Источник

Псалом 120

Песнь степеней. «Вторую песнь (степеней), – говорит св. Афан., – воспевает народ, хотя освободившийся от плена, но еще возвращающийся только в отечество, и совершающий далекий путь из Вавилона в Иерусалим, почему застигнутый в горах, умоляет подать ему помощь». По бл. Феодориту, – «сей псалом приличествует Иудеям, живущим еще в Вавилоне».

1. Возведох очи мои в горы629, отнюдуже приидет помощь моя. В горы, т.е. горе, к небу, ко Господу. «Видишь ли, – говорит св. Злат., – как любомудрствуют те, которые жили в чужой земле (Вавилоне)? Они воспоминают уже не о храме, но о небе и земле».

2. С Евр.: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю».

3. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя. С Евр.: «Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя». По св. Златоусту – пророк здесь советует Еврейскому народу, что должно ему делать, имея надежду на помощь Божию. «Т.е. не уклоняйся, не соблазняйся, и тогда Бог подаст тебе руку помощи, не оставит тебя, не отступит от тебя, если только ты не дашь колебаться ноге своей, т.е. не будешь гоняться за тленными вещами, не имеющими твердого основания». «Не доводи себя до колебания и смятения, стой твердо в надежде на Бога, – и спасешься, сподобишься от Господа всякого о тебе попечения» (Св. Афанасий и бл. Феодорит).

4. С Евр.: «Не дремлет и не спит хранящий Израиля».

5. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. С Евр.: «Господь хранитель твой; Господь сень твоя с правой руки твоей». «Пророк, – поясняет св. Злат., – десницею и покровом изображает полное хранение и ближайшее содействие Божие. Как бывает у воинов, стоящих в строю, Господь станет по правую руку твою, чтобы ты был непобедим, деятелен, тверд, силен, чтобы воздвиг трофей, одержал победу, ибо этою (правою) рукою мы преимущественно делаем все». «Господь, став при десной руке твоей, и покроет, и охранит, и сподобит тебя всякого промышления» (Св. Афан. и бл. Феод.).

6. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. С Евр.: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью». «Пророк сказует, что ночью и днем, пользуясь промышлением Божиим, останется невредимым», поясняет бл. Феодорит, и видит намек на чудесное осенение Евреев облаком в пустыне, по исходе из Египта. «Впрочем, – говорит св. Злат., – может быть, и тогда, при возвращении из Вавилона, Евреи удостоились подобного чуда каким-нибудь другим образом».

8. Господь сохранит вхождение твое, и исхождение твое, от ныне и до века. «Этими словами, – говорит св. Злат., – пророк означает всю жизни; потому что из этого слагается вся жизнь из входов и выходов, и выразил постоянную помощь Божию везде и при входе и при выходе»; по бл. Феод. – «выразил всяческое Божие промышление, при котором преодолеваем неприязненных нам врагов, и избегаем сетей, расставляемых врагами видимыми и невидимыми».

* * *

629

В горы, т. е. по мнению Калмета, к Иерусалиму, который находился на горе, как и вся Иудея на гористой местности по отношению к Вавилону. Известно, что Евреи, молясь в Вавилоне, обращались в ту сторону, где находился храм Иерусалимский, в котором являлся Господь. Так делал св. пророк Дан. 6, 10.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle