Глава 6
Когда же совершится это, сказано у Пророка, они взыщут Моего о них попечения, и будут увещать друг друга, чтобы молились Богу, подвергшему их наказанию, и приложили к ранам приличное врачество.
Ос.6:2. Яко той поби ны, и исцелит ны: уязвит, и уврачует ны.
И давая видеть скорость исцеления, продолжает Пророк:
Ос.6:3. Исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем.
Богу не нужно продолжительного времени для уврачевания, внезапно подаст Он здравие. Но сим же дает Пророк разуметь и совершившееся по трех днях воскресение Спасителя, которое соделалось виною общего воскресения, и всем нам даровало надежду бессмертия, приобретаемую познанием о Боге. Ибо Пророк говорит:
в третий день воскреснем, и живи будем пред Ним, и увемы;
потому что по воскресении, говорит Апостол, «ныне разумею отчасти, тогда же познаю, яко же и познан бых» (1Кор.13:12). Посему тогда, сказано у Пророка, приобретем точнейшее познание.
А ныне
поженем, еже уведети Господа,
т.е. со тщанием и усердием взыщем.
Яко утро готово обрящем Его.
Как утро рассеевает ночную темноту, так Господь избавит от облежащих нас искушений, и озарит лучом Своего промышления.
И приидет нам, яко дождь ранний и поздный земли;
потому что подаст нам обилие всех благ. После сего пременения их в лучшее состояние, как сердобольный некий отец, ведет с ними беседу.
Ос.6:4. Что ти сотворю Ефреме? Что ти сотворю Иудо? милость бо ваша, яко облак утренний и яко роса рано падающая.
Желаю сподобить вас всякого человеколюбия; но ваше покаяние временно и непродолжительно, и уподобляется росе, ненадолго появляющейся и исчезающей при солнце, и облаку, появляющемуся утром и рассеваемому солнечными лучами. Но с покаянием соразмеряется милость. Впрочем и при таком вашем расположении не переставал Я сподоблять вас всякого о вас попечения, так что стал виною смерти Пророков Моих; потому что, посылая их для вашего научения, отдавал их на смерть, от вас ими приятую. Ибо сие выразил Бог, сказав:
Ос.6:5. Сего ради пожах Пророки ваша, убих я словесем уст Моих: и суд Мой яко свет изыдет.
Если и всех Пророков умертвите, и тогда не в состоянии будете доказать, что ложно пророчество; потому что, как некий свет, явлю истину,
Ос.6:6. Зане милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения.
Ос.6:7. Сии же суть яко человек преступаяй завет: тамо презреша Мя.
Не имею нужды в жертвах, говорит Бог, принимаю их, снисходя к немощи вашего разумения, но требую следующего: любви ко Мне и человеколюбия к ближнему. И в законе Моем поставлено это на первом месте: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею, и всею силою твоею, и возлюбиши ближняго твоего яко сам себе» (Мк.12:30–31). Такой поставил Я закон, а они уподобились человеку, который нарушает заключенный им с другими договор; потому что и они, подобно сему, презирая Мое долготерпение, попрали данные им законы.
Ос.6:8. Презрел Меня Галаад, град делаяй суетная, мутяй воду,
Ос.6:9. И крепость твоя яко мужа морскаго разбойника.
И выше упоминал о сем городе, как о преданном идолам и многих вовлекшем в нечестие. Изрек же, что они «мутят воду», возмущая чистоту Боговедения. А силу города уподобил морскому разбойнику; потому что обаятельным волшебством и ухищренными какими-то изобретениями приводили в движение идолов. Как морские разбойники неявно нападают на пловцов; так служители идолов, не имея возможности явно показать их самодеятельность, обольщают неразумных своими ухищрениями. Священникам же Божиим должно было с дерзновением обличать дерзкое нечестие, но они молчали, боясь неистовства нечестивых. Поэтому по праву и весьма справедливо обвиняет их, говоря:
Скрыша жерцы путь Господень, убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша.
Ос.6:10. В дому Израилеве видех грозная: тамо блужение Ефремово, осквернися Израиль и Иуда,
оставил жатву свою. Смысл слов сих таков: Левий, прародитель жрецов, употребив в содействие Симеона, до основания истребил целый город Сикиму; за поругание сестры наказывая наругавшихся над нею. Поэтому Бог обвиняет жрецов, и говорит: вы, потомки их, не имели их ревности. Те отмстили за обиду сестры и поревновали об отеческом доме; а вы, пользуясь всею честью, не хотели обличить содеянного против Меня беззакония, и продолжали молчать, даже увидев, как на такие страшные и ужасные осквернения отваживаются, не один человек, но весь Ефрем и весь Иуда. Всего же прискорбнее то, что Иуда в то самое время, когда должно было пожать плоды Божественных обетований, оставил жатву не собранною. Но отложи, Иуда, нерадение и леность.
Ос.6:11, 7:1. Начни объимати виноград себе, егда возвращу пленение людей Моих: егда исцелю Израиля,
Поскольку до испытания бедствий не восхотел ты пожать плодов правды; то ныне, по испытании и по возвращении из плена, живи по закону, и пожни произрастающие от сего плоды. И выразительно сказано; «начни объимати себе», потому что, живя по закону, не Богу что-либо приносим, но себе самим приобретаем доставляемые сим блага.