Источник

Псалом 121

Пс.121:1. Песнь степеней. Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем.

СОДЕРЖАНИЕ

В сем третьем псалме степенном описывает Пророк красоту и великолепие святаго града Иерусалима, куда Иудеи желали возвратиться из плена Вавилонскаго. Но якоже град оный был прообразованием небеснаго отечества, тако Израильтяне, возвращающиеся из плена в земный Иерусалим, были прообразованием странствования и восхождения нашего в горний Иерусалим.

ТОЛКОВАНИЕ

Слова Божия народа, веселящагося о благом вестнике, принесшем радостную весть о возвращении во отечество. Сей вестник был Иеремия, который предсказал, что плен Израильтян по прошествии седмидесяти лет окончится и град и храм паки возсозиждется (Иер. 25 и Иер. 29). Но яснее то же самое предсказали Даниил, Аггей и Захария, жившие в то самое время, когда плен был разрешен. Сии-то вестники великою радостию исполнили народ, когда, по прошествии уреченнаго времени, сказали: в дом Господень пойдем, то есть, возвратимся во отечество, где узрим гору Сион и место жилища Божия и где, возсоздавши храм, паки внидем в дом Господень.

Пс.121:2. Стояще бяху ноги нашя во дворех твоих, Иерусалиме.

Дает причину, чего ради Израильтяне возвеселилися о возвращении своем во Иерусалим: понеже-де помнят то время, в которое будучи во отечестве, видели красоту и величие Иерусалима; ибо многие, быв в юности отведены в Вавилон, легко припомнить могли, что они были некогда во Иерусалиме и видели и град и храм, как пишет 1Езд. 1:3: Стояще бяху ноги нашя в дворех твоих Иерусалиме. Пророк под именем дворов Иерусалима, без сомнения, разумеет здесь врата градския, где в его время обыкновенно бывали общенародныя собрания, и где всякия государственныя дела отправлялися, как видеть можно из оных слов: славен бывает во вратех муж ея, внегда аще сядет в сонмищи со старейшины земли (Притч. 31:23). Известно также из второй книги Царств, что во Иерусалиме не одни были такия врата, но двои; и как разделялися между собою немалым разстоянием, то, может быть, по сей причине и нарицаются здесь дворами, как видно из оных слов: Давид же седяше посреде двою врат (2Цар. 18:24). И инде: внидоша вси князи царя Вавилонска и седоша во вратех средних (Иер. 39:3). Итак, надлежало быть великому разстоянию между оными вратами средними, когда толикое число князей со слугами их могло вмещаться в нем.

Пс.121:3. Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе.

Здесь от лица странников, поспешающих ко граду святому, начинает Пророк исчислять хвалы Иерусалима, дабы путники взаимно возбуждали себя к скорейшему шествию. Первая похвала состоит в том, что Иерусалим есть град премирный, так что населяющие его из любви друг ко другу все имеют общее. Когда нарицает Иерусалим градом зиждемым, сиречь благоустроенным, то сие не столько относит к стенам или к зданию домов и столпов, сколько к порядку гражданскому: между тем, однако, и к древнему его состоянию приспособляется. Ибо Салим и прежде был град честен, но с того времени, как Бог благоволил быть ему главою, переменил он некоторым образом и вид и свойство, так что наконец соделался градом благоустроенным и преславным. По сей причине Давид, оставя другие грады в своем степени, Иерусалим превозносит выше всех, дабы верные не обращали взора своего туда и сюда, но были довольны градом свыше избранным, и другаго равнаго нигде не искали. Таким образом описывает превосходство Иерусалима краткими словами, нарицая его градом совокупленным, то есть, во всех частях благоустроенным и прекрасно расположенным, а что всего лучше, мирным и спокойным.

Пс.121:4. Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню:

Вторая похвала Иерусалима состоит во многолюдстве жителей, которыя хотя не все были граждане Иерусалимские, но различных говоров жители, однако все приходили во Иерусалим на поклонение. Сие доказывают слова, повторяемыя дважды: колена, колена Господня, то есть, многия, или все колена. В следующих словах: во свидение Израилево, или, как другие переводят, по свидению Израилеву, дает причину, чего ради толикое множество народа стекалось во Иерусалим, объясняя, что сие делано было по закону, данному Израильтянам, который повелевал, дабы не забывали посещать храм Господень, который един токмо и был во всей земле обетованной устроен для прославления имени Божия, или для принесения хвалы и благодарения Богу.

Пс.121:5. яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове.

Третия похвала Иерусалима есть та, что там находилось царское седалище и учрежден верховный суд, и потому град оный был столицею всего государства. Глагол: седоша – означает непоколебимость престолов. Сие сказано как для отличения престола Давидова от престола Саулова, который поставлен был в Гаваи Вениаминове (1Цар. 13:16), но там не долго пребыл и перенесен в другое место, так и для различия от престолов судей, – бывших прежде избрания царей, – которые не на одном месте пребывали, но часто переносимы были с одного места на другое. Но престол Давида и других царей, происходивших из дому его, пребывал в Иерусалиме непоколебимо. Тако бо рекл Господь Давиду: верен будет дом твой, и царство твое во веки предо Мною, и престол твой будет исправлен во век (2Цар. 7:16).

Пс.121:6. Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящым тя.

Пророк увещевает здесь странников, дабы поздравили Иерусалим по крайней мере издалече, и пожелали бы ему мира и всякаго изобилия, яко таких вещей, которыя составляют главнейшия блага и делают грады благополучными. Ибо мир без изобилия есть состояние бедное, так как и изобилие без мира есть сомнительное и неизвестное благополучие, но когда изобилие соединяется с миром, тогда ничего не недостает к благополучному состоянию града.

Наконец и всем благочестивым людям, пекущимся о благосостоянии церкви и любящим град Иерусалим, преподает Божие благословение и желает благополучной жизни вообще.

Просите, глаголет, у Бога отечеству вашему твердаго мира и изобилия благ земных, да будет благословен не токмо Иерусалим, но и все любящии град святый.

Пс.121:7. Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих.

Пророк полагает здесь самыя слова, которыя надлежало говорить тем, кои желали мира и изобилия граду Иерусалиму. Имя силы хотя относится ко всему тому, в чем сила и крепость состоит, как, например, к стенам, в коих крепость строения состоит, також к оружию, в котором крепость воинства состоит, или ко множеству народа, в котором крепость града состоит; но здесь особливо относится к стенам, чтоб был союз с следующими словами, где упоминается о столпостении. Ибо когда мир находится в стенах, то есть, когда стены не бывают воюемы от врагов, то и весь град пребывает в покое. Под именем же столпостении означаются или великие домы частных людей, или высокие царские чертоги, которые устроены были на подобие столпов. Впрочем, заметить должно, что Пророк не так желает внешняго благополучия Иерусалиму, чтоб не имел попечения о внутреннем его благосостоянии, но приспособляяся ко нравам, испрашивает святому граду, чтоб был он огражден от всех сторон Божиим благословением.

Пс.121:8. Ради братий моих и ближних моих глаголах убо мир о тебе.

Пс.121:9. Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе.

Сими словами Пророк заключает псалом, объясняя вкратце, что он из любви к гражданам святаго града, которых признает за братию и за друзей своих, а наипаче и более всего из любви к Богу, Творцу и Зиждителю града онаго, возбужден был духом пожелать ему мира и изобилия всех благ. Впрочем, приметно здесь скрытное противоположение. Ибо как нечестивые и злые люди могли подозревать Давида, или еще и безсовестно клеветать на него, что он, похваляя Иерусалим, старался больше о собственных выгодах, нежели о пользе общей, и что сим образом ухищренно хощет утвердить свое царство, сего ради свидетельствует, что он не на свою частную взирает пользу, но всю церковь душевно любит. Аки бы сказал: глаголах о мире твоем, Иерусалиме, не потому, что сие полезно будет мне или домашним моим, но потому, что благополучие твое распространится на всех Божиих сынов.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle