Источник

Псалом 115

Пс.115:1. Аллилуиа. Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело.

Пс.115:2. Аз же Рех во изступлении моем: всяк человек ложь.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом Евреи соединяют с предыдущим, но мы следуем разделению седмидесяти толковников. Впрочем, прилично положен он на ряду с предыдущим: ибо Пророк благодарит в нем Бога, и обещает воздать обеты за избавление от бедствий.

Пророк, дабы яснее открыть Божию милость и чудное от бедствий избавление, паки повествует, коль в отчаянном находился он состоянии, и чистосердечно признается, что он, яко человек, много колебался мыслями, как сказано выше, и даже, быв в некоем умоизступлении, усумнился о Божием промысле, но сие было мгновенное только искушение. Ибо скоро пришел сам в себя, поверил Божиим обещаниям и в сильном движении духа сам в себе сказал, что всяк человек ложь, а един токмо Бог истинен и верен. Ибо верные рабы Божии хотя и часто падают, яко человеки подобострастные нам, но никогда основания веры не оставляют и Бога с намерением во лжи не обвиняют, но, сколько возможно, нечестивым мыслям противоборствуют, и наконец, совершенно на Божием слове успокоиваются. Глагол: рех, – который употребляет здесь Давид, означает твердое его в том удостоверение, так как и то, что вышереченное искушение не так поколебало душу его, чтоб он не противостал ему. Сего ради далее глаголет:

Пс.115:3. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

Здесь с удивлением восклицает, что он Божиими благодеяниями так обременен, что не находит себя равносильным возблагодарить за них. Ибо употребляя выразительный вопрос, показывает, что усердия в нем не недостает, но что силы ко изъявлению онаго не довлеют. Итак, признавая себя к возблагодарению безсильным, употребляет последнее средство, то есть, прославляет Божию милость, какими только может хвалами. Желал бы я, глаголет, исполнить долг мой с радостию, но обращая очи мои во все страны света, не обретаю, чем бы мог достойно возблагодарить Бога за все Его благодеяния.

Пс.115:4. Чашу спасения прииму и имя Господне призову:

Некоторые под именем чаши сея разумеют жертвоприношение, бывшее в употреблении в ветхом завете, которое состояло в жидкостях и возлияниях; другие разумеют чашу заздравную, которую древние употребляли на пиршествах и пили в воспоминание друзей и благодетелей. Но святые отцы, Василий Великий, Златоуст и другие многие согласно место сие разумеют о чаше терпения и страдания, в каком разуме и Господь у Матфея о сей чаше сказал: можета ли пити чашу, юже Аз имам пити? (Мф. 20:22) и у Иоанна в главе Ин. 18:11: чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея? И не токмо в новом завете, но и у древних Пророков повсюду чаша берется за горькое питие скорбей, как например во Пс. 74:9: яко чаша в руце Господни вина нерастворена. И у Исаии (Ис. 51:17): востани, востани Иерусалиме, испивый чашу ярости от руки Господни; и у Иер. 25:15: возми чашу вина нераствореннаго от руки Моея, и проч. Таким образом, муж святый, ничего не имея лучшаго, что бы мог принести в дар Богу за толь многия и великия благодеяния, оказанныя ему, глаголет: чашу спасения прииму, – то есть, испию с удовольствием чашу Господню, коль бы она горька ни была, и хотя бы скорби, хотя бы напасти, хотя бы самую смерть за честь свою претерпеть мне благоволил, я не отрекуся от всего того, ведая, что чаша сия хотя и горька, но спасительна. И понеже на мои силы не уповаю, но при помощи Божией вся могу, сего ради имя Господне призову, да даст мне чашу Свою без всякаго страха испить.

Пс.115:5. молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми его.

Пс.115:6. Честна пред Господем смерть преподобных его.

Сими словами Пророк изображает, что он за милости Божия готов принести жертву хвалы и исповедания Господеви не в темном некоем углу, или наедине, но явно и торжественно пред всеми людьми, и даже в присутствии самых врагов, хотя бы от того и самая смерть приключилася ему. Ибо Господь так за велико почитает смерть преподобных Своих, подъемлемую за исповедание имени Его, как люди за велико вменяют драгоценныя каменья, коими обыкновенно украшается венец царский, и коих нет ничего честнее и дороже у всех.

Пс.115:7. о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя.

Пс.115:8. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову.

Муж святый не гордится тем, что всего себя Богу в жертву приносит, но признает долг рабства своего, и согласно заповеди Господней говорит: раб непотребен есмь, яко еже должен бых сотворити, сотворих (Лк. 17:10). Что бо великое сделал я, воздав пред всеми людьми обеты моя? Еже бо должен бых сотворити, сотворих. Ибо аз раб Твой есмь, Господи, не токмо по праву искупления, но и по праву создания: и не токмо раб, но и сын рабыни Твоея: ибо и мать моя есть рабыня Твоя по двум оным причинам, то есть, по созданию и по искуплению.

Упоминая о узах, научает, что он избавлен только от насилия врагов, которые держали его аки скованнаго по рукам и по ногам, а не от того благаго и легкаго ига, о котором упоминает Господь во Евангелии, призывая к Себе всех труждающихся и обремененных (Мф. 11:28). Ибо Господь не совсем свобождает от ига сего, но отъемлет иго жестокое, да возложит иго благое; отъемлет бремя тяжкое, да возложит бремя легкое. Растерзал еси, глаголет, узы моя, то есть, избавил мя еси от рабства тяжчайшаго, и соделал еси рабом Твоим, Владыко, Которому работать то же есть, что царствовать: сего ради Тебе пожру жертву хвалы. Тебе глаголю, а не мерзким оным богам, которым служат сынове века сего, то есть, мамоне и чреву, честям и богатствам: и имя Господа моего, иже есть един истинный Бог, ныне и всегда призову.

Пс.115:9. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми его,

Пс.115:10. во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.

Повторяет реченныя в стихе 5 слова, но к сему присовокупляет: во дворех дому Господня, посреде тебе Иерусалиме, дабы показать, как говорит Августин, что раб Божий должен приносить обеты свои Богу внутрь церкви, которая здесь чрез Иерусалим означается; ибо те, кои вне церкви сие делают, не суть сынове церкви. Почему справедливо пишет священномученик Киприан в книге о единстве церкви, что еретики хотя могут быть замучены, но не могут венчатися, и что смерть их не есть венец веры, но казнь за вероломство. Дворы дому Господня можно здесь прилично отнести и к чувственному Иерусалиму. Ибо как во времена Давидовы един был олтарь и жертвенник во Иерусалиме, где Бог единственно повелел Израильтянам иметь священныя собрания, дабы между верными всегда было взаимное сообщение для вящшаго успеха в благочестии, сего ради Пророк прилично сказал: обеты моя Господеви воздам во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle