Изъяснение псалма 40-го.
Пс.40:1. Начальнику хора. Псалом Давида.
«В конец, псалом Давиду». Иные прилагали настоящий псалом к Давиду, а иные к Езекии; но ни того ни другаго не дозволяет нам принять Божественное Евангелие, потому что Владыка Христос, в одной беседе Своей с священными учениками. присовокупил и сие: «аще сия весте, блажени есте, аще творите я. Не о всех вас глаголю, Аз бо вем, их же избрах: но да Писание сбудется, ядый со Мною хлеб воздвиже на Мя пяту свою. Отселе глаголю вам, прежде даже не будет, да, егда будет, веру имете, яко Аз есмь» (Ин. 13, 17–19). Посему, когда Господь говорит: «да Писание сбудется», и показывает, что настоящий псалом идет к Нему, а не к другому: то смелым и дерзким почитаю придумывать для псалма другое не принадлежащее ему содержание.
Пс.40:2. Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь.
«Блажен разумеваяй на нища и убога». В некоторых списках нашел я и слово: «убога», но нет его в еврейском, а также у сирскаго и у других переводчиков. Нищим же называет Пророк Господа всяческих, потому что «богат сый, – как говорит божественный Апостол, – нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся» (2Кор.8:9); и: «во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим» (Флп.2:6–7), владычествуя над видимым и невидимым, не имел где главы приклонить, и родившись от Девы, за недостатком ложа, положен был в яслях. Посему пророческое слово ублажает Того, Кто может уразуметь сию нищету, и усердствует, по мере сил, прославлять приявшаго на Себя оную. Потом Пророк показывает плоды сего ублажения.
«В день лют избавит его Господь». Слова: «день лют», Симмах перевел: «день озлобления». Дает же сим Пророк разуметь, как думаю, день суда, который страшен и пагубен для беззаконных, и обещает, что ясное познание оной нищеты освободит его от бедствий страшнаго дня.
Пс.40:3. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его.
«Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли и да не предаст его в руки врагов его». Не только насладится будущими благами, но и в жизни настоящей удостоится Божественнаго промышления, соделавшись знаменитым и славным и избегнув козней людей неприязненных. И поскольку имеющему тленное тело естественно впасть в болезнь, то обещает освобождение и от оной.
Пс.40:4. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его.
«Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его». Освободит его, говорит Пророк, от всякаго недуга, и болезнь применит в здравие. Слова: «обратил еси в болезни ложе», употреблены в значении: «переменил». Так, описав воздаяния уразумевшему оную досточудную нищету, Пророк показывает нам, кто обнищавший, как Он приял на себя нищету, и представляет, что Он Сам о Себе возвещает и сказует.
Пс.40:5. Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою.
«Аз рех: Господи помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти». Я, говорит, – нищий, Я – приявший на Себя вольную нищету, Я – агнец Божий, вземлющий грех мира, Себе присвояю человеческия немощи, и хотя не сотворил греха, но приношу моление за человеческое естество, как начаток сего естества. Надлежит впрочем заметить, что Симмах не сказал: «яко согреших Ти», но: «если согрешил Тебе».
Пс.40:6. Враги мои говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?»
«Врази мои реша мне злая: когда умрет, и погибнет имя его?» Врагами называет Иудеев, завидующих и умышляющих смерть. То же показывает и священная евангельская история. Сказано: «и совет сотвориша, како Его погубят» (Мф. 12, 14). После сего начинает Пророк предречение об Иуде.
Пс.40:7. И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует.
«И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его, собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше». Так и божественные Евангелисты извещают нас, что Иуда говорил Иудеям: «что дадите мне, и аз вам предам Его? – и искаше времене, да Его предаст» (Мф. 26:15–16). То же говорит и предречение. «И вхождаше видети всуе. Исхождаше вон и глаголаше». Ибо, входя и исходя, вместе с Иудеями замышлял смерть. А потом Пророк предсказывает это злое их соумышление.
Пс.40:8. Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло.
Пс.40:9. «Слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более».
«Вкупе на Мя шептаху вси врази мои, на Мя помышляху злая Мне».
«Слово законопреступное возложиша на Мя». О сем свидетельствует конец событий, потому что, в тишине разсуждая между собою, искали способа исполнить злоумышление. Потом сложили обвинения в присвоении Себе власти, сказав Пилату, что именует Себя Царем, и возбраняет «Кесареви дань даяти» (Лк.23:2). То же говорит и пророчество: «слово законопреступное возложиша на Мя», то есть, составили против Меня беззаконное обвинение.
«Еда спяй не приложит воскреснути?» Если и смерть претерплю, то разве не воскресну и не разсею уготовавших оную? И сие сходно с евангельским изречением: «разорите церковь сию, и тремя денми воздвигну ю» (Ин.2:19); и еще: «се, восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет в руки грешников; и убиют Его, и в третий день воскреснет» (Мф. 20:18–19). Посему справедливо смерть наименовал сном.
Пс.40:10. Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.
«Ибо человек мира Моего, на него же уповах, ядый хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание». Акила и Феодотион выразили сие яснее: «муж мира Моего, которому Я вверился»; а Симмах перевел так: «но и человек, который был со Мною в мире и которому Я вверился». Ибо не только враги Мои уготовляли Мне смерть, но и человек близкий ко Мне, притворно показывавший доброе и мирное расположение, за одною со Мной трапезой вкушавший хлеб, обнаружил скрывавшееся в нем лукавство. Лукавство назвал Пророк пятóю в переносном смысле, взятом с состязующихся в скорости бега, которые стараются пятою бегущих с ними запнуть и уронить. То же сказал и Исав, обманутый Иаковом: «праведно наречеся имя ему Иаков: запя бо мя се уже вторицею, и первенство мое взя, и благословение мое» (Быт.27:36).
Пс.40:11. Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им.
Пс.40:12. Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною.
«Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя, и воздам им».
«В сем познах, яко восхотел Мя еси, яко не возрадуется враг Мой о Мне». И сие все изречено от воспринятаго естества, которое и пострадало. Так и в священном Евангелии слышим, что Владыка Христос молится: «Отче, спаси Мя от часа сего» (Ин.12:27); и еще: «Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф.26:39).
Пс.40:13. А меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки.
«Мене же за незлобие приял, и утвердил Мя еси пред Тобою в век». И сие приличествует рабию зраку, восприятому Единородным Божиим. «Не от ангел бо приял, – как говорит божественный Апостол, – но от семени Авраамова восприял: отнюду же должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу» (Евр.2:16–17). Итак, поскольку воспринятое естество пребыло свободным от всякаго порока, то справедливо говорит: «Мене же за незлобие приял, и утвердил Мя еси пред Тобою в век», Ибо приял Я твердое единение; и союз неразделен, и слава вечна.
Пс.40:14. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!
«Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди». Божественный Пророк, предвозвестив сие, удивившись неизреченному Владычнему человеколюбию, и уразумев, Кто восприявший на Себя сию вольную нищету, произносит Ему языком своим песнь, чтобы и самому приять блаженную кончину. Справедливо же произнес песнь после страданий, научая, что Тот, о Ком пророчествует он, не человек только, но и превечный Бог, имеющий не гиблющее и нескончаемое бытие.