Источник

Письмо 109

Находим нужным предложить Вам, матушка, на замечание: почтенная А. вошла к вам в обитель весьма с добрым расположением и желанием «искать Иисуса», т. е. стяжать любовь Его. Это её выражение, которое часто до нас доходило. Дело сие очень доброе и благое, но надобно, чтобы имело прочное основание: ибо любовь противными искушается. По горячности её и по чистоте души, она увидит скоро в себе утешительные и усладительные чувства. – Это её обнадёжит в обретении Иисуса и любви Его. Но чувство сие весьма опасно и близко прелести: не имевши еще борьбы со страстями, не познавши своей немощи и не смирившись, не надежны и утешительные чувства. Пусть они хотя и приходят когда, но чтобы опасаться принимать оные и не обольщаться ими, но считать себя того недостойною. Св. Исаак в 2-м слове пишет, что: «деяние креста сугубо есть; одно нарицается деяние и исполняется действом яростные части: претерпением досады креста; а второе нарицается видение и исполняется желательною частью, и обретается тонким деланием ума и Божественным приснопоучением и пребыванием молитвы. И кто начинает второю сею частью, а не первою, на того находит гнев Божий. Хотя не от лености сие творит, но за сладость её принимается за вторую часть, не очистивши прежде терпением скорбей страстного устроения души, т. е. не приемши распятия плоти досадою креста, мечтает во уме своём славу креста» (т. е. утешения), которые даются уже по исцелении души от страстей и когда смирение водрузится в сердце, и тогда бывает безопасно; почему мы и предлагаем Вам, дабы Вы попеклись предостеречь её, ежели она будет иметь какие усладительные чувства, чтобы она не полагалась на них и не считала за велико; они скоро её оставят. В противном случае, обольстившись и приняв их не в своё время, скоро лишится: и когда уже будет время – не получит, подобно нерадивому и глупому земледельцу, который, на произрастении увидя цвет, счел бы его за плод и сорвал: то уже никогда плода не получит. Это многие пострадали, идущие путём сим, и сбились с него; вместо смирения, возмнив о себе, стяжали возношение, по слову того ж св. Исаака: «кто не помышляет себе грешна, молитва его несть благоприятна пред Богом». Напоминайте ей, что любовь Божия противными искушается: восстанут различные страсти, с коими надобно иметь борьбу, и кто смиренное имеет мудрование, тому и брань со облегчением бывает; а мнящему о себе нечто, или надеющемуся на свои чувства утешительные, попускается сильнее и брань, дабы, познав свою немощь, смирился. Но для них побеждение бывает несносно и доводит до малодушия: а это и есть знак их гордости. Надобно опасаться прелести, которая есть многообразна: или, прельстив мнимою святостью, ослепит душевные очи, или, по вспышке радостных и утешительных действий, лишась их, она впадет в многоразличный страсти; а когда умеренно и постоянно вести её, занимаясь подробнее, то из неё можно выработать что-нибудь хорошее со временем. Прикажите ей читать более деятельные учения св. отцов: св. аввы Дорофея, св. Иоанна Лествичника, св. Симеона Нового Богослова, и чтобы о всех своих словах, делах, мыслях и действиях Вам открывала, ибо являемое свет, а неявляемое тьма (Ефес.5:13). А Вы её вразумляйте, как Вас Бог наставит, к её пользе. Помните, что Вы должны дать за неё ответ, ежели что пострадает противное; таковая горячность весьма опасна....


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle