Источник

Псалом 18

Пс.18:1. В конец, псалом Давиду.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: начальнейшему певцу песнь Давидова

СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме прославляет Давид, во-первых, Создателя Бога от величества и красоты тварей Его. Во-вторых, по показании совершенств и величества Творца, входит в разсуждение о преизяществе и совершенстве закона Его, который сравнивает с небесным светилом, котораго нет ничего в вещах телесных прекраснее, полезнее и сильнее. А дабы мог в законе оказать действительные успехи: то, в-третьих, испрашивает у Бога помощи и благодати Его.

Пс.18:2. Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь.

Пророк в первом месте описывает величие Божие от творения небес. Ибо между всеми прочими делами Божиими, прославляющими Зиждителя, небеса суть такое творение, которое величеством и красотою славу Божию яве открывает. Небеса, глаголет, поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Небеса и твердь означают в сем месте одно и то же, то есть, весь оный небесный состав, на котором утверждены звезды, солнце и луна. Ибо в первой главе Быт. 1:8, 16–17, сказано: нарече Бог твердь, небо. И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меньшее в начала нощи, и звезды. И положи я Бог на тверди небесней. Сия убо твердь, на нейже, по выражению Священнаго Писания, положены все небесныя светила, возвещает, или показывает, человекам первейшия и благороднейшия дела рук Божиих, из которых познается великая слава Зиждителя.

Пс.18:3. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум.

Чудная поистинне проповедь, еюже небеса поведают славу Божию! ибо, во-первых, проповедают безпрестанно, во-вторых, проповедают словами всех языков, в-третьих, проповедают всей вселенней. В сем стихе показывается проповедь, бывающая безпрестанно, понеже небо проповедует во дни и в нощи: ибо днем зрится красота солнца, а нощию красота звезд. И понеже дни и нощи не всегда пребывают, но преходят, и взаимно друг друга преемствуют: для того Пророк стихотворческим искусством представляет, что день, по совершении течения и проповеди своея, преподает последующему дни слово проповедания: подобным образом и нощь, по совершении течения своего и аки по воспении песни, преподает последующей нощи должность пения. Таким образом безпрерывно и без всякой разстановки дни и нощи, аки лики творяще, хвалами Бога прославляют.

Пс.18:4. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их.

Здесь показывает Пророк, что проповедь небес бывает на всех языках, то есть, разумеется от всех народов, и аки бы небеса глаголали устнами всех племен земных: понеже, то есть, все зрят красоту и величество небес, и оттуду доходят до познания красоты и величия Зиждителева. Не суть речи, ниже словеса, идеже не слышатся гласи их: то есть, нет ни одного такого народа, где бы не слышаны были глаголы небес, и где бы не разумеваемы были словеса их. Или: нет речей и словес толико ясных, как речи и словеса небес, которыя от всех людей слышимы бывают.

Пс.18:5. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их: в солнце положи селение свое:

Здесь показывается третие витийство небес, то есть, что небеса не токмо безпрестанно и на всех языках, но и по всей земли слышатся поведующая славу Божию. Под именем вещания не глас некий телесный разумеется, но оное проповедание славы Творца, которое раждается в людях от созерцания красоты небес. То же самое означают и оныя слова: в концы вселенныя глаголы их. Ибо Пророки весьма часто одну и ту же вещь для объяснения повторяют дважды, как сказано в начале. Святый апостол Павел в послании к Рим. 10:18, приводит сие место в доказательство проповеди Христовой, исшедшей во все языки, где под именем небес разумеет он Апостолов во иносказательном смысле. Да и зело праведно Святые Апостоли и другие святые проповедники сравниваются с небесами. Ибо, будучи на земле, возвысилися на небо умозрительством, расширилися любовию, были светлы мудростию, всегда ясны спокойствием духа, скороподвижны разумом и послушанием; были благотворительны подобно небесам, одождяюще землю учением, гремяще проповедию, блистающе чудесами, и иная многая благая земле подающе, и ничтоже от нея взыскующе; были чисты от всякия скверны по святости жития: словом рещи, были жилищем Всевышняго Царя по совершенной правде.

В солнце положи селение свое (в Еврейском: солнцу положи селение в них):

Пс.18:6. и той яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь.

Пс.18:7. От края небесе исход его, и сретение его до края небесе: и несть, иже укрыется теплоты его.

Хотя и все небо поведает славу Божию, однако особливо творит сие солнце, яко благороднейшая часть неба, в нем же яко в зерцале зрим величество и красоту Зиждителя Бога. А что солнце есть превосходнейшее из всех творений Божиих дело, сие доказывает Пророк тремя причинами, из которых первую выводит от красоты, вторую от силы, третию от благотворения. И то, глаголет, яко жених исходяй от чертога своего. Сия есть первая причина, взятая от красоты солнца, которою Пророк уподобляет его жениху, исходящему от брачнаго чертога, чем означает, что нет ничего прекраснее и светлее солнца между всеми небесными телами. Вторую причину выводит от крепости и сил, яко без утруждения с величайшею скоростию протекает путь почти неизмеримый. Возрадуется яко исполин тещи путь или, как в Еврейском тексте изображено, радуется аки витязь, претекая путь. Радость означает здесь быстроту и живость, каковую чувствуют те, которые без труда и с удовольствием нечто творят: чрез что показывает Пророк, что солнце протекает неизмеримое небес пространство с величайшею скоростию без всякаго утомления и труда. От края небесе исход его, и сретение его до края небесе. Под именем края небесе означается восток, откуду солнце начинает течение свое, а под именем другаго края разумеется запад, где оно оканчивает путь свой, протекши весь небесный круг. И несть иже укрыется теплоты его. Сия есть третия и последняя причина, взятая от пользы, которую получают все нижния тела от солнца. Ибо солнце животворною теплотою своею так согревает все твари, что может нарещися общим некоторым отцем всех вещей, раждающихся на земли и в мори. И сия есть причина, чего ради солнце с толикою скоростию обтекает весь круг земный, дабы никакая вещь не укрылася или не изъята была от соучаствования благотворения его.

Пс.18:8. Закон Господень непорочен, обращаяй душы: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы.

Отсюду начинается вторая часть псалма, в которой Пророк руководствует людей к познанию Творца небесе чрез святый закон Его. И полагает сряду шесть похвал Божественному закону, аки бы рекл: красно есть небо, еще краснее солнце, но закон Господень несравненно прекраснее. Светло есть небо, еще светлее солнце, но закон Господень несравненно пресветлее: полезно для людей небо, еще полезнее солнце, но закон Господень несравненно полезнее. Закон Господень непорочен, обращаяй души, то есть: закон Господень прекрасен потому, что не имеет никакого порока или скверны, когда ни единаго греха не терпит, как терпят законы человеческие. И потому, когда закон Господень будет прилежно разсматриваем и разсуждаем, обращает души, то есть, заставляет любить себя: и следовательно привлекает людей к Богу, Творцу толь прекраснаго закона. Вторая похвала содержится в оных словах: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы, где чрез свидетельство разумеется тот же самый закон, который в Священном Писании, а наипаче во псалмах, не токмо нарицается законом, и повелением, и заповедию, и установлением и прочими сим подобными именами, и у других писателей закон означающими, но и свидетельством, и правдою, и оправданием, и судом, как явствует наипаче из псалма 118. Ибо свидетельствует людям, что есть воля Божия, и чего от нас требует Господь, какия наказания преступникам, и какия награды сохраняющим закон уготовал. Глаголет убо: свидетельство Господне верно, то есть, закон Господень непреложно возвещает как добрым людям награды, так злым наказания. Он умудряет младенцы, то есть, людям малосмыслящим подает свет благоразумия, дабы знали добрыя дела творить и избегать грехов. Ибо младенцами в сем месте нарицает Пророк людей, не имеющих духовнаго разума, каковы суть все рачители века сего; а под именем умудрения разумеет мудрость духовную, которая исправляет нравы, научает жить сообразно предписанию Божественнаго закона.

Пс.18:9. Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи.

Третия похвала Божественнаго закона состоит в том, что когда человек начнет любить Его, как сказано в первом пункте, а потом и хранить, как сказано во втором, тогда чудным некоторым веселием и удовольствием наполняет сердце человека. Оправдания Господни права: то есть, заповеди Господни зело праведны суть, понеже праведным творят человека, хранящаго их. Они еще веселят сердце: ибо правое сердце всегда бывает согласно с правилами закона, и потому веселится и радуется, когда обретает случай самым делом исполнить заповеди. Заповедь Господня светла, просвещающая очи: то есть, закон Господень светом Божественныя премудрости озаряет умныя очи, ибо творит разумети Божию волю и знати, в чем состоят истинная благая и истинная злая. Он научает, что и обрядовый закон исполнен Божественных таинств: он еще просвещает и способом благорасположения. Ибо в неблагорасположенную душу премудрость не внидет, и ничто больше не препятствует познавать, в чем состоит истинная премудрость, как нечистота сердца. Блажени бо, глаголет Господь, чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5:8).

Пс.18:10. Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе,

Пятая похвала закона состоит в том, что закон Господень не временная доставляет благая, но вечная. Ибо страх Господень, который почерпается из закона и заставляет бояться Бога сыновне, пребывает во век века, в разсуждени мздовоздаяния своего: и благая, приобретаемая хранением закона, или страх чистый, творяй закон хранити, не ограничиваются смертию, якоже инде глаголется: терпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9:19). Страх разумеется здесь сыновний, непричастный рабству, о немже глаголется во псалме 111: блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Ибо кто боится страхом рабским, тот соблюдает заповеди не добровольно, но принужденно: а кто боится страхом сыновним, тот в заповедех Господних упражняется добровольно и усердно. Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе. Шестая и последняя похвала состоит в том, что закон Господень есть истинен, и купно праведен сам по себе, то есть, не требующий посторонняго оправдания. Ибо тем самым, что нарицается судьбами Господними и что содержит заповеди Божия, праведен быть доказывается. Сверх сего, заповеди Господни, содержащияся в десятословии, – о которых наипаче Давид глаголет здесь, яко о главных началах закона естественнаго, – такую содержат в себе правду, что во всяком месте и во всякое время, и при всяком случае, даже и частном, бывают справедливы и никакого не требуют поправления, когда, напротив, иные законы часто имеют нужду то в обстоятельствах места, то времени, то лиц, чтоб быть им справедливым. Един убо закон Господень сам по себе есть истинен и купно оправдан.

Пс.18:11. вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота.

Из всего вышереченнаго Пророк заключает, что когда толико благи суть заповеди Господни, то следует предпочитать их всем богатствам и наслаждениям мира сего. Вожделенны бо суть паче злата, и камене честна многа: то есть, паче всех земных сокровищ, стоящих во множестве злата и дорогих каменьев, чем любители века сего наипаче увеселяются. И слаждша паче меда и сота: то есть, сладчае не точию паче простаго меда, но и паче всякаго полнаго сота, чистейший мед искапающаго. Ибо речение сота положено здесь для означения изобилия, дабы соответствовало предыдущим словам: камене честна многа.

Пс.18:12. Ибо раб твой хранит я: внегда сохранити я, воздаяние много.

Хотя слова сии вообще ко всем благочестивым относиться могут, однако приличнее о самом Давиде берутся, который свидетельствует здесь, что он собственным опытом дознал на себе истину всего вышереченнаго. Притом заметить должно, что Давид вдруг, обращая слово к Богу, делает Его свидетелем словес своих, дабы удостоверить нас, что он чистосердечно и от внутренняго движения сердца сие глаголет, аки бы сказал: не точию де частные люди имеют отсюду способ, как учреждать свою жизнь, но и аз раб Твой (особенно глаголю в разсуждении звания моего), царь и пророк, какую токмо имею способность благоучреждать мою жизнь и самое царство, признательно исповедую, что приобрел оную от закона Твоего. Ты, о Боже, буди мне в том свидетель. Подобное сему изречение находим во втором послании Апостола Павла к Тимофею: всяко писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, еже в правде, да совершен будет Божий человек (2Тим. 3:16–17). Во втором члене показывает, что все те, которые прилепляются к хранению правды, предписанныя законом, не погубляют мзды своея: внегда, глаголет, сохранити я, воздаяние много. Сия похвала закона не есть обыкновенная, или простая и маловажная: ибо Господь делает в ней договор с нами, и некоторым образом как бы обязывает себя вознаграждать нас за сохранение Его закона. Мог бы Он и по праву Своему требовать от нас всего того, к чему закон нас обязывает; однако действуя по милости Своей, обещает рабам Своим щедрую награду, еюже не должен.

Пс.18:13. Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя,

Пс.18:14. и от чуждих пощади раба твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика.

Понеже сказал, что он хранит заповеди Божия, сего ради исправляет себя, и изъемлет грехи, от немощи происходящие, от которых предохраниться невозможно. Аки бы рекл: раб Твой блюдется от грехов, закон Твой сохраняя, однако не совершенно, но елико терпит человеческая немощь. Изрядно слова сии на Еврейском читаются тако: неведения кто разумеет? где неведение противополагает разумению, дабы показать, что весьма трудно соблюстися от грехов, по неведению творимых. Впрочем, поскольку грехи суть, и соблюстися от них возможно; сего ради присовокупляет молитву: от тайных моих очисти мя, – то есть от грехов, по немощи и по неведению содеваемых, которые мне или неизвестны, или которых я не помню, или которых даже и за грех не вменяю. В следующих словах: и от чуждих пощади раба Твоего, просит, дабы Бог или простил ему чужие грехи, в которых он, может быть по случаю участвовал, или – дабы предохранил от сообщества развращенных людей (ибо благонамеренные люди, каков был святый Давид, и от неведения своих грехов, и от сообщества злых прилежно блюдутся), или наконец, – от тяжких, смертных и непростительных грехов, какова есть наипаче гордость, предохранить себя просит. Ибо так в Еврейском тексте изображено: и от гордыни пощади раба Твоего, где чрез гордыню разумеется явное преступление закона, с которым сопряжено ожесточение и упрямство. Глагол пощади, означает, какова есть наша склонность ко греху, когда и святые мужи не токмо колеблются, но и часто падают, ежели Бог Своею благодатию не поддержит их. Ибо заметить должно, что Давид, нарицая себя рабом Божиим, признается притом, что он имеет нужду во узде, дабы не стремился упрямо к преступлению Божия закона. Хотя бо отрожден быв Божиим Духом, воздыхал о своих грехах, однако ведал, колико есть растление плоти, и коль легко вкрадывается в мысль забвение Бога, откуду раждается нечестие и самое забвение закона. Ежели убо Давид, который в страхе Божием толико преуспел, не совсем был свободен от опасности преступлений; то каким образом человек плотский, в котором царствуют безчисленныя похоти, влекущия ко греху, управит себя единым свободным произволением? Сию мысль подтверждает следующая вскоре за сим причина: аще не обладают мною (в Еврейском: да не обладают мною), тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика, которыми словами Пророк подтверждает, что он не токмо не силен будет к сопротивлению, ежели Бог не поможет ему, но и совсем подвергнется владычеству самых величайших грехов. Итак просит Бога, дабы Он предохранил его благодатию Своею даже и от малых грехов. Тогда бо, глаголет, непорочен буду, и очищуся от греха велика, когда малые не обладают мною; всякий бо грех даже и малый будет велик, когда удалит от Бога и повлечет в геенну.

Пс.18:15. И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред тобою выну, Господи, помощниче мой и избавителю мой.

То есть: когда свободен буду от грехов великих и малых, тогда и я буду непорочен, и молитвы мои, и желания мои, и самыя песни сии, которыя в честь и хвалу Твою воспеваю, будут Тебе благоприятны, ибо произойдут от чистаго сердца и от искренних устен. Сотвори убо сие, молю Тя, Господи, помощниче мой, и избавителю мой, помощниче во благих и избавителю от злых. В Еврейском тексте слова сии выражены чрез желательное наклонение тако: да будут во благоволение словеса уст моих, и проч., которыми словами Пророк выразительнее просит Бога, дабы оградил его благодатию Своею к прохождению святыя и Богоугодныя жизни, дабы предохранил не токмо от преступлений явных или внешних, но и язык и сердце и мысли расположил к хранению закона Своего. Мы ведаем, коль трудно и для самых совершеннейших мужей обуздывать слова и мысли так, чтоб ничего противнаго Божией воли ни языком сказать, ни сердцем помыслить; однако же сия внутренняя чистота наипаче от нас законом требуется. А чем реже сия добродетель, то есть, сие строгое сердца и языка воздержание, тем больше да научаемся, колико нужна для нас благодать Духа Святаго, и ея содействие в благоучреждении жизни по правилам закона. Под именем благоволения Пророк показывает, что правило благоучрежденной и святой жизни не в чем ином состоит, как в том, когда люди тщатся быть благоугодны Богу.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle