Псалом 116
Пс.116:1. Аллилуиа. Хвалите Господа, вси язы́цы, похвалите его, вси людие:
СОДЕРЖАНИЕ
Сей кратчайший псалом объясняет святый Апостол Павел в послании к Римлянам, в главе 46, где говорит, что Христос Иисус был служитель обрезания по истине Божией, во еже утвердити обетования отцев, а языком по милости прославити Бога; и приводит сии слова: Хвалите Господа вси язы́цы, и похвалите Его вси людие. Из чего понимать можем, что Пророк во псалме сем призывает всю церковь, составленную из язычников и Иудеев, увещавая и тех, и других к хвалению Бога, явившаго им милость и истину.
Хотя Дух Святый на других местах призывает к хвалению Бога не токмо людей, но и горы, и реки, и древа, и дожди, и ветры, и громы, поскольку все твари в молчании вопиют о Творце своем, но Он особенным образом прославляется от людей, яко от тварей, одаренных разумом. Пророк убо всю церковь, как сказали мы, приглашает к хвалению Господа, и под именем языков разумеет, как протолковал Апостол, язычников, обращенных в веру, которых в первом полагает месте по той причине, поскольку предвидел, что церковь большею частию имела составиться из язычников, нежели из Иудеев. А под именем людей, как кажется, разумеет избранный народ, или различныя колена Иудеев, подобно в веру обращенных, как заметил Иероним в толковании своем на сие место. Да и в псалме 2 подобныя слова: вскую шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным? Апостоли, Деян. 4, протолковали в сем же смысле, разумея чрез языков язычников, а чрез людей – Иудеев.
Пс.116:2. яко утвердися милость его на нас, и истина Господня пребывает во век.
Дает причину, чего ради долженствуют хвалить Бога как язычники, так и Иудеи, показывая, что милость Господня открылась явно как над теми, так и над другими: и не токмо милость открылась, но и истина обетований исполнилась совершенно, и ктому во веки не изменится. Ибо церковь, собранная из язычников и Иудеев, так основана и утверждена, что и врата адова не одолеют ей (Мф. 18:18). Здесь заметить должно, что вышереченныя Апостольския слова, сказанныя в заглавии о язычниках, кои долженствовали прославить Бога по милости, а Иудеи по истине Божией, не тот имеют разум, аки бы милость Божия не относилась ко Иудеям, но что к язычникам относится одна токмо милость, а к Иудеям обоя, то есть, и милость и истина. Ибо Бог послал к ним Мессию, дабы исполнить обетования, данныя отцам их, не по некоторым заслугам их, но по единой милости Своей. Тако бо воспел Захариа: сотворити милость со отцы нашими, и помянути завет святый Свой (Лк. 1:72). Сие доказывает Апостол чрез всю 3 главу в послании к Римляном, и продолжает материю сию даже до конца 11 главы, где говорит: затвори Бог всех в противление, да всех помилует (Рим. 11:32). Тому же учит и во всем послании к Галатом, и в послании к Еф. 2:3–4, где говорит: бехом и мы естеством чада гнева, якоже и прочии: Бог же богат сый в милости, за премногую любовь Свою, еюже возлюби нас, сооживи Христом: благодатию есте спасени.