Письмо 110
В писании твоем между прочим упоминаешь, что гордость и леность одолела. Оставляя прочее там писанное, яко уже решенное, о сих двух вражиих оружиях скажу; ибо, пиша к тебе, воистину себе то же напоминаю, потому что также вижу себя им порабощенна. Леность есть немалый порок и полагается в числе смертных грехов; то и надобно себя нудить к исполнению наших обязанностей, просить Бога о помощи, не надеяться на свою силу. Он, видя таковое наше произволение, даст силу и крепость и поможет одолеть расслабленную леность; но без нашего тщания и произволения и Бог не помогает. В случае же немощи и бессилия, да заменяет сии наши бездействия: болезнь сердечная, сожаление и смирение. Как о сей страсти, так и о гордости св. отцы довольно написали; сама любопотрудися и прочти в писаниях; гордость же, всем известно, что есть самый богоненавистный порок, против коего должно поставить Христово смирение, и всегда себя иметь худша всей твари; также и о сем, да и почаще, надобно иметь тщание и просить Бога, да исправит пути наша. Мы, говоря: Господи, даждь ми смирение, должны принимать те врачевства с любовью, кои нам от Бога посылаются ко уврачеванию – как гордости, так и прочих грехов; а оные суть: скорби, поругания, укоризны и досады от других; всё это посылается Промыслом Божиим к нашему испытанно и исправлению; то и должно нудить себя носить их ко испровержению нашей гордости и за грехи; когда мы, приявши язву в сердце, представим наши скверны, то и невольно заградятся уста к противословию; а сия из первейших скверн есть – гордость; ибо писание нечистым называет гордого. – Что́ тебе написал – не от своего искуса, а от святых отцов; а сам нахожусь все ещё в числе учащихся, и требую милости Божией и молитв святых отцов, и ваших. Читайте книги со смирением, и Господь просветит сердца ваши.