Источник

Псалом 120

Пс.120:1. Песнь степеней. Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

СОДЕРЖАНИЕ

Второй псалом степенный утешает странников, идущих во Иерусалим, обещая им Божию помощь, где Пророк, во-первых, говорит в лице странника, потом в лице своем, наконец, как себя, так и онаго утешает Божиим покровительством.

Странствующие ни на что чаще не взирают, как на то место, к которому идут, ежели только видеть его можно; а ежели не можно, то по крайней мере, питаются надеждою узреть его, от чего чувствуют великое утешение, которое придает им силы к дальнейшему продолжению пути. А как земный Иерусалим стоял на горах, а горний превыше всех небес есть, сего ради странствующий путник с верою глаголет: возвожу очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

Пс.120:2. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

Сими словами объясняет странник, что он не от гор помощи ожидает, к которым очи возводит, но от Того, который живет в Святом граде, стоящем на горах, как яснее изображено в другом псалме: к Тебе возведох очи мои, живущему на небеси (Пс. 122:1).

Нарицая же Бога Творцем неба и земли, прикровенно укоряет неблагодарность людей, кои на силу и помощь Его уповать не хотят: ибо ежели бы прямо признавали Творца, то веровали бы, что Он имеет безпредельную силу, поскольку весь мир содержится в руце Его и управляется промыслом Его. Ныне же, когда слепое стремление влечет их инуду, то не дивно, что не веруют промыслу и силе Его.

Пс.120:3. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя:

Пророк переменяет здесь лице и говорит в собственном, ответствуя страннику, что он благоразумно сделал, когда возвел очи свои в горы, а не на суеты, встречающияся на пути, но оставя их, от Творца неба и земли просил утешения. Сего ради желает, да не даст Господь во смятение ноги его, то есть, да не попустит ему упасть на пути, но да подкрепит нозе его, дабы не колебляся во отечество дошли.

Пс.120:4. се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля.

Пророк испрашивает здесь страннику Божией милости, и как бы так говорит: молю, да Отец небесный продолжит к тебе милость Свою, и да сохранит тя под покровительством Своим: и без сомнения сохранит, ибо никогда не дремлет, ниже спит храняй Израиля, то есть, избранных Своих. Блаженный Августин прилично замечает здесь, что верные люди праведно Израилем нарицаются: ибо как Израиль толкуется видяй Бога, тако и верные ныне видят Бога верою, а после узрят лицем к лицу.

Пс.120:5. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою.

Пс.120:6. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию.

Немного выше сказал Пророк, что странник, уповающий на Бога, сохранен будет от падения на пути, а здесь присовокупляет другое утешение, обнадеживая, что сохранен будет и от зноя солнечнаго во дни, и от жжения луны, светящия в нощи. Ибо Бог будет ему вместо приосеняющаго щита, которым может прикрывать и главу и прочия части тела. Господь, глаголет, хранит не Израиля токмо, сиречь, избранных людей Своих вообще, но и тебя особенно сохранит, поскольку есть покров или щит твой при руке десной твоей: и потому буди благонадежен, что тебя, приосеняемаго таковым щитом, ни солнце не опалит во дни, ни луна в нощи. Впрочем, под именем преносных слов – покрова, солнца и луны, дня и ночи, означается Божия милость, которая странника хранит как во время счастия, так и несчастия: ибо на пути жития сего не меньше вредит день благополучия, как и нощь несчастия.

Пс.120:7. Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь:

Пророк присовокупляет здесь другое еще утешение, и притом общее, аки бы сказал: Господь сохранит тя не токмо от падения, дабы ты не ослабел, но и от всякаго другаго зла, могущаго случиться на пути, защитит и избавит, и потому душа твоя, то есть, жизнь твоя, невредима пребудет во все продолжение пути.

Пс.120:8. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века.

Пророк заключает псалом, присовокупляя последнее и всевожделеннейшее утешение, показывая, что странник Божий, положивший восхождения в сердце своем, сохранен будет не токмо до половины шествия своего, но до конца всего пути. Ибо всякий путь состоит во входе и исходе: например, шествуя куда-нибудь далече, входим в гостинницу, и паки исходим, потом входим в другую, и после исходим; равным образом входим в город или в некий дом, потом исходим, и входим в другой, и паки исходим, – донележе, соверша путь, дойдем до отечества. Тако бывает и в пути жития сего, который, начиная, продолжаем и наконец совершаем; ибо начинать житие не что иное есть, как входить, а совершать то же есть, что исходить. Оныя слова: от ныне и до века, означают то же, что ныне и всегда, аки бы сказал: Господь да сохранит вхождение и исхождение твое, начиная от ныне и продолжая хранить навсегда. Некоторые под именем вхождения и исхождения вообще разумеют начало и конец всех деяний наших, или все жительство человеческое по оному изречению: отнележе вниде и изыде в нас Господь Иисус (Деян. 1:21), то есть, с того времени, как начал с нами жительствовать Господь Иисус.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle