Письмо 108
Ты занимаешься мирно с N. N. золотошвейною работою. Видишь сама: где что делаем с покорностью воле Божией, там и мир ощущаем; я где мир, там и Бог. Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам, отходя к спасительным страстям: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27); вот чей мир! А что тобою написано в начале письма, то сама ты сознаешь, что написала бред расстроенной души, т. е. смущённой; а где смущение, там есть действие вражие. Это должно быть тебе вперед уроком, не вдавать себя в подобные смутительные мысли – еже есть Вавилон, куда отводит враг плененную им душу, подобно Навуходоносору, уведшему иудейский народ из Иерусалима в Вавилон, и там их угнетавшего порабощением разного рода.
При исповеди надобно пояснять все свои грехи, кроме разве когда забудешь, а не поверхностно говорить; ибо непсповедаемый грех и не разрешается; разве что по забвению не изъяснишь. После исповеди надобно блюсти себя от греховных действий. Но если и случится на кого оскорбиться, или зазреть кого: в этом, примиряся с оскорбившим, быть спокойным; а за зазрение – самую себя зазреть и укорять, дабы не беспокоить старца; а если прилучится удобный случай видеть его, то, по мере греха и чувству совести, можно сказать ему оный вкратце: писать можно грехи свои, соображаясь с нашей исповедью; ибо мы, в течении времени, после исповеди много согрешаем и забываем; главное в исповеди надобно иметь сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит, и ежедневно надобно иметь испытание самих себя и укорять себя, за содеянное нами приносить пред Богом покаяние, что и читаем в третьей молитве на сон грядущих.
Пишешь, что как легкое облако находит неверие о Боге и о будущем. Этот помысел причисляется св. Димитрием к хульным помыслам; ибо в них наша воля не соглашается; а только враг наводит на помысел неверия; человек этого не хочет и не виноват; а думая, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и даёт ему больше повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отойдет; в этом подаёт ему повод и осуждение других. Искушение Нифонта было другого рода к увенчанию его; а это иное. Доказательство правой нашей веры мы видим на многих вещах и действиях: после исповеди получаем успокоение в совести; – от чего это? А не исповедая – чувство мучения; – от чего? Видим мощи святых угодников и бываемые от них чудеса. Кем содеваются от чудотворных икон чудотворения? Кто производит сие? Все это действует Бог, давший нам слово Своё к познанию Его в воплощении и искуплении нас от заблуждений. Кто для тебя услаждал чтение, когда читала св. Варсонуфия книгу? – Бог! Весь мир исполнен чудес Божиих. Дивна дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси (Пс.103:24). Остаюсь многогрешный И. М. 13 марта 1860 года.