137. Поучение в ту же неделю
«Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти». (1Тим. 3:16).
Воплощение Бога Слова – поистине великая тайна. Ибо ни Ангелы, ни люди, ни демоны не знали, что для спасения человеков от греха, проклятия, смерти и ада придет на землю сам Бог, примет плоть, пострадает, умрет, воскреснет и восстановит разрушенное диаволом царство Свое – царство благодати. Тайна эта великая, потому что никто того уразуметь не может: как Божество могло соединиться с человечеством, бесконечное с конечным, невидимое с видимым? Как могла утроба пресвятой Девы вместить Невместимого? Грех царствовал от Адама до пришествия Христа на землю. Кто мог снять с человека вину греха, кроме безвинного и безгрешного Бога? Как его снять? Одним словом? Сказать человеку: «прощается тебе и разрешается?». Верно, этого было недостаточно, хотя Христос Господь прощал так многим мытарям, блудникам и грешникам недостаточно, ибо человек опять мог согрешить. Надлежало искоренить грех в самом корне, остановить его распространение, уничтожить ядовитость, испепелить порчу, производимую тлетворным ядом греха. А это возможно было сделать только благодатью Божией, принятием в душу и тело противоядия, вкушением безгрешного тела и крови Христовой, омовением сперва первородного греха Адамова чрез крещение, а потом произвольных грехов чрез покаяние. Есть болезни телесные, которые и по уврачевании несколько раз в течение жизни могут возобновляться. Таково свойство и болезни душевной болезни греха: она может часто являться и возобновляться в человеке до самой смерти, даже в святом человеке. И вот чрез ряд приобщений Господь в течение всей жизни врачует грехи наши, чтобы спасти человека от вечной погибели. Проклятие Отца небесного лежало на человеке. Христос Господь принял на Себя эго проклятие. Что же остается в руках смерти? Тело человека. Но тело истлевает в земле, а душа в нашем же, но в новом обновленном теле Христовом, получаемом по восстании из гроба, все же воскреснет. Почему же человек так мало живет на свете? Потому что грех слишком усилился, умножился на земле, и человек чем долее живет на земле, тем становится грешнее. Потому-то Господь скоро прекращает жизнь человека, особенно человека, в смертном грехе пребывающего. Вот почему необходимо было Богу явиться во плоти на землю, дабы отдать Себя в снедь верным, пострадавши за них на кресте. Вот почему сей свет тихий, Господь наш Иисус Христос явился на земле тихо и неприметно, явился в самую глубокую полночь грехов человеческих, когда и царство диавола было на земле во всей силе, когда и люди дошли до крайней степени растления грехами, когда неверие и безбожие дошло до последних пределов.
Да, рождество Христово есть велия благочестия тайна, ибо Христос, Господь родился таинственно чрез Духа Святого от Пресвятой Девы Марии, родился вдали от мира, вдали от богатого и шумного города Иерусалима, родился в чрезвычайном убожестве, в вертепе, не среди словесных людей, но среди бессловесных животных. Все это тайна. На эту тайну Ангелы указывают пастырям Вифлеемским, указывает звезда восточным волхвам. Воплотившийся Бог-Слово скрывается в Египте, обитает в Назарете до времени явления на Иордане, когда Дух Святый, видимо, и глас Отца небесного слышимо пред всем миром, указывает на лице Иисуса Христа, Сына Божия: не тайна ли это? Несмотря на всемирную проповедь, на многие чудеса, Сын Божий оставался тайной для тех, которые Его поносили, гнали, мучили, распинали, также и по Воскресении, и по Вознесении. Для многих оставался Он тайной, наконец, и после торжественного засвидетельствования Духом Святым в день Пятидесятницы, и по распространении царства благодати по всей земле. И теперь для многих грешников Христос Господь остается тайной, пока явится на облаках небесных, во всей славе Своей среди Ангелов и святых.
Поистине, Христос есть велия благочестия тайна. Аминь.