Источник

Глава 5

Поэтому внимайте сим угрозам и вы, священники, и весь народ, и все пребывающие в царских чертогах, приклоните слух к сказанному.

Ос.5:1–2. Понеже к вам есть суд, яко пругло бысте стражбе, и якоже мрежа распростерта на Итавирии, юже ловящии лов поткнуша,

то есть, всех вас изведу на суд Мой; потому что все вы устрояли тысячи зол Пророкам Моим, как сети какие уготовляя им козни свои, и подобно тем, которые в Итавирии (гора же сия наполнена разными зверями) ставят орудия для лова, составляете злокозненные умыслы против Пророков, Мною посылаемых спасения ради вашего. Ибо «стражбою» назвал сонм Пророков. Так сказал и Иезекиилю: «стража дах тя дому Израилеву» (Иез.3:17). За сие-то, говорит, наложу наказание на Ефрема и на Израиля, т.е. на весь народ; потому что соблудил и осквернился, оставив служение Мое.

Ос.5:4. Не положиша помышлений своих, еже возвратитеся к Богу своему, яко дух блужения есть в них, и Господа не уведеша.

Водясь нелепыми помыслами, утратили истинное Боговедение, и предались идолослужению. За сию-то «укоризну» понесут наказание, явственно увидев, какой плод благочестия. Ибо сие выражено словами:

Ос.5:5. В лице ему, и Израиль и Ефрем изнемогут в неправдах своих: изнеможет же и Иуда с ними.

Поскольку десять колен прежде впали в неволю и рабство; то справедливо прежде упомянул о них, наименовав их Израилем и Ефремом; Иуде же, как и следовало, дал последнее место; потому что после десяти колен потерпел пленение.

Потом описывает, как взяв вместе овнов и тельцов, будут совершать жертвоприношения, взыскуя Господа,

Ос.5:5. и необрящут Его, уклонися бо от них.

И указывая тому причину, присовокупил:

Ос.5:7. Яко Господа оставиша,

и вопреки закону появ иноплеменных жен, рождали от них детей. Ибо сие выразил, сказав:

яко чада чужда породиша себе.

За это

ныне пояст я ржа, и причастия их.

А «ржею» как называет самую болезнь, поражающую плоды от неблаговедрия воздуха; так в переносном смысле именует и врагов, которые подобно рже делают всем вред. И сие, приводя в большую ясность, немедленно присовокупил:

Ос.5:8. Вострубите трубою на холмех, возгласите на высоких, проповедите в дому Онове, ужасеся Вениамин,

Ос.5:9. Ефрем в пагубу бысть во дни наказания: в племенех Израилевых показах верная.

Все это Я предвозвещал им чрез Пророков, и не поверили Мне, но поверят, изведав опытом, когда, наказывая за беззаконие, докажу истину пророческого предречения. И осмеивая немощь идолов, прекрасно сказал: «проповедите в доме Онове», то есть, призывайте на помощь чтимых вами, пусть прекратят наказания, Мною на вас наложенные. Займите самые высокие холмы, на которых совершаете всякое служение идолам, пусть благовременно подадут вам помощь свою. Кстати же упомянул и о Вениамине, потому что присоединяет упоминание и об Иуде. Ибо сказано:

Ос.5:10. Быша князи Иудины, яко прелагающе пределы: на ня излию яко воду гнев Мой.

Ибо также бесстыдно нарушают положенные Мною уставы, как иные без стыда переносят с места на место камни, поставленные на межах и отделяющие одну ниву от другой. Посему, как поток наведу на них наказания. Явно же, что, упоминая о Вениамине, включает и колено Иудино, и обвиняя опять Иуду, присоединяет также и Вениамина; потому что жили в одном царстве. А также, говоря: «Ефрем», именует сим десять колен Израилевых, и упоминая Израиля, означает то же самое.

Ос.5:11. Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных:

т.е. причиною неправды его было служение идолам; потому что, если бы имел ведение о Мне, то в законе Моем научился бы должному.

Ос.5:12. Аз яко мятеж Ефремови, и яко остен дому Иудину,

т.е. приведу их в смятение нашествием неприятелей, как неким острием буду уязвлять их, подобно жалу будут поражать их враги.

Ос.5:13. И виде Ефрем немощь свою, и Иуда болезнь свою,

потому что опытом дознал причину бедствий.

И иде Ефрем ко Ассирием,

потому что, когда Сирияне угрожали ему войною, призвал на помощь Фула; а это был царь ассирийский.

И посла послы к царю Иариму: и той не возможе исцелити вас, и не престанет от вас болезнь.

Когда же сделают на вас нашествие Ассирияне; пошлете опять послов к царю египетскому, у него прося себе пособия. Впрочем и оттуда не получите помощи, но преданы будете непрерывным страданиям. А что царем «Иаримом» называет царя египетского, не трудно дознать сие из сказанного ниже: «и бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и во Ассирианы отидоша» (Ос.7:11). Моей должно было просить помощи, и она была сильна и весьма близка к нему: но Ефрем не перестает ходить туда и сюда, прося пособий бессильных, и никакой не получит от них пользы.

Ос.5:14. Зане Аз есмь яко панфир Ефремови и яко лев дому Иудину: и Аз восхищу, и пойду, и возму, и не будет изъимаяй.

Ибо кто возможет противостать совершаемому Мною? Кто исхитит наказываемых Мною?

Ос.5:15. Пойду и возвращуся на место Свое, Дóндеже погибнут.

То же продолжает иносказание. Поскольку сказал: «буду им яко панфирь и яко лев», то сообразно с сим присовокупил: «возвращуся на место Свое, Дóндеже погибнут». Ибо и у сих зверей в обычае, как скоро изловят что-нибудь, возвращаться в привычные им места, и там отдыхать от труда, понесенного в ловитве. Поэтому и Я, говорит Бог, подобно пантере и льву, сделав на вас нашествие в полчищах врагов, наконец, оставлю вас, и не удостою вас ни малого промышления.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Осию. 248-317 с.

Комментарии для сайта Cackle