Источник

Изъяснение псалма 120-го.

«Песнь степеней». И сей псалом приличествует Иудеям, живущим еще в Вавилоне.

Пс.120:1.   Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.

«Возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя». Остененный многими и всякаго рода горестями, обращал я всюду очи, желая получить какую-либо помощь.

Пс.120:2.   Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.

«Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю». Но знаю, что не получу никакого человеческаго пособия, достаточно же для меня одного Божия благоволения. И показывая силу этой помощи, присовокупил; «сотворшаго небо и землю»; потому что создавший их словом может и мне оказать помощь. За сим Пророк изображает, что должно им делать.

Пс.120:3.   Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя.

«Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя», то есть, если будешь и впредь иметь на Него твердую надежду, то сподобишься от Него всякаго о тебе попечения. Сие: «не воздремлет храняй тя», сказано человекообразно; образ речи взят с охраняющих стада, войска и города. А что естество Божие безстрастно, Пророк дал выразуметь сие в последуюших словах.

Пс.120:4.   Не дремлет и не спит хранящий Израиля.

«Се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля». Хранитель по естеству неусыпен; но когда ты поколеблешься, тогда и Он, как бы некое дремание, приимет на Себя непопечение о тебе, перестанет о тебе заботиться, попустит всякому, кто хочет, злоумышлять тебе.

Пс.120:5.   Господь – хранитель твой; Господь – сень твоя с правой руки твоей.

«Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою». Сие сказал и в псалме пятнадцатом: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Псал. 15, 8). Посему и здесь говорит, что, став у правой руки твоей, будет покрывать и охранять тебя, и сподобит всякаго промышления.

Пс.120:6.   Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.

«Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию». Говорят, что луна не только влажна, но и горяча, и подобно солнцу сожигает тела; Пророк же сказует, что, ночью и днем пользуясь промышлением Его, сохранишься невредимым. Напоминает им и древнее сказание. Ибо когда освободились от египетскаго рабства, осеняемые облаком, не испытали солнечнаго зноя.

Пс.120:7.   Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь].

Пс.120:8Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.

«Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь» : «Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века». Сими словами Пророк выразил всяческое Божие промышление, при котором преодолеваем неприязненых нам врагов, и избегаем сетей, разставляемых врагами видимыми и невидимыми.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle