеет пристанища, когда и самыя презренныя птицы где-нибудь находят себе гнезда. По сей причине, прервав слово посреде течения его, восклицает: о олтари Твоя, Господи сил! – дабы показать, колико желал он видеть олтари Господни, и коль они были ему любезны. В самом деле, мы ничего такого не имеем на земли, что бы лучше могло нам изобразить вечное селение наше на небеси, как священные олтари. Тамо бо многоразличное находится воспоминание вещей небесных: тамо повседневно жрется Агнец Божий, кровию Своею отворивый дверь верующим в царство небесное; тамо будущия славы преподается залог; тамо Богу ближе предстоим и Ему прилежнее молимся; тамо изливаем сердца наши, и Божественныя хвалы воспеваем с большим благоговением и вниманием, нежели где-либо инде. Впрочем, дабы кто не сказал, что много было мест во Иудее, где мог бы Давид найти себе покой, а может быть, много было и таких странноприимников, которые охотно приняли бы его, и потому напрасно безпокоился он: сего ради Пророк ответствует, что он лучше желает отказаться от всего мира, нежели жить во отдалении от священныя скинии; что нет ни одного места, которое было бы ему приятно, отдаленну сущу от олтарей Божиих, и что нет нигде ни единаго жилища, которое бы могло ему понравиться, вне святыя земли сущу. К сему надлежат и оныя прилагательныя имена, которыя приписывает Богу, глаголя: Царю мой и Боже мой! Ибо сим означает, что и самая жизнь скучна и неприятна ему потому, что странствует в отдалении от Божия святилища, аки бы так сказал: доколе живу изгнан от Твоих пределов, идеже Ты царствуеши, дотоле могу ли быть спокоен? Итак, хотя бы вся вселенная наперерыв меня к себе призывала, какая будет мне польза жить в ней? Аще Ты еси Бог мой, то могу ли не воздыхати о Тебе? и аще Ты мене отвергаеши, могу ли не гнушаться всякою гостинницею, колико бы она ни ласкала плоти моей?
Пс.83:5. Блажени живущии в дому твоем: в веки веков восхвалят тя.
Здесь яснее показывает пользу, происходящую от святилища, и сим образом отличает себя от людей нечестивых, удаляющихся от Бога и от святаго жилища Его. О истинных же Богопочитателях свидетельствует, что они во храмах Божиих приносят чистую жертву хвалы, соединенную с благочестием и верою, и в сем упражнении препровождают всю жизнь свою, не скучая хвалить Того, Котораго любят сердечно и Котораго всякому можно всегда прославлять без труда и без отягощения.
Пс.83:6. Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе: восхождения в сердцы своем положи,
Сими словами научает, что он не для того желает видеть святилище Божие, дабы токмо насытить очи зрением, но дабы преуспеть в вере и получить желаемое заступление, то есть, помощь от Бога, в которой он ныне крайнюю нужду имеет. Следующия за сим слова: блажени в ихже сердце пути Твоя, можно разуметь двояким образом. Ибо или тех нарицает блаженными, которые идут путем, предписанным от Бога, поскольку нет ничего опаснее, как ходить по плотским мудрованиям, и уклоняться от Божия слова; или тех, которые желают, чтоб Бог управлял пути жития их в мире сем, и потому усердно к Нему прибегают. Оба толкования месту сему приличны.
Пс.83:7. во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй.
Пс.83:8. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе.
Первый стих в Еврейском тексте яснее читается так: грядущии сквозе юдоль плача во источник себе полагают Бога; ибо благословением одеет их научаяй пути. Чрез сие разумеет Пророк, что усердным Богопочитателям ничто не может воспрепятствовать в пути, ведущем ко святилищу. А сими словами подтверждает то же, что сказал выше, то есть, что для людей благочестивых нет ничего желательнее, как ежедневно упражняться в Богослужении, и что нет таких препятствий и затруднений, которыя бы могли удержать пламенное усердие их к Богу: нет таких пустых и сухих юдолей, чрез которыя бы не желали они проникнуть к священным собраниям людей подобных им. Итак, под именем юдоли плача, без сомнения, означает пустыя и безводныя степи, по которым шествовали путники во Иерусалим. Следовательно, Давид ублажает здесь постоянство людей благочестивых, говоря, что ни дальнее разстояние мест, ни трудность пути, ни песчаныя юдоли, ни жажда, ни иныя препоны не возбраняют им приходить во Иерусалим на поклонение Богу: а за таковое усердие и за таковые подвиги обещает им Божие благословение и помощь в многотрудном пути. То же самое и в следующем стихе повторяет: ибо как по пренесении заветнаго ковчега на гору Сионскую, законом предписано было собираться туда для поклонения Богу; то верные свято исполняли сию должность. Они ходили из отдаленных стран толпами во Иерусалим, и не чувствовали усталости, донележе не узрят лица Божия, и в сем-то разуме сказаны оныя слова: пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе. А каким образом древле являлся Бог рабам Своим во храме, о том пространнее сказано инде: а здесь повторим вкратце, что хотя не было во храме никакого видимаго изображения Божия, но понеже ковчег завета был знамением присутствия Его, то верные посредством онаго знали, как приступать к Богу.
Пс.83:9. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль.
Пс.83:10. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа твоего.
Понеже многие мирские люди безразсудно и безуспешно мучат и изнуряют себя суетными желаниями, сего ради Давид благоразумно желания свои обращает к Богу. И первее просит просто, дабы Бог услышал его; потом, дабы кто не возмнил, что он отлучен от Церкви, предупреждает сию мысль, – присоединяется к верным, и с ними вместе препоручает себя покровительству Божию. Ибо, ежели бы не был членом Церкви, то не мог бы вообще и от лица всех сказать: Защитниче наш! И тотчас восходит выше, износя на среду царское помазание, которым Бог удостоил его чрез Самуила (1Цар. 16:12). Откуду обещает себе Божию милость: ибо по повелению Его помазан был в царя. А понеже ведал, что царство его было прообразовательное; то без сомнения тщился приобресть себе Божию милость посредством онаго Ходатая, Котораго лице на себе носил. Почему как бы так говорит: Господи, хотя я и недостоин, чтобы Ты на меня воззрел, но сего достойно то помазание, по которому возложил Ты на меня образ грядущаго Мессии. Из сих слов научаемся, что Бог не иначе примиряется с нами, как разве когда Христос на среду исходит, пред лицем Котораго весь мрак пороков наших исчезает.
Пс.83:11. Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих.
Понеже большая часть мирских людей без причины живут в свете и ничего так не желает, как продолжительныя жизни, сего ради Давид глаголет здесь, что он имеет намерение жить на тот токмо конец, дабы служить Богу; и для того за большее почитает препроводить един день при дверех храма Его, нежели чрез долгое время находиться между людьми нечестивыми, не имеющими даже и понятия о Богослужении. А понеже единым священникам позволено было во храм входить, как сказано выше: для того ясно изображает, что он доволен будет и тем, ежели имеет стоять токмо в преддверии храма. Но в Еврейском тексте еще сильнее мысль сия выражена так: избрах при праге быти дому Бога моего паче, неже жити в селениих грешничих. Сие сравнение премного увеличивает смирение Пророка, аки бы тако глаголющаго: я лучше желаю быть в самом последнем и простейшем месте при доме Божием, нежели иметь первейшее между нечестивыми. Редкий, поистинне, пример благочестия!
Пс.83:12. Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием.
Сими словами Пророк утешает себя, и всякаго мужа благочестиваго, шествующаго чрез юдоль плача в небесное отечество; и обещает от Бога себе и всякому праведному милость и истину, то есть, благодать и славу: благодать, дабы преходя от силы в силу, мог преуспевать в правде и чрез оную оправдаться; славу, дабы достигнув горы Сиона, идеже Бог богов не ктому чрез веру, но чрез видение зрится, могл прославлен быть. А яко Бог даст благодать и славу праведным людям, доказывает тем, что Он любит милость и истину. Понеже бо любит милость, то непременно помилует, и помиловав, даст благодать; а понеже любит истину, то есть, справедливость, то верно воздаст, что обещал любящим Его (Иак. 1:12). Следующими за сим словами: Господь не лишит благих ходящих незлобием, подтверждает то же, что сказал выше, и относит обетование благодати и славы к тем токмо, кои ходят в незлобии, или в непорочности. Аки бы сказал: милосердый и праведный Бог не лишит благодати и славы, яко таких благ, кои одни суть истинныя и совершенныя блага, но токмо тех, кои единожды быв оправданы, всегда ходят в непорочности, пребывая и преуспевая в вере, в надежде и в любви. Ибо иначе, ежели обратятся вспять и будут ходить неправдою, лишатся благодати и вместо славы восприимут студ.
Пс.83:13. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на тя.
Сии слова относятся к воспоминанию бедственнаго странствования. Ибо как выше нарекл блаженными живущих во дворех Божиих, так здесь свидетельствует, что он хотя на время и лишен сего счастия, однакоже не совсем и беден. Чего ради? Понеже издалече взирает на Божию милость, и на оную крепко надеется. Сей пример достоин примечания нашего, донележе бо лишаемся Божией благодати, дотоле нужно нам стенать и печалию снедаться: но дабы чувствование скорби не довело нас до отчаяния, потребно среди самых величайших бедствий вооружаться верою и терпением.