Сердце
Сердце. Сердце не имеет тишины при деятельности внешних чувств (сл. 1, стр. 2). – При служении чувствам сердце отвлекается от услаждения Богом (сл. 1, стр. 3). – Сомнение сердца приводит в душу боязнь (сл. 1, стр. 3). – Сердце есть вместилище внутренних чувств и корень их (сл. 4, стр. 24). – С очищением сердца очищаются и чувства, сердце же достигает чистоты скорбями, удалемем от мipa и умерщвлением себя для всего мipcкoro (сл. 4, стр. 24). – Что приобретается с болезнью сердечною, то и хранится с осторожностью (сл. 5, стр. 28). – Когда человек зрит Господа внутри, сердца своего? (сл. 8, стр. 37, 38). – Сердце раздраженное не вмещает в себе тайи Божиих (сл. 8, стр. 37). – При безмолвии и утишении гнева – в море сердечном движутся тайны и откровения Божественныя (сл. 8, стр. 38). – Что бывает с сердцем инока, часто обращающегося с людьми мipcкими? (сл. 8, стр. 38). – Каков бывает ревностно ищущий Бога в сердце своем? (сл. 8, стр. 39). – Как удерживается сердце человека от стремления ко злу? (сл. 21, стр. 81). – Если сердце ежедневно оскверняется, то когда оно очищается от скверны? (сл. 21, стр. 92). – Какой признак того, что человек достиг чистота сердца? (сл. 21, стр. 96–97). – Как настроено бывает во отношению к страстям сердце, приявшee ощущение духовнаго и созерцание будущаго века? (сл. 38, стр. 161). – Преуспеяниe сердца – непрестанное помышление о своем уповании (сл. 41, стр. 172). – Сердце жестокое и немилосердое никогда не очистится (сл. 41, стр. 173). – Что такое сердце милующее? (сл. 48, стр 205–206). – Когда сердце возревнует духом, то тело не печалится о скорбях (сл. 49, стр. 223). – Сердце, упоенное любовью к Богу, подкрепляется надеждою на Бога (сл. 51, стр. 229.). – Не дела отверзают заключенную дверь сердца, но сокрушение и смирение души (сл. 55, стр. 255). – Когда в сердце укореняются заповеди Духа, и какая от сего польза? (сл. 58, стр. 314). – В одной душе не могут быть и горячность, и сокрушение сердца и почему? (сл. 58, стр. 317). – От чего рождается горячность в сердце? (сл. 59, стр. 321). – Когда сердце не имеет тишины от страха и трепета, то что должно делать? (сл. 61, етр. 333). – Не смирившись, сердце не может избавиться от парения (сл. 61, стр. 334). – Воскресение чувств есть омертвение сердца (для Бога) (сл. 85, стр. 411). – Если нечисто у тебя сердце, пусть чисты будут хотя уста (сл. 85, стр. 412): – Сердце приемлет дерзновение в молитве в меру подвига, совершаемаго ради Бога (сл. 85, стр. 412). – Сердце, исполненное печали о безсилии в делах теcлесных, заменяет собою оныя (сл. 89, стр. 419). – Кому подобен скорбящий сердцем, а чувствам своим дающий свободу? (сл. 89, стр. 419). – Смиренный сердцем мертв для мipa (сл. 89,. стр. 420). – Надежда на Бога возвышаегь и укрепляет сердце, а страх геенны сокрушает его (сл. 89, стр. 426). – Длание сердца – узы для внешних членов, и почему можно узнать, что человек с разсудительностью занимается сердечным деланием? (сл. 90, с,тр. 429).
* * *
В основу этого указателя положен указатель, приложенный к творениям св. Исаака Сирин, изданным Оптиной пустынью в 1854 г.
*«Слова подвижнические». Репринт. Сергиев Посад. 1911. М.: «Правило веры», 1998