Источник

Псалом 117

Пс.117:1. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его.

СОДЕРЖАНИЕ

Давид, получив царскую власть и ведая, что должен царствовать для общаго блага церкви, увещавает всех сынов Израилевых благодарить Бога и прославлять милости Его. Упоминает также и о бедствиях своих, коих многоразличие и великость могли бы его стократно погубить, ежели бы Бог чудным образом не подал ему помощи. Купно же учит и тому, что он не сам собою, ниже ухищренными средствами взошел на престол, но свыше поставлен был царем. Мы между тем памятовать должны, что намерение Духа Святаго было здесь под образом временнаго онаго царства представить нам вечное и духовное царство Божия Сына, Котораго лице носил Давид.

Кратки сии слова, и купно величественны: ибо един токмо Бог собственно и прямо есть благ, и нет на земле и на небеси такого блага, которое бы можно было по справедливости похвалить, кроме Бога. Сего ради присовокупляет: яко в век милость Его, – дабы показать от самаго опыта, что Бог есть благ, и потому достоин похвалы. Ибо благость Божию ни в чем больше не усматривают люди, как в милости. Чего ради? Понеже милость нас сотворила, милость искупила, милость покровительствует, милость венчает; убо милость Его во век пребудет.

Пс.117:2. Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость его.

Пс.117:3. Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость его.

Пс.117:4. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость его.

Здесь объясняет, кто суть те, коих призывает к хвалению Бога, и в первом месте именует Израиля, то есть, вообще весь Израильский народ; во-вторых, именует дом Ааронов, то есть, колено священническое и Левитское; наконец, присовокупляет всех боящихся Господа, то есть, всех чтущих Бога. Таким образом призывает к хвалению Бога всю церковь, составленную из Иудеев и язычников верующих.

Пс.117:5. От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство.

Здесь предлагает материю Божественныя хвалы, повествуя, что, находяся в крайней тесноте, призвал Господа, и Господь немедленно услышав, извел его из тесноты в пространство.

Отсюду видим, что Давид не заслугами своими хвалился пред Богом, и не жаловался, что неправедно гонение терпит, но к милости Божией прибегнул, и Господь услышал его, и от тесноты извел в пространство. А сим примером своим научает всех благочестивых, дабы в противных обстоятельствах не теряли духа, и, как кажется, с намерением предупреждает то сомнение, которое тотчас встречается, когда проповедуется нам Божия благость: чего ради попускает Бог рабам Своим толь жестоко страдать и мучиться? Давид убо упоминает здесь, что милость Божия никогда не отступает от нас; ибо при всех бедствиях всегда находим готовое утешение в молитвах.

Пс.117:6. Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек?

Пс.117:7. Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя.

Давид, уповая на помощь единаго Бога, ругается здесь не одним токмо врагам, но и целому миру, как бы так говоря: понеже Бог покровительствует меня, то безопасно буду взирать на все то, что бы люди ни предпринимали против меня. Таким образом, собственным опытом познав Божию милость, благонадежно восклицает: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек? А сим образом порицает глупое малодушие всех тех, кои сами себя мучат суетными страхами. Хотя бо и все, без сомнения, желают иметь спокойное состояние духа, но понеже Божией не признают силы, сего ради и Бог лишает их наилучшаго онаго блага за их неблагодарность. Ибо ежели бы все относили к Божией власти, как должно, то без всякаго страха были бы готовы противостоять всем неудобствам в свете, которых ныне часто боятся. Сей порок своим примером исправляет Давид, говоря, что он по милости Божией всех смертных не боится, ибо удостоверен, что во власти Его состоит разрушить все усилия врагов. Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя.

Пс.117:8. Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека:

Пс.117:9. благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи.

Из вышереченных выводит полезное увещание, научая нас полагать надежду на Бога, а не на людей, сколько бы они сильны ни были: ибо Бог и может и хощет всем уповающим на Него руку помощи подавать, но люди часто или не могут, или будучи различными страстьми развлечены, не хотят. Сие испытал на себе Давид, который надеяся на своих друзей, часто обманывался; но надеяся на Бога, никогда не оставался без благополучнаго успеха. Таким образом, увещавая всех, глаголет: благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека, или на князи. Сим сравнением ясно укоряет слабых людей, которые более надеются на силу людей, а наипаче князей, нежели на силу великаго Бога, которая часто бывает сокровенна, а наипаче для тех, кои или не видят, или не разсуждают, а может быть, и не веруют величеству Божию.

Пс.117:10. Вси язы́цы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им:

Пс.117:11. обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им:

Пс.117:12. обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им.

Здесь примером своим доказывает, коль благо есть надеятися на Господа, когда сам он не единожды, но многократно будучи окружен великим множеством врагов, помощию Божиею так избавлен был, что видел всех их погибель и что не может приписать того человеческим силам, что соделано Богом. Оныя слова: вси язы́цы обыдоша мя – некоторые относят к соседственным народам, кои много зла причиняли Давиду. Но он, как кажется, далее простирает мысль свою, и говорит, что весь мир был ему неприязнен. Ибо хотя не из всех народов собраны были полки для окружения его, но понеже с такою свирепостию преследовали как соотечественники, так и соседственные народы, что он не находил нигде для себя безопаснаго места, то не дивно, ежели говорит, что был он окружен от всех народов. Итак, повторяя многократно оное слово: обыдоша мя, и обышедше обыдоша мя, – изображает упорную и ненасытимую злобу врагов; а полагая подобие, взятое от пчел, означает безумный жар их, ибо хотя в животных оных нет никакой силы, но есть сильное воспаление гнева, так что когда разсердятся, с великим стремлением нападают, и жалами своими немалый вред причиняют. По сих присовокупляет другое подобие: разгорешася яко огнь в тернии. Терние, огнем зажженное, сначала один только треск издает, и немногия искры испускает, но когда разгорится, то превращается в пламень. Таковы были враги Давидовы. Они живаго бы поглотили его, ежели бы Господь не подал ему помощи свыше. Сего ради, износя на среду имя Господне, ясно проповедует, что он другаго оружия, кроме Бога, к защищению себя не имел. Именем Господним, глаголет, противляхся им.

Пс.117:13. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя.

Пс.117:14. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение.

Здесь яснее изображает как Божию силу, так и свою немощь, которая толикому числу сильных врагов никак противостоять не могла. Таким образом, нарицая себя низриновенным, признается, что он весьма близок был к падению, ежели бы Господь не поддержал его и почти уже падшаго не возставил. Сего ради в следующем стихе нарицает Бога кротостию и пением своим. Полагая первое имя, чистосердечно признает немощь свою, как сказано выше, и единому Богу приписывает спасение свое; а полагая второе, проповедует, что не может сам собою похвалиться и что вся слава спасения его содержится в едином Боге. К сему надлежит и заключение стиха, где говорит: и бысть ми во спасение.

Пс.117:15. Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу.

Пс.117:16. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу.

Здесь проповедует, что благодеяние Божие было такого рода, которое требует всеобщаго благодарения, не токмо потому, что Бог посредством онаго явил чудную силу Свою, но и потому, что плод онаго обратился в пользу всея церкви. Понеже убо избавление было чудесное, и вообще всем благочестивым полезное, сего ради Давид обещает Богу принесть торжественное благодарение, и к сему святому сообществу возбуждает всех благочестивых. Наипаче же сим обстоятельством хотел он превознести великость Божией милости, и потом самым делом показать, что милость Божия не к нему одному относится, но в лице его и ко всей церкви. По сей причине прилично соединяет глас радости купно с именем спасения, дабы научить, что верные не могут радоваться без чувствования благодарности за спасение, дарованное им. Следующия за сим слова: десница Господня сотвори силу, означают то же, что Бог во избавлении раба Своего Давида явно открыл силу Свою: ибо Господь часто сокровенным образом и под видом немощи избавляет верных Своих, дабы они только чувствовали сильную десницу Его, а другие о том не знали. Но Давид явно и ясно проповедует Божие дело, дабы никто не сомневался, откуду воспоследовало спасение его. К тому же надлежат и оныя слова: десница Господня вознесеся; ибо Бог, действуя сильным и необыкновенным образом, руку Свою вознес превыше общаго чина природы.

Пс.117:17. Не умру, но жив буду и повем дела Господня.

Пророк произносит слова сии так, как бы кто из гроба вышел; ибо кто говорит: не умру, – тот признается, что он избавлен от смерти, к которой приговорен был. А как Давид в самом деле многие годы в бедственном состоянии препроводил, так что каждую минуту был в опасности жизни, и избавясь от одной смерти, впадал в другую, сего ради прилично говорит: не умру, но жив буду, ибо сверх всякаго чаяния жизнь возвратил и свободно дышать начал. Во второй части стиха показывает правильное употребление жизни: ибо Бог верным Своим не с тем продолжает жизнь, чтоб только ели и пили, спокойно спали и наслаждались земными удовольствиями, но дабы прославляли благодеяния Его, коими Он ежедневно ущедряет их.

Пс.117:18. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя.

Давид продолжает воспоминать о Божием к себе благодеянии, признаваяся, что Господь и самыя гонения попускает яко отец, а не яко враг, для очищения паче грехов, а не для смерти.

Притом говорит, что хотя враги неправедно гнали человека невиннаго, однако не они, но Бог наказывал его посредством их, и что сие наказание было отеческое: понеже не причинил смертоносных ран, но умерил гнев Свой, так что раны сии вместо врачевства послужили ему.

А сим образом, как кажется, предупреждает превратныя мысли людей, о себе, кои, видя его гонима, думали, что он страждет по заслугам, яко человек отверженный от Бога. Сию клевету непотребных людей обращая в противную сторону, говорит, что он кротко и отеческим образом был наказан.

Пс.117:19. Отверзите мне врата правды: вшед в ня, исповемся Господеви.

Пс.117:20. Сия врата Господня: праведнии внидут в ня.

Пс.117:21. Исповемся тебе, яко услышал мя еси и был еси мне во спасение.

Здесь с сильным жаром ревности стремится Давид к засвидетельствованию своея благодарности пред Богом, и аки бы жертвы на среду приведши, повелевает священникам отворить себе врата храма. И паки подтверждает то же, что сказал выше, то есть, что хощет торжественно принесть благодарение Богу в собрании благочестивых. А как чрез долгое время не имел случая быть во святилище, для того ныне веселится и торжествует, что имеет счастие и храм видеть, и жертву принести Богу. Купно же показывает, что он хощет войти во храм не так, как обычай имели входить лицемеры, коих укоряя Бог чрез Исаию, глаголет: ходити по двору Моему не приложите (Ис. 1:12), но хощет войти с жертвою хвалы и исповедания.

Притом как сам был истиннаго благочестия хранитель и благочестивых людей любил, сего ради повелевает Левитам, как себе, так и подобным ему отверсти двери храма, глаголя: сия врата Господня: убо праведнии внидут в ня. Наконец, в кратких словах упоминает, чего ради хощет принести Богу жертву хвалы и исповедания, глаголя: исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение.

Пс.117:22. Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла:

Пс.117:23. от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших.

Давид, свобожденный от страха и ободренный духом, смеется здесь клеветам, которым неправедно был подвержен. Впрочем, поскольку тяжко было невинному человеку, яко злодею, отверженному Богом, терпеть укоризну от вельмож и от всех тех, кои тогда кормило правления в руках своих держали, сего ради с намерением заблуждение сие отражает, и пред всеми начальными людьми невинность свою защищает, как бы так говоря: ныне нимало не уважаю я, что люди злонамеренные почитали меня за человека отверженнаго, когда самое дело открыло, что Бог праведными судьбами Своими избрал меня в царя. Притом употребляет приличную метафору, сравнивая себя с камнем, а начальнейших людей со строителями церкви, и ложным мнениям их противополагает Божию милость, показывая, что Божиим определением удостоился быть главою над всем строением церкви. Таким образом учит, что не препятствуют ему быть таковым ни пышные титулы, ни знатность достоинств, коими гордятся враги его, понеже звание Божие поставляет его превыше всех мудрований мира. Но понеже удостоверение сие соединено было с трудностию, сего ради множайшими словами превозносит Божию милость, глаголя: от Господа бысть сие, аки бы сказал: идите и препирайтеся с Богом все те, кои хощете низвергнуть меня с престола, на который возшел я не сам собою, ниже человеческими пособиями, но явною силою Бога. Сие доказывает тем, что сами они принуждены удивляться событию сему, яко делу невероятному. А что-де есть превыше понятия нашего, и где действует Бог чудным образом, там явно видима есть сила Его.

Пс.117:24. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Впрочем, хотя все дни от единаго и того же Бога равно сотворены, но Давид по превосходству день оный Господним нарицает, яко такой, который по долговременной тьме для спасения Церкви возсиял и потому отличным празднованием почтен и у потомков в памяти сохранен. Понеже убо Церковь в день сей из мрака возникла: сего ради всех верных к веселию и взаимному поздравлению возбуждает; и сие с намерением делает, понеже многие еще не знали, а может быть, и презирали Божию милость, сохраняя усердие к Саулу, а Давидовой власти сопротивляяся.

Пс.117:25. О, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же.

Пс.117:26. Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня.

Дух Святый устами Пророка слагает здесь избранному народу образец молитвы, дабы пожелал благоуспешнаго царствования Давиду, от котораго зависело общее спасение всех. А сими словами засвидетельствовал, что Давид возшел на престол по Божию благоволению и что недостойны те занимать место в церкви, которые не желают ему благополучнаго царствования. В следующем стихе присовокупляется особенное желание, которое долженствовали верные возсылать к Богу о царе, дабы Господь как избрал его служителем благодати Своея, так и благословил царство его. Ибо грядущими во имя Господне нарицаются те, коих содействие употребляет Бог для спасения людей Своих, яко то, пророки и учители, коих посылает собирать Свою церковь, тако же государи и начальники, коим Дух Святый сообщает дары. Но Давид особенное имел преимущество, поскольку носил образ Христов: и потому Бог благоволил, дабы народ его при нем и при преемниках его благополучно жил до пришествия Христова. А дабы верные желание сие охотнее возсылали к Богу и усерднее расположились духом к принятию того, котораго Бог поставил им в царя, сего ради присовокупляется вскоре благословение от лица священников, глаголющих: благословим вас из дому Господня. Священники глаголют сие по долгу своему, ибо власть благословлять людей дана одним токмо им, как свидетельствует Моисей на многих местах, а наипаче в книге Чис. 6:23. Впрочем, не без причины соединяют с благополучным состоянием царства благосостояние церкви; паче же и напоминают, что народ дотоле будет благополучен, доколе имеет процветать царство и церковь, и что все благословенны будут купно с царем своим, доколе пребудет неразрывный союз между главою и членами.

Пс.117:27. Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых.

Пс.117:28. Бог мой еси ты, и исповемся тебе: Бог мой еси ты, и вознесу тя: исповемся тебе, яко услышал мя еси и был еси мне во спасение.

Пс.117:29. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его.

Подтверждает реченныя под стихом 24 слова, где сказал, что Бог, умилостивяся над Своею церковию и разгнав тьму, озарил ее светом благодати Своея, возведши на престол Давида раба Своего. Притом паки повторяет, что тот же Бог есть Виновник сея внезапныя перемены и что самым событием ясно доказал, что Он есть воистинну Бог и Господь крепкий: сего ради паки приступает к благодарению. И как верные, по предписанию закона, обязаны были с жертвами приносить торжественное благодарение Богу, сего ради повелевает связать агнцев ужами, и вести даже до рог олтаревых; а по переводу седмидесяти толковников, собраться всем во храм, и составить величайший праздник, дабы народ стесняемый протянулся до самых рогов олтаревых. Ибо мы ведаем, что Давид, яко усердный хранитель закона, не пренебрегал и внешних обрядов, повеленных Богом, хотя, впрочем, всегда взирал на главное намерение, с каковым были они установлены, то есть, на внутреннее Богослужение. А что мысль свою устремлял он к Божиим хвалам, сие яснее видно из следующаго стиха, где обещает непрестанно прославлять Божие имя, нарицая Бога как бы единственно своим, поскольку самым опытом познал, что спасение его от Него единаго зависело. Наконец повторяет те же самыя слова, которыя положил в начале псалма, увещавая всех и каждаго прославлять всеблагаго Владыку, явившаго им неизреченныя милости. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle