Источник

Адопциане

Адопциане (Аdорtiane), ересь и секта, которая, в конце VIII века, произвела значительное волнение в испанских и франкских церквах. Некий Мигетий, проповедовавший в той части Испании, которая была занята маврами, и где христианская церковь, следовательно, находило о в весьма тесной связи с Римом, представил весьма грубое изложение учения о Св. Троице, уча, что существуют три лица телесно, что в истории было троякое проявление единого Бога. Против него архиепископ толедский Елипанд написал послание, в котором излагалось православное учение о Св. Троице, а в тоже время устанавливалось весьма резкое различие между вторым лицом Св. Троицы и человеческим естеством Христа. По Своему божественному естеству, учил Елипаид, Христос есть истинный Сын Божий, – «Я и Отец едино»; но по Своему человеческому естеству, Он только усыновлен Богом, filius adoptivus – «Отец больше Меня». Это различие, однако, между двумя естествами во Христе звучало для слуха христиан того времени как различие в самой Его личности, и многие считали его возвращением к несторианской ереси. Историческое происхождение этого учения темно. Некоторые приписывают его влиянию окружающего ислама; другие источник его видят в колонии жителей Востока, быть может, несторианских христиан, которые прибыли в Испанию с арабами, и о которых Елипанд, в письме к Феликсу, упоминает как о своих хороших друзьях, имеющих правую веру; между тем как Алкуин, в письме к Лейдраду, порицает их, как отцов адопцианства. Елипанд подвергся обличению со стороны аббата Беата Либанского, епископа Етерия Османского, и большинства астурийского духовенства. Возник ожесточенный спор, и из Испании он скоро перешел во Францию через Феликса, епископа Пиринейского города Ургеля, который принадлежал к Франкской монархии, к диоцезу Нарбонскому. На соборе Регенсбургском, в 792 г., Феликс защищал адопцианский взгляд в присутствии Карла Великого. Но епископы осудили его, и он был отправлен в Рим, где папа Адриан И держал его в тюрьме, пока он не написал православное исповедание и не поклялся над ним. Однако возвратившись в Ургель, он отказался от своего исповедания, как сделанного по принуждению, и бежал во владения мавров. Елипанд и принадлежавшие к его партии испанские епископы обратились с посланием к франкским епископам и самому Карлу Великому; и дело еще раз подверглось расследованию на Франкфуртском соборе, 794 г. Результатом этого были четыре послания, – от германо-франкских епископов, от италийских епископов, от папы Адриана I и от Карла Великого, – которые все осуждают адопцианское движение, и увещевают к согласию и спокойствию... Но адопционисты ревностно проповедовали свои мнения, которые быстро распространились среди масс, и на литературном поприще спор разгорался все более. В 798 г. Феликс написал книгу, и послал ее к Алкуину. На нее отвечали как Павлин Аквилейский, так и Алкуин (Libellus adv. Fеliсis Наerеs.), из которых последний получил очень суровый ответ от Феликса. Дело начинало принимать серьезный оборот, и необходимы были энергические меры. В 798 г. Лейдрад Лионский, Нефрид Нарбониский и аббат Бенедикт Анианский лично посетили зараженные ересью места во Франции и Испании, и проповедовали против еретиков. В 799 г. папа Лев III формально осудил Феликса на одном соборе в Риме, и в 800 г. между Феликсом и Алкуином на соборе Аахенском состоялся диспут. Феликс долго боролся, но, наконец, он признал себя побежденным, отказался от своего учения, и написал окружное послание к своим друзьям, увещевая их возвратиться к православной церкви. Это послание, новое произведение Алкуина в семи книгах, и проповеди Лейдрада и Бенедикта, окончательно усмирили движение, и секта исчезла.

Большая часть документов, относящихся к этому спору, находятся в Фробеновом издании Аlcuini Opera, Rаtisbon. 1777, и у Миня: Раtrоl. vols. 96, 100 и 101. См. также С. О. F. Оalch: Historia Аdpotianorum, Göttingen, 1755; Dorner, Gеschichte der Lehre иоn der Рerson Christi, 2 изд. Веrlin, 1866, рр. 424–27.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle