Источник

Глава 14.
Анализ и объяснение 14 главы. Состояние истинной Церкви Христовой и брань ее со зверем

Епископ Петр. «Объяснение Апокалипсиса»

В 14 главе содержатся три видения, из коих в первом описывается состоя­ние истинной Церкви в промежутке процветания империи зверя (Апок. 14:1–5). Во втором видении изображается состояние Церкви после исхода из Ва­вилона под эмблемой трех ангелов, которые проповедуют Евангелие и Ва­вилону возвещают конечное разрушение (Апок. 14:6–13). В третьем видении изоб­ражаются суды, которыми совершится разрушение духовного Вавилона под эмблемой жатвы и выжимания винограда (Апок. 14:14–20).

Первое видение (Апок. 14:1–5)

В этом видении изображается Церковь, чистая невеста Иисуса Христа во время процветания империи зверя под образом 144 тысяч, стоящих с Агн­цем на горе Сион. К ним присоединяется новый сонм святых, играющих на гуслях и высокой песнью прославляющих великое благодеяние спасе­ния, которым они обязаны Иисусу Христу и Богу Отцу, и вместе исповеду­ющих свою веру и надежду.

Здесь представляются: а) Церковь Христова под эмблемой 144 тысяч святых, стоящих на горе Сион (Апок. 14:1); б) присоединение к Церкви сонма играющих на гуслях и воспевающих новую песнь (Апок. 14:2); в) похвала Церк­ви Христовой (Апок. 14:3):

а) Церковь Христова представляется на Сионе. Ст.1. «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». В то время как зверь царствовал и царство свое старался распространять в мире, Святый Дух к утешению благочестивых открывает, что и Бог имеет в мире Церковь, которая стоит на твердом основании истинной веры, царствует с Иисусом Христом на горе Сион и наконец восторжествует над зверем и его империей. Характер этой Церкви изображается в следующих чертах: а) Церковь представляется под эмб­лемой 144 тысяч. Это число есть таинственное (см. Апок. 7:4–5). Число 144 есть квадрат, которого корень есть 12. Это число (12) изображает Церковь, 1) основанную на учении двенадцати апостолов Христовых (Еф.2:20; Апок.12:14) и на этом непоколебимом основании твердо стоящую против всех искушений плоти, мира и диавола; 2) изображает Церковь как прообраз ветхозаветной Церкви Иудейской, разделявшейся на 12 колен; потому она составляет истинный Израиль, народ Божий в новозаветной экономии. Избранные представлялись св. Иоанну на горе Сион, как бы выведенные на свободу сынов Божиих, сделавшиеся участниками царства и священ­ства истинного, духовного (Евр.12и след.). Представлялись пребыва­ющими с Агнцем, то есть Иисусом Христом, Который, как Агнец Пасхаль­ный, принес Себя в искупительную жертву на кресте (гл.5, 6). Это значит, что избранные ищут Одного Иисуса Христа, славятся Им, как своим Царем и Первосвященником, к Нему Одному прилепляются чистой любо­вью, стараются Ему Одному угождать и служить, в Его жертвоприноше­нии и в общении с Ним Одним находят себе успокоение и счастливую жизнь. Взаимно и Иисус Христос соединяется с верными, благочестивы­ми почитателями Его и изъявляет им все богатство Своей любви. «Имя Отца Его (Иисуса Христа) было написано на челах их». Это имя не есть буквальное название, и начертание его не есть вещественное, но означает отличи­тельные качества духовные или господствующий образ мыслей, желаний, чувствований, нравственный характер, образ жизни, из которого ясно видно, как будто из надписи на открытом челе, что избранные Божий все­цело посвятили себя для почитания, служения и славы Иисуса Христа и Отца Его.

б) Присоединение сонма играющих на гуслях к 144 тысячам девственников. Ст.2. «И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих». Св. Иоанн как бы так говорил: «Я слышал большой шум какого-то многочис­ленного сонма, который и голосом и на гуслях произносил пред Богом свое исповедание или воспевал хвалу Ему; голос этого сонма был подобен шуму многих вод и сильному грому». Поскольку местом этого видения было небо, именно город Иерусалим, представляйшийся на небе, где св. Иоанн видел гору Сион, лежащую близ холма Мориа, на котором стоял храм, то, вероятно, что этот хор играющих на гуслях представляется в образе анге­лов, подобно священным лицам – левитам, одетым в льняные одежды, ко­торые обыкновенно играли на гуслях в иудейском храме. Предводители этого хора были, вероятно, ангелоподобные знаменитые мужи, учители, которые в Церкви и в общественных собраниях против развращения сво­его времени защищали истину и чистоту нравов с такой силой и дерзновением, что везде возбуждали шумный говор и согласные, одобрительные отзывы людей всякого чина. Это и значит то, что голос их был подобен шуму многих вод и сильному грому. Они представляются св. Иоанну под видом играющих на гуслях, то есть священных лиц, которые обществен­ное служение отправляли в храме Божием и своим служением старались благоугождать Богу и святым; и вообще весь хор избранных, для удоволь­ствия и утешения народа Божия, в приятном, стройном пении произно­сил исповедание своей веры с благодарением за спасение рода человечес­кого, совершенное Иисусом Христом. Они доказывали прекрасную гар­монию Евангельского учения и везде получали одобрение от своих слуша­телей, которые этим приятным вещанием Евангелия услаждались. Ибо гус­ли здесь служат эмблемой приятной вести благодати, которую приносит Евангелие, и хвалы (Евр.13:15), которую возносят Богу исповедающие Его имя за такое великое благодеяние.

Ст.3. «Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами». Эти святые служители Божий – духовные левиты и священники, играли на гуслях и пели. Предметом их песни было или исповедание веры, или прославление величайшего благодеяния искупления из рабства духовного. Хотя эта песнь по своему содержанию была древняя, потому что они исповедовали учение апостольское, а не другое какое, и воспевали хвалу Богу ту же, какую давно воспевали животные и пресвитеры (Апок. 5:9); однако она была как бы новая, может быть и потому, что они вновь собственным опытом узнали цену новых благодеяний, оказанных Иисусом Христом в Новом Завете, как бы вновь сердцем ощутили сладость и счастье своего состояния пребывания в тесном общении со своим Искупителем. Эти благодеяния Иисуса Христа и сладость блаженства никогда не устареют, всегда будут иметь свою новую, свежую приятность;

в) Похвала Христовой Церкви, пребывающей с Агнцем на горе Сион; изображаются разные добродетели и свойства ее.

1) Понятливость. Ст.3 пол. «И никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли».

2) Чистота учения и нравов. Ст.4. "Это суть те, которые не осквернились с женами: ибо они девственники». Здесь можно разуметь девство и нравственное, и духовное. Не оскверняться с женами на языке Священного Писания (Иер.3:9; Иез.23:2–3; Ос.1:2) иногда значит быть чистым от порока духовного прелюбодеяния, то есть идолослужения, суеверия, порабощения какой-нибудь страсти и всякой греховной нечистоты. В последнем от­ношении быть девственником значит исповедовать чистое учение евангельское, совершать достойное Богу служение, быть свободным от суеверия, заблуждения, лицемерия, чистой любовью прилепляться к Иисусу Христу, жизнь и нравы сообразовать по евангельскому учению. Так, и ап. Павел представляет Церковь (Еф.5:27) как совершенную невесту Христо­ву, которая хотя есть жена Христова, но не перестает быть девой, чистой от общения с миром (2Кор.11:2).

3) Искреннее расположение к Иисусу Христу. Ст.4 пол. "Это суть те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел».

4) Свобода. Ст.4 пол. «Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу», то есть выведенные из духовного рабства на свободу сынов Божиих, посвященные Богу и Христу, заботящиеся о славе Его Одного и любящие общение с Ним. Выражение «первенцы Богу и Агнцу», кажется, взято из книг Моисеевых, где повелевалось первенцев посвящать Богу (Исх.13:2,15).

5) Непорочность. Ст.5. «И в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим».

Второе видение (Апок. 14:6–13)

В предыдущем видении изложено только как бы предисловие касательно приведения Церкви в лучшее состояние. А здесь это благоустраивание Церкви изображается эмблемой трех ангелов-проповедников, по поряд­ку являвшихся один за другим и возвещавших Суд Божий над противника­ми. Это видение состоит из двух частей. В первой части излагаются про­поведи трех ангелов (Апок. 14:6–11). Во второй части, в виде заключения, изоб­ражается характер времени проповеди последнего ангела (Апок. 14:12–13).

Первый ангел-проповедник (Апок. 14:6–7). Ст.6. «И увидел я другого ангела, летяща­го посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествоват живу­щим на земле и всякому племени, и колену, и языку, и народу». Св. Иоанн видел ангела, летящего по небу, вероятно, держащего в своей руке развернутый свиток и показывающего его всем народам. Ангел здесь не означает собственно ангела, потому что ангел не учит Евангелию, но – проповедника Евангелия, служителя Церкви. Ангел вообще значит вестник, или посланник, которому Богом поручено исполнить какое-нибудь дело. В этом смысле и св. Иоанн Предтеча, прор.Аггей и другие служители Божий называются ангелами (Мал.3:1; Агг.1:13; Ис.44:26; Мф.13:41; Апок.9:14, 10:1). Потому и здесь под ангелом подразумеваются проповедники Евангелия, которым поручено служение примирения людей с Богом (2Кор.5:5, 18, 20). Этот ангел летел по небу. Это значит, что служители Божий обращаются в виду всех, поставлены на видном, почетном месте, публично отправляют должность в Церкви, так чтобы все могли видеть и слышать их. Евангелие, то есть учение о благодати оправдания человека грешника пред Бо­гом и об истинном богопочитании, называется вечным, потому что оно еще в древности было обещано отцам, впоследствии проповедано Иису­сом Христом и апостолами, и ныне, и навсегда, во все века будет иметь силу. Хотя оно по временам было затемнено разными толками и заблуждениями людей суемудрых, но теперь оно более уяснится правомыслящи­ми, очистится от грубых понятий и заблуждений.

Ст.7. «И говорил он громким голосом: убойтесь Бога, и воздайте Ему славу; ибо наступил час Суда Его, и поклонитесь сотворившему небо и землю, и море и источники вод». Страх, или благоговение пред Богом, есть начало премудрости и основание благочестия (Притч.1:7). А по недостатку страха люди часто допускают много заблуждений в вере, впадают в беспечность, ведут плотскую жизнь, которая есть вражда на Бога (Рим.8:7–8). Потому ангел прежде всего и побуждает благоговеть пред Богом как Творцом мира, всемогущим верховным Владыкою всего, Правителем и Судиею. Суд Божий описывается ниже.

Второй ангел-проповедник (Апок. 14:8). «И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным видом блуда своего напоил все народы». Под Вавилоном одни разумеют языческий Рим, а другие лжехристианскую империю. Причиной падения этого Вавилона было то, что он напоил все народы вином блуда и за то подвергся гневу Божию. Под вином блуда разумеется ложное учение религии (Иер.51:7), от которого происходит в душе омрачение, как при опьянении от вина.

Третий ангел-проповедник (Апок. 14:9–11). «И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангела­ми и пред Агнцем. И дым мучения их восходит во веки веков, и не имеют покоя ни днем, ни ночью, поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание (характер) имени его". Под вином ярости Божией подразумеваются тяжкие суды Божии, которые приводят людей в страх, исступление, подобно опьянелым от вина, возмущают дух. Это относится к внешнему, временному наказанию, которое будет соединено с духовным и вечным мучением в огне и сере. Когда сера соединяется с огнем, то от этого происходит ужасный пожар и нестерпимо жестокое мучение. Нечестивые вечно будут мучиться и внешним и внутренним огнем, то есть страстями и совестью, которая, представляя гнусность пороков и гнев Божий за них, никогда не даст покоя духу (Ис.57:21; Мф.11:29).

Характер, или признаки времени проповеди последнего ангела (Апок. 14:12–13). Ст.12. «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса». Из этого видно, что во время проповеди третьего ангела Церковь подвергнется тяжкой скорби от зверя, которая будет предшествовать звуку последней трубы и во время которой два свидетеля Христовы будут убиты зверем (Апок. 11:7).

Ст.13. «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Умирать в Господе значит тихо переходить в дру­гую жизнь в общении с Господом или за Господа, за истину подвергаться мученической смерти во время гонения от зверя. Подвергающиеся мучени­честву называются блаженными преимущественно пред другими потому, что по мере своих страданий они получат высшую награду от Бога. Они успоко­ятся от трудов своих, то есть после смерти освободятся от всех забот, не­приятностей, скорбей, не будут уже подвергаться бедствиям, но в общении с Иисусом Христом будут наслаждаться плодами дел и трудов своих.

Толкование на ст. 8. Ложная мудрость – вино любодеяния

Филарет, митрополит Московский. «Слова и речи». «Воскресное чтение», ч.11.

Воздержание ума почитается у людей наименьшей обязанностью. Жажда познания, без дальнейшего рассмотрения, приемлется не только за есте­ственное и невинное, но даже за благородное чувствование. И как рос­кошь чувственная оказывает какое-то уважение ум помрачающему вину, в сравнении с очищающей оный водою: так нередко роскошь ума с пренеб­режением проходит мимо чистых источников израилевых и с жадностью принимает из рук любодейцы вавилонской, ложной мудрости мира, чашу, из которой сия «от вина ярости любодеяния своего напоевает вся языки» (Апок. 14:8). Наше время видело, и не к блаженству своему, кажется, еще видит жажду­щих так называемого просвещения, которые из чаши сей пьют вино спер­ва духовного любодеяния, приемлют учение, которое приводит в забве­ние священные отношения человека к Богу и вводит противное чистому закону нерастленного ума смешение истины с ложью, зла с добром, нрав­ственности со страстями, духовного с чувственным; потом пьют вино лю­бодеяния даже чувственного, поскольку от нечистых понятий естественно происходят нечистые чувствования, и растленное учение сопровождает­ся развратною жизнью; и в которых, наконец, сие вино любодеяния, в высшей степени упоения, превращается в вино ярости; поскольку обуявшие от ложного просвещения, подобно пьяным, не любят быть в покое, но с мечтательною мыслию преобразования, все хотят ниспровергнуть и раз­рушить, и нездоровую жажду просвещения, от неестественного пития пре­вратившуюся у них в другую, еще более неистовую жажду быть просвети­телями, не умеют угасить иначе, как слезами и кровию людей и народов. «Блажени мертвии, умирающии о Господе» (Апок. 14:13). Нам кажется, что нет ни­чего страшнее смерти, ничего ужаснее гроба. Но Слово Божие, не назы­вая блаженными живых, называет блаженными мертвых: «Блажени мерт­вии», – свидетельствует сам Дух Господень.

«Блажени» уже потому, что, когда мы пришельствуем еще в стране изгна­ния, они достигли небесного Отечества; мы вдаемся в присноволнующем­ся море житейских попечений – они вошли уже в тихое пристанище успо­коения; мы в узах плоти – они в свободе духа! Присмотритесь к лежащему во гробе, как ничто наше, земное, не возмущает его смертного покоя – ни наши радости и слезы, ни наши удовольствия и огорчения, ни наше благо­получие и несчастия. Он чужд всему, выше всего, неприступен ни для чего! «Блажени мертвии».

Но увы! Сие видимое спокойствие бренной плоти, общее всем мерт­вым, не всегда есть признак безмятежного покоя духа, отрешившегося от плоти. Нет у мертвых наших радостей и скорбей; но радости или скорби сретают их в другом мире; когда предстают они пред престолом всеведую­щего Судии и Бога. О, какие ужасные, невообразимые для нас скорби и болезни обыдут там душу, обремененную грехами, связанную плотскими похотениями и страстями прикованную к земным наслаждениям! И ка­кие неизглаголанные для нас радости обретает душа, которая является в другой мир под кровом благодати Господней, в объятиях милосердия Отца небесного, под руководством и охранением святых ангелов и духов пра­ведных, совершенных. Посему-то Дух Божий и называет блаженными толь­ко тех мертвых, кои умирают о Господе: «Блажени мертвии, умирающие о Господе».

То есть блаженны те мертвые, кои в продолжение жизни были соеди­нены с Господом живою верою в Него и сохранили веру сию до последне­го воздыхания смертного, с нею преступили прах смерти, с нею явились пред престолом Господним. Блаженны те, кои, ведая волю Господню, тщи­лись исполнять ее в продолжение всей своей жизни, ходили по слову Пи­сания, во всех заповедях и оправданиях Господних беспорочно. «Блажени мертвии», кои возлегая на одр смертный, могли сказать с Самуилом всем, среди коих провели жизнь свою: «Се аз, отвещайте на мя пред Господом.., еда у кого тельца взях или осля, или кого от вас насильствовах, или кого утесних, или от руку некоего приях мзду» (1Цар.12:3). Блажен, кому и самый враг не может сказать ина­че, что говорил Давиду злейший враг его Саул: «Праведен ты, паче мене, яко аз воздах тебе злая, ты же воздал ми еси благая» (1Цар.24:18). Блажени мертвии, кои с благо­душием несли крест, возлагаемый промыслом Божиим, с ровною любо­вию принимали от руки Господней и утешения радостей и чашу скорби. Блаженны те, кои в продолжение земного странствования, сколько бы оно ни было для них приятно по обилию земных благ и радостей, не забывали своего небесного Отечества, к нему устремляли мысль свою, о нем возды­хали сердцем своим, в нем утверждали чаяния и надежды свои, в нем иска­ли неоскудеваемого сокровища сердца своего, для стяжания его готовы были жертвовать всеми сокровищами мира. Блаженны те, кои при всем стремлении к правде и благочестию, не полагались на свою праведность, искали оправдания во Христе Иисусе, «Его же Бог Отец положи очищение ве­рою в крови Его» (Рим.3:25); потому до конца жизни не переставали сокрушаться о воль­ных и невольных прегрешениях своих, исповедовать их пред Богом и от Него единаго чаять оправдания и помилования. «Блажени мертвии, умираю­щие о Господе!» Им Сам Господь речет на последнем Суде Своем, пред лицем всего мира: «Приидите, благословении Отца Моего, последуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25:34).

Третье видение

Еп.Петр. «Объяснение Апокалипсиса»;

В этом видении описываются тяжкие суды Божии, которые совершенно поразят гонителей Церкви и положат конец тем бедствиям, которыми столько веков был колеблем мир из-за веры (гл.11, 18). Из мрака скорбей, долго облегавшего, наконец для праведных воссияет приятный свет радо­сти. Эти окончательные суды Божии изображаются здесь под двоякою эмблемою жатвы и выжимания винограда. В первой эмблеме представля­ется: а) жатель со своим характером (Апок. 14:14); повеление жать, данное анге­лом (Апок. 14:15); самая жатва (Апок. 14:16). В последней эмблеме изображаются: а) выжиматель ангел с острым серпом (Апок. 14:17); б) повеление выжимать, дан­ное ангелом (Апок. 14:18); в) исполнение повеления и следствие его (Апок. 14:19–20).

I. Жатва земли

1) Жатель. Ст.14. «И взглянул я, и вот, светлое облако, и на облаке сидит подоб­ный сыну человеческому. На главе его золотой венец, и в руке острый серп». Явившийся св. Иоанну, вероятно был ангел, как можно видеть из ст. 17, где противополагается ему ангел выжиматель. Он явился в виде человеческом, или подобный сыну человеческому, то есть человеку (Пс.143:3; Дан.10:16, 7:13; Апок.1:13). Здесь разумеется человек вообще, а не Иисус Христос, потому что когда говорится об Иисусе Христе, то поставляется определенный член пред словами Сыну Человеческому (греч.текст); а здесь нет члена. Характер этого ангела представляется в следующих чертах: а) он несется на светлом облаке. Светлое облако есть символ лица знаменитого, чистого, быстрого в исполнении намерений своих или повелений Божиих (Пс.103:3; Ис.19:1); б) имеет на голове золотой венец как знак царского достоинства и славы (Апок. 4:4); в) в руке держит острый серп, то есть наделен силами и приготовился к исполнению строгого Суда Божия над врагами Церкви, который здесь представляется под эмблемою жатвы. Хотя принадлежности этого ангела приличествуют и Иисусу Христу, но здесь относятся к ангелу, тем более, что а) этот ангел от другого ангела получит повеление жать, чего нельзя относить к Иисусу Христу; б) этот ангел-жа­тель представляет другим – подобным ангелу, выжимателю винограда, которого, очевидно, нельзя почитать за Иисуса Христа (Апок. 14:17); в) Иисус Христос как Царь, сидящий одесную Бога Отца, суды Свои в жатве мира и Церкви совершает чрез ангелов (Мф.13:41), то есть чрез служителей, из­бранных Им для этого великого дела. Потому здесь под ангелом можно разуметь царей, которых Бог употребляет для исполнения Своих судов и которые блистают большою славою, потому что призваны для славного дела, и, будучи движимы ревностию к религии, со всею готовностью и ско­ростью исполняют повеление Иисуса Христа.

2) Повеление жать. Ст.15. «И вышел другой ангел из храма, и воскликнул гром­ким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела». Если под ангелом-жателем подразумевать самого Иисуса Христа, Царя, верховного Судью мира и Церкви, на быстром облаке несущегося на Суд таинственного Египта, то это можно разуметь так: а) Иисус Христос – Царь, все делает по отношению к Церкви не иначе, как по велению или воле Бога Отца (Ин.12:49–50, 5:20); б) все, что касается обстоятельств человеческих и особенно Церкви, все случаи и происшествия советом Божиим уже прежде определены, даже времена и сроки назначены Богом прежде события вещей. А если под анге­лом-жателем подразумевать царей, защитников Церкви, то под ангелом, выходящим из Небесного храма с повелением, можно разуметь служителей Евангелия, которые царям возвещают обязанность совершить суд, определенный Богом таинственному Вавилону.

3) Самая жатва. Ст.16. «И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата». Как в жатве созревшие растения пожинают серпом, так нечестивые, гонители народа Божия, процветавшие и высившиеся на поле этой земли, созревшие в беззакониях, по исполнении времени долготерпения Божия, вдруг будут посечены строгим судом Божиим, символом которого здесь служит серп.

II. Выжимание винограда

1) Ангел-выжиматель. Ст.17. «И другой ангел вышел из храма, находящагося на небе, также с острым серпом». Эта эмблема подобна предыдущей. Здесь ангел также означает царей и служителей Божиих, по мановению Божию совершающих суды, определенные врагам Церкви.

2) Повеление обрезать виноград. Ст.18. «И иной ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника, и с великим криком воскликнул к имеющему ост­рый серп, говоря: пусти острый серп свой, и обрежь гроздья винограда на земле; потому что созрели на нем ягоды». Ангел повелевает бросить серп, чтобы обрезать гроздья, то есть истребить врагов Церкви, ибо ягоды созрели, то есть беззакония их возросли до крайности, так что нельзя больше терпеть их: мера преступлений переполнилась (Быт.15:16) и время долготерпе­ния Божия кончилось. Под ангелом, имеющим власть над огнем, можно подразумевать того, кому предоставлено исполнение гнева Божия, сим­волом которого служит огонь (Апок. 8:5, 7, 9:17). Ангел этот вышел от жер­твенника всесожжения, на котором хранился огонь для сжигания жертв. Жертвенный огонь, как сказано выше (Апок. 8:5), служит символом святейшей воли Божией и правосудия, которому свойственно наказывать грехи лю­дей. Действием этого правосудия и мщения Божия будет та кровопролит­ная война, в которой в это время будет пылать вселенная.

3) Исполнение повеления – обрезание ягод. Ст.19. «И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия». Ст.20. «И истоптаны ягоды в точиле за городом». Здесь намекается на город Иерусалим, вне которого на Масличной горе много было точил, или тисков, в которых выжимали маслины и виноград. С этого взята и эта эмблема (см.под.Иоил.3:13). Обрезать грозды здесь значит поражать наголову нечестивых, врагов Церкви. Повержение их в точило и топтание означает то страшное поражение врагов Церкви, в котором ясно проявится гнев Божий, и которое будет произведено в жестокой войне, на которой будет проливаться кровь врагов Божиих. Точило означает какое-нибудь обширное место, отделенное от стана святых, называемого здесь городом, на котором (месте) будет производиться поражение противников Божиих, и которое в гл.16 называется Армагеддон.

4) Следствие выжимания винограда. Ст.20. «И потекла кровь из точила даже до узд конских на тысячу шестьсот стадий». Это гиперболическое изображение вообще показывает, что поражение врагов Божиих будет самое ужасное, так что кровь как будто реками будет течь. 1600 стадий есть число определенное вместо неопределенного и вообще означает обширное поле сражения. В Евр.стадии 125 шагов в 5 футов, всех 625 футов или около 90 саженей.

Библиографический указатель к 14-й главе

1). Андреи Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. Гл.39. Об Агнце и ста сорока тысячах (Апок. 14:1–3). Сл.14. Гл.40. Об ангеле, предвозвещающем близость будущего суда (Апок. 14:6–7). Гл.41. Об ангеле, возвещающем падение Вавилона (Апок. 14:8). Гл.42. Об ином ангеле, предупреждающем верных не принимать антихриста (Апок. 14:9–13). Сл.15. Гл.43. Как сидящий на облаке серпом пожнет произрастания земли (Апок. 14:14–16). Гл.44. Об ангеле, обрезывающем лозу горечи (Апок. 14:17–20).

2). Ф.Яковлев. Апостолы. Вып.2. Толкование Апокалипсиса. Видение девственников, торжествующих в небесах (Апок. 14:1–5). Предвозвестники наступающего гнева Божия (Апок. 14:6–20).

3). Оберлен. Прор.Даниил и Апокалипсис св. Иоанна. Перев.прот.Романова. Со­держание 14 и 15 гл. Апокалипсиса.

4). Афанасий, архиеп.Казанский. Умирающие о Господе (Апок. 14:13). Душеп.чт. 1870.

Продолжение следует...


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса с библиографическим указателем / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов; Изд. Группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женск. мон. – Москва : Изд. группа «Скит», [1994]. – 512 с.

Комментарии для сайта Cackle