Изъяснение псалма 119-го.
«Песнь степеней». Феодотион перевел: песнь восхождений, а Симмах и Акила: на восхождения. Восхождения или степени указывают на возвращение пленнаго народа из Вавилона. Ибо благодать Духа, провидя и пленение и будущее освобождение, предрекла то и другое, как устрояя полезное для Иудеев, так доставляя сим пользу и нам. Не каждая же песнь степеней предвозвещает одно и тоже, но одна представляет бедствия в Вавилоне, другая – благовестие о возвращении, иная – веселие на пути, иная же – войны, бывшия по возвращении, а иная – построение храма; и разнообразие пророчеств делает, что невозможно и насытиться сим сладкопением. Каждый из сих псалмов представлен так, будто бы воспевается ликом бывших тогда святых; ибо пророческое слово их вводит изрекающими предлагаемое. Первый псалом степеней изображает и бедствия и Божие благоволение.
Пс.119:1. К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.
«Ко Господу, внегда скорбети ми воззвах, и услыша мя». Начало псалма показывает и великость скорби и преизбыток Божия человеколюбия. Сетующий говорит: умолял я Владыку, и сподобился благоволения. Потом пересказывает, какия слова произнес он молясь.
Пс.119:2. Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого.
«Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива», то есть, умоляю избавить меня от злоумышляющих, неправедно употребляющих хитрый обман. Таковы были разставившие сети молившемуся Даниилу и злые обвинители Анании и друзей его.
Пс.119:3. Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?
Пс.119:4. Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми.
«Что дастся тебе или что приложится тебе к языку льстиву?» «Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными». Здесь благодать Духа утешает подавленных скорбию, и показывает, какий правдивый приговор произнесен на поступающих коварно. Ибо «сильным» называет Пророк Бога всяческих, а «стрелами сильнаго» – скорость наказаний, и заимствует образ речи от пущенных стрел, которыя удобно разсекают воздух; «углями же пустынными» изображает жестокость наказания, истребляющую и опустошающую его силу. Ибо таково свойство огня. Пророк как бы так говорит: не приходи в уныние поражаемый языком неправедным; наказания, посылаемыя Праведным Судиею, уподобляются быстроте стрел, опустошительной силе углей.
Пс.119:5. Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских.
«Увы мне яко пришельствие мое продолжися». Сие говорил я молясь, и Человеколюбец, услышав это, умилосердился. «Пришельствием» же называет Пророк пребывание в чужой стране. Седмидесятилетнее время справедливо почтено долгим. Пророк сказал, что такова совершенная продолжительность жизни человеческой. «Дние лет наших, – говорит он, – в них же семдесят лет» (Псал. 89, 10).
«Вселихся с селении кидарскими».
Кидар – второй сын Измаилов; потомки его доныне живут недалеко от Вавилона. И так, поскольку издревле расположены были друг к другу враждебно (сказано: «изжени рабу и сына ея: не наследит бо сын рабы с сыном моим Исааком» (Быт. 21, 10); то справедливо сетуют о себе, что лишены прежней свободы, живут близь тех, которые почти рабы их, и сами принуждены раболепствовать.
Пс.119:6. Долго жила душа моя с ненавидящими мир.
Пс.119:7. Я мирен: но только заговорю, они – к войне.
«Много пришельствова душа моя», то есть, продолжительно время преселения.
«С ненавидящими мира бех мирен:» «Егда глаголах им, боряху мя туне». Здесь показывает злонравие Вавилонян; потому что, не имея, в чем обвинить, злоумышляли и с любившими мир поступали, как с врагами.