Псалом 122
Пс.122:1. Песнь степеней. К тебе возведох очи мои, живущему на небеси.
СОДЕРЖАНИЕ
Сей псалом содержит молитву человека странствующаго и во изгнании или на пути бедствие претерпевающаго.
ТОЛКОВАНИЕ
Пророк говорит здесь как в лице странствующаго, так и в лице своем, яко такой, который един был из числа странников, научая, что он во всех приключившихся ему бедствиях не на другаго помощника взирал, как токмо на Бога: не токмо потому, что Он един живет на превыспреннем небеси, и оттуду на вся дольняя зрит и управляет, но и потому, что Он же или милует, или наказывает нас, и потому тщетно мы прибегаем к другим, когда нет никого, кто бы мог исхитить нас из руки Божией.
Пс.122:2. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, Дóндеже ущедрит ны.
Пророк объясняет, чего ради возводил очи свои к Богу, и говорит, что сие для того творил, дабы Господь воззрел на его бедствия и, видя оныя, преклонился на милость и престал наказывать. Сию мысль объясняет подобием рабов, кои будучи наказуемы от господ, обращают печальный взор на руки их, и тем как бы испрашивают, дабы умилостивяся престали наказывать. В Еврейском тексте стих сей яснее читается так: се, яко очи раб взирают к рукам господ своих, яко очи рабыни к рукам госпожи своея: тако очи наши к Богу нашему, Дóндеже ущедрит ны. В подобии упоминает не об одних токмо рабах, но и рабынях, или потому, что не одни токмо мужи, но и жены находятся в числе странников, шествующих ко отечеству, или потому, что мужи великодушные подлинно суть мужи, а мужи слабые и женоподобные прилично назваться могут женами: однако и те и другия терпят наказание и раны на пути сем. К ранам же, коими от Господа наказуемся, принадлежат не токмо явныя гонения и бедствия, но и сокровенныя искушения, коими душа озлобляется непрестанно, також страхи, безпокойства, болезни, печали, коим бывают все подвержены в жизни сей. И потому Пророк не говорит, что мы в известное некое время должны возводить очи наши к Богу, но непрестанно, дондеже ущедрит ны. А сие не прежде будет, как разве когда отечества достигнем. Ибо тогда только увенчает нас Бог милостию и щедротами, когда исцелит все недуги наши, и исполнит во благих желания наши, как сказано во Пс. 102.
Пс.122:3. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения:
Пророк не удовлетворяся тем, что просил милости очами, вперенными в Бога, здесь еще вопиет к Нему гласом внутренним и внешним, и вопль свой усугубляет о себе и сообщниках своих в пути, глаголя: помилуй нас, Господи, помилуй нас. И подлинно, если бы кто прямо вникнул и прилежно разсудил следующия за сим слова: яко помногу исполнихомся уничижения, тот ясно познал бы, что бедность наша есть такая, которая непрестанно требует повторять вопли сии. Ибо человек, по образу Божию созданный и над всеми делами Божиими господином поставленный, человек, усыновленный самим Богом и к царствию небесному предопределенный, не токмо от бесов и злых людей, но и от самых стихий и даже от самых малейших животных так здесь уничижается и озлобляется, что Пророк весьма справедливо сказал: исполнихомся уничижения, и не просто исполнихомся, но и попремногу. Ибо есть ли что такое, что бы человека даже и самаго праведнаго и святаго в сей плачевной юдоли не уничижало? Но самое главное уничижение, о котором Пророк собственно говорит здесь, есть то, которое претерпевают добрые от злых и праведные от неправедных, по оному Апостольскому истинному и всеобщему изречению: вси, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2Тим. 3:12). И по оному слову Господню: аще от мира были бысте, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, сего ради ненавидит вас мир(Ин. 15:19). Причина сему та, что как добро и зло суть вещи, одна другой совершенно противныя, то и не могут иметь между собою мира. И понеже праведные люди терпеливы, кротки и от Владыки своего навыкли не противиться злу, но побеждать зло добром и ударяющему в ланиту обращать и другую, сего ради злые надменно презирают их.
Пс.122:4. наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых.
В сем последнем стихе Пророк изображает, что уничижение и призрение, о котором выше говорил, приключаются бедным и смиренным странникам наипаче от людей богатых и гордых. Ибо все гордые обыкновенно бывают надменны: но чем? Одним токмо ветром, а не твердым добром, то есть, дмятся одним токмо самомнением или почтением к самим себе. Ибо ежели богатство имеют, то почитают оное за свое, а о том не помышляют, что долженствуют дать отчет Богу в употреблении онаго: ежели на степени достоинства и чести поставлены, мнят, что всем тем себе одолжены, а того не разумеют, что чести и достоинства даются людям для пользы других, что должно воздать за них слово пред Богом и что лежит на них тяжкое бремя. И потому не меньше безумствуют они, гордяся бременем сим, как если бы носильщик хвалился тем, что он ходит, нося великое бремя. Ежели некоторыя добродетели имеют, ежели разум, ежели науку, то мнят, что они гораздо больше преуспели в них, нежели как в самом деле есть, и приписывают то самим себе, что есть дар единаго Бога. Наконец, ежели ни богатства не имеют, ни достоинств, то напротив того наказуются и страждут, то мнят, что им делается обида, ропщут на Бога и хулят Его. Все сие происходит от того, что наполнены, или лучше сказать надуты ветром самолюбия и гордости.