Источник

Собеседование 11

На псалом Асафу 78

1. Надписание пророчества понятно; поэтому обратимся к истол­кованию псалма. В нем содержится не порицание язычникам, как некоторые думают, а пророчество о том, что случится с иудеями, когда их наследие получат язычники. «Боже! Пришли язычники в наследие Твое, осквернили храм святой Твой" (Пс.78:1). Это случилось с иудеями, когда Иерусалим взят был ассирийцами, потом македо­нянами, и, наконец, римлянами. Так как это понятно, то обратимся к духовному смыслу пророчества. Когда язычники вошли в наследие иудеев, т.е. получили богопознание, – потому что в этом и заклю­чается древний удел иудеев, как об этом и говорил им Моисей во Второзаконии: «тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор.7:6), – тогда они осквернили святой их храм, находившийся в древнем Иерусалиме, – не в том смысле, что сами оказались виновниками осквернения, а в том, что обнаружили скры­вавшееся осквернение храма, которое вносили своим нечестием священнодействовавшие в нем. Подобно тому, как священник, посмо­тревший на предполагаемую проказу и по расследовании объявивший болезнь, делает заболевшего, как говорят, нечистым, не потому, чтобы он причинял осквернение (это не свойственно священнику), а потому, что он объявил больного действительно зараженным, так точно сделали тоже с иудеями язычники. Оправдание последних ли­шило святости первых, и непослушание древнего народа стало оче­виднее чрез послушание нового.

«Превратили Иерусалим в овощное хранилище» (Пс.78:2). Почему «в овощное хранилище»? Потому, что они, получив дух закона и пророков, оставили себе на хранение одни только плоды буквы. И это было делом не людей, а Бога, Который хотел, чтобы доказательства нашей веры сохранены были у врагов. Осенним плодом справедливо называется буква, потому что она дает не истинную пищу, а преходящую.

«Повергли трупы рабов Твоих в пищу птицам небесным, тела преподобных Твоихзверям земным» (Пс.78:2). Птицы небесные часто принимаются в божественном Писании в дурном значении. Это подтверждает хлебодар фараона, который, увидев во сне птиц небесных, расклевывавших хлебы, которые он нес на голове, получил истолкование сна в том смысле, что ему отнимут голову. В пищу этим птицам Церковь дала трупы иудеев; точно также зверям земным тела преподобных. И эти звери – злые силы, как это ясно изъяснил нам Исаия, когда он говорит о Вавилоне: «будут обитать в нем звери пустыни», и указывает, какие именно: «и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там» (Ис.13:21). В названии иудеев рабами нет ничего удивительного, потому что и скрывший талант раб, который служил их изображением, назывался рабом ленивым и злым. Если бы они были добрыми рабами, то не стали бы трупами, т.е. не имели бы преступных мыслей и злых дел. Если также пророк назвал их святыми, то не по делам, а по имени, подобно тому как и ложные пророки часто называются пророками, хотя пророчествуют и не от имени Бога, равно как – святыми, по­лучившие святое помазание, хотя и не хранят святыни. Вот почему Иезекииль, когда видел в видении разрушителей Иерусалима, услышал следующие слова, которые говорил ему Бог: «старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего» (Иез.9:6), потому что они были святыми только по виду, а не на самом деле; в противном случае они имели бы знамение, и не подверглись бы истреблению наравне с прочими. Так и теперь пророк называет их святыми по имени; поэтому и плоти их, т.е. земные дела, поели, как образно он говорит, мысленные звери. Плотью называются те, кто помышляет только о земном, как это показывают слова Бога, когда Он хотел навести потоп: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» (Быт.6:3). «Пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их» (Пс.78:3).

2. Кровь их – душевные грехи, за которые наказанием бывает кровь. Грехи эти разлились как вода, т.е. не могут уже быть испра­влены, подобно тому, как не может быть собрана разлитая вода. По­тому-то фекоитянка говорила Давиду: «мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать» (2Цар.14:14). Где же Бог пролил ее? «Вокруг Иерусалима», т.е. в нем, погубив его жителей, потому что кровь их на них и детях их, как говорили сами обвинители Христа. «И некому было похоронить их». Почему? Потому, что они, как мертвые уже, не могли погребать друг друга, а Церковь погребать их, т.е. прикрывать их грехи не дозволяет. Что же служит этому препятствием? Изречение Божие, гласящее: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф.8:22). Почему же? Потому что, кто пытается прикрыть грешников, тот явственнее только обна­руживает пред всеми свои позорные дела.

"Мы стали поношением для соседей наших, посмешищем и поруганием... у окружающих нас» (Пс.78:4). Ни бед­ность, ни невзрачность внешнего вида, ни болезнь, ни что другое так не постыдно, как грех, потому что он является болезнью произ­вольной, раной, происходящей от расположения воли. Заметь мудрость пророка: наказания, говорит он, пришли на них, т.е. на согрешив­ших; но к поношениям, объявляет он, причастен и он вместе с ними. Если он был пророк, то стыдился за не веривших пророчеству, если священник, то – за освящаемых им, но потом на­рушавших закон и за то подвергавшихся наказанию. Для каких же соседей иудеи стали посмешищем, и для каких окружающих пору­ганием и посрамлением? Пророк разумеет демонов, которые стали соседями иудеев по причине их нечестия; окружающими же их называются потому, что постоянно нападают на них.

«Доколе, Господи, будешь гневаться до конца? Доколе будет пылать, как огонь, ревность Твоя?» (Пс.78:5). На эту ревность Божию в отношении к иудеям указывал и законода­тель Моисей, говоря, «они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их» (Втор.32:21), и далее присовокупляет: «ибо огонь возгорелся во гневе Моем» (Втор.32:22). Так как этот гнев Божий на иудеев послужил причиной призвания язычников (Павел говорит: «как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их», и еще он же: «если же падение их», т.е. иудеев, «богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам» – (Римл.11:30, 12), то про­рок естественно спрашивает, до каких пор, и неужели навсегда Бог останется гневающимся на иудеев. На это Дух чрез Павла дает такой ответ: когда «войдет полное число язычников», тогда «весь Израиль спасется» (Римл.11:25–26).

«Пролей гнев Твой на народы,... незнающие Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывали. Ибо они съели Иакова и место его опустошили» (Пс.78:6–7). Пророк говорит не о всех языч­никах, почему и сказал не просто: народ, а «народы,... незнающие Тебя". А мы знаем Бога, и имя Его на нас (Иерем.14:9). Но мы не по­ядаем Иакова, потому что не поносим и не порицаем его, в чем и заключается поядение по изъяснению Павла, который говорит: «если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5:15), равным образом и места его не опустошаем, потому что как это может быть, если каждый считает Израиля за собственное общее всем отечество? Не нам, следова­тельно, желал зла пророк, а тем, кто остается в неведении и не желает принять (имени) царства Божия; эти-то и должны страшиться кары.

«Не помяни наших беззаконий прежних, скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали» (Пс.78:8), потому что как можем мы удовлетворить за старые и новые преступления? Может быть под прежними беззакониями пророк разумеет те, которые совершены были в пустыне, так как за них Бог изрекал много различ­ных угроз, почему пророк и страшился памятования их. «Скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали». Ничто так не делает человека бедным, как грех; но еще беднее становится он, когда к греху присоединяется нечестие. Вот почему они и молят Бога, чтобы Он скорее явил к ним свое милосердие, чтобы им, доведенным крайней бедностью до отчаяния, не погибнуть.

«Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего. Господи! Избавь нас и очисти грехи наши имени ради Твоего» (Пс.78:9). Хорошо пророк указал на славу Божию, так как не мог поставить на вид праведности народа; а слова имени Божия и выражается в мило­сердии к грешникам, почему Бог и называется щедрым, милостивым и долготерпеливым. Так Моисей говорит: «и сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх.34:5–6).

3. Видишь, что молитва обращена здесь к Христу? Он назы­вается не только Богом, но и прямо Спасителем. Он есть и слава имени Бога, т.е. Отца, почему и Павел назвал Его сиянием славы Отца (Евр.1:3). И дальнейшие слова ясно показывают, что речь идет о Христе. Избавь нас и очисти грехи наши имени ради Твоего. Пусть никогда не говорят язычники: «Где Бог их?» И да будет ведомо среди язычников пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих» (Пс.78:9–10). Кому свойственно очищать ради собственного имени грехи, как не Христу, Который прио­брел очищение? Он снискал очищение грехов иудеев, когда распи­наемый говорил Отцу: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). Потому и Павел говорит о Нем: «которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Римл.3:25). Милостивым же к грехам иудеев Он является не только ради их самих, а го­раздо более ради язычников, чтобы последние, не зная милосердия Божия, не сказали: «Где Бог их?»? и не впали бы в обман в силу сво­его неверия, а напротив, чтобы, познав это милосердие, руководились им, обращались бы со всем усердием и спасались. Дальнейшие слова могут служить для тебя подтверждением сказанного. И да будет ведомо среди язычников пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих». Почему пророк хочет, чтобы отмщение стало известно языч­никам? Потому что оно должно было совершиться над демонами, ко­торые кровь, т.е. души рабов Божиих, иудеев, осквернили идоло­служением. В чем же состояло мщение? В ниспровержении идолов, в сожжении бесовских храмов, которое совершается пред глазами иудеев; они видят совершающееся, но остаются безучастными. Напро­тив язычникам отмщение ведомо; они знают, какою рукою и чьею это производится и совершается, и приписывают погибель видящих кресту Христову.

«Пусть достигнет Тебя стон узников, могуществом мышцы Твоей сохрани сынов умерщвленных» (Пс.78:11), не же­лезными узами, а узами греха, потому что каждый связывается цепями своих грехов. Чтобы это воздыхание было услышано Богом, пророк об этом и просит, дабы могло случиться то, о чем говорится дальше. могуществом мышцы Твоей сохрани сынов умерщвленных». Мышцею Отца называется, как многократно мы говорили, Христос; по Его величию, т.е. великим таинствам Его богоявления, каковые суть крест и воскресение. Пророк просит Бога сохранить не умерщвленных, а сыновей этих последних; умерщвлены же были те, кто не верил в продолжение настоящей жизни; а сынов их, уловлен­ных апостолами, было великое множество.

"Воздай соседям нашим семикратно в недро их (за) поношение их, коим они поносили Тебя, Господи!» (Пс.78:12). И теперь пророк назвал соседями не людей; он не стал бы молиться о воздаянии им седмерицею, зная, что Судия этого не до­пустит; как бы в таком случае он мог и петь Ему: Ты воздашь каждому по делам его? Он говорит, следовательно, о демонах. По­следние справедливо получают наказание седмерицею за то, что, обла­дая высшею сравнительно с нами природою, они, будучи низвергнуты с неба, не образумились этим, но продолжают возмущать землю своим коварством; за то, что не только сами грешат, но и нас побуждают грешить, и при том бесчестят Бога, образ которого в них как бы ниспал; наконец за то, что и после пришествия Хри­стова они не отказались от идолослужения, а предаются ему и теперь. Что же такое недро их? Геенна. Это место назначено им изначала, как свидетельствует Христос, когда говорит: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41).

"Мы же – народ Твой и овцы пажити Твоей, будем исповедовать Тебя, Боже, во век, в род и род возвещать хвалу Твою» (Пс.78:13). Пророк разумеет все человечество. Противопоставляя нас демонам, низверженным с неба, он называет человека народом Божиим и овцами пажити Его. Почему же овцами пажити Его? Потому, что мы – верные – питаемся Им чрез участие в таинствах. "будем исповедовать Тебя, Боже, во век, в род и род возвещать хвалу Твою». Это исповедание озна­чает, что раньше было уже некоторое другое исповедание. Наперед Христос исповедал нас овцами Своими, сказав: «овцы Мои слушаются голоса Моего» (Ин.10:27); затем, так как Он хотел принять и язычников, присовокупил: «есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести» (Ин.10:16). Ему приносим ис­поведание и мы, называя Его пастырем в следующем псалме. И делаем это не на короткое время, а на веки, т.е. непрестанно; и возвещаем хвалу Его в род и род, принося Ему благодарственную хвалу во все роды; или восхваляем Его от обоих родов – не только от пребывающих в плоти, но и от тех, которые уже отошли из плоти, когда в своих молитвах к Нему призываем патриархов, апостолов, пророков или мучеников.

* * *

*

Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria

**

Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-и томах. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906. / Т. 5. (в 2-х книгах) - 1899. - 1007 с. / Собеседование о псалмах. 599-977 с.

Комментарии для сайта Cackle