Изъяснение псалма 18-го.
Пс.18:1. Начальнику хора. Псалом Давида.
«В конец, псалом Давиду». От блаженнаго Павла приобретаем мы сведение о трех видах божественных законов. Он сказал, что закон дан был людям без письмени в самом творении и естестве. «Невидимая бо Его, – говорит Апостол, – от создания мира твореньми помышляема, видима суть» (Рим. 1, 20); и еще: «егда бо язы́цы, не имуще закона, естеством законная творят, сии, закона не имуще, сами себе суть закон» (Рим. 2, 14). Великим же Моисеем предан закон в письмени. Ибо Апостол говорит: «преступлений ради закон приложися, вчинен Ангелы рукою ходатая» (Гал. 3, 19). Но Апостолу известен и третий закон, данный после первых, закон благодати. «Закон бо духа жизни свободил мя есть, – говорит он, – от закона греховнаго и смерти» (Рим. 8, 2). И блаженный Давид в настоящем псалме преподает людям согласное с сим учение, и в том же самом порядке. Сперва говорит о законе, который в твари проповедует Создателя, потом о законе, который дан Моисеем и желающим внимать сообщает большее ведение о Создателе, а после сего о законе благодати, который совершенно очищает души и освобождает от настоящаго растления. Посему и «в конец" отсылает нас псалом, предрекая в конце Новый Завет.
Пс.18:2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
«Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Видимой только лепоты небес, видимаго их величия, говорит Пророк, достаточно к тому, чтобы проповедать силу Создателя. Если кто видит великое и красивое здание, тот дивится строителю дома, и кто рассматривает хорошо и красиво устроенную ладию, тот представляет в мыслях строившаго судно, и при воззрении на изображение сама собою приходит мысль о живописце; тем паче видимая тварь взирающих на оную руководствует к Создателю. Пророк же упомянул о небе и о тверди, сообразно с учением великаго Моисея; потому что и он сперва сказал о сотворении неба, а потом повествует о создании тверди, которую Бог, как сказано, наименовал также небом (Быт. 1, 8). Никому да не покажется странным именование: «небеса", употребленное во множественном числе. Ибо Писанию обычно употреблять сие именование, иногда в единственном, а иногда во множественном числе. И в единственном числе именует блаженный Давид; ибо говорит: «небо небесе Господеви» (Пс. 113, 24); и еще: «одевающему небо облаки» (Пс. 146, 8). Но он также и в числе множественном говорит: «хвалите Его небеса небес» (Пс. 148, 4). И сие имеет тоже значение, что и выражение: «небо небесе Господеви». Ибо видимое небо устроено как некий кров над землею; высшее же небо для видимаго есть то же, что видимое для земли; и потому как называется небом небесе, так именуется и небесами небес. А мы видим, что и города имеют у нас двоякое именование. Ибо один город называем и Тарсом и Тарсами, одному и тому же городу даем название Фивы и Фив; так древние употребляли название Микены и Микен, зная, что город один, хотя именуется во множественном числе. Сие же сказано мною не без причины, но ради тех, которые покушались насчитывать много небес.
Пс.18:3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
«День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум»: потому что установленное преемство дня и ночи указует положенные Создателем пределы, которых не смеет преступить неодушевленная тварь. День и ночь, сообразно с потребностию людей возрастающие и убывающие, друг у друга заимствующие время, и опять друг другу уплачивающие долг, доказывают бодрствующий над ними Промысл. Выражения же: «отрыгает глагол, возвещает разум, поведают славу» не то дают разуметь, что видимыя твари одушевлены; напротив того, видим некое олицетворение, вразумляющее всякаго, как видимым возводиться к невидимому Богу и Ему приносить песнопение.
Пс.18:4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
Пс.18:5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной словa их. Он поставил в них жилище солнцу.
Пс.18:6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще.
Пс.18:7. От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
«Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их».
«Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их». Яснее перевел сие Симмах, сказав: «и ночь ночи возвещает ведение, не речениями и словами, которых гласа не слышно; напротив того, во всю землю изошло вещание их», или, по переводу Акилы: «правило их; потому что, не слова и речения произнося, но показывая правило и собственно чин свой, всю сушу и все море призывают к божественному песнопению».
«В солнце положи селение свое».
«И той яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь».
«От края небесе исход его, и сретение его до края небесе». И это яснее перевели три переводчика, сказав: «солнцу положи селение в них», то есть, в небесах. Так и великий Моисей учил: «и сотвори Бог два светила великая, и положи я на тверди небесней, еже светити на землю». (Быт.1:16–17). То же самое сказал и божественный Давид, что положил солнцу селение на небесах, и катясь по небу, уподобляется оно красотою жениху, с великим благолепием выходящему из чертога, а быстротою – некоему исполину, с великою силою и крепостию совершающему путь.
«И несть иже укрыется теплоты его». Слово: «теплота» Пророк употребил здесь вместо слова: «свет», показывая, что действенность света солнечнаго больше, нежели действенность света рукотвореннаго; почему и в дали находящиеся могут наслаждаться теплотою солнечною. Тогда как свет рукотворенный не в состоянии производить сего действия на тех, которые не приближаются к нему, солнце, и издали посылая лучи, вместе с светом сообщает и теплоту. И сего достаточно к тому, чтобы показать людям Творца. Однако же Бог дал в помощь и закон, который бы заблуждающихся мог возвращать на путь. Ибо Пророк говорит:
Пс.18:8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
Пс.18:9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
Пс.18:10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
Пс.18:11. Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
«Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы».
«Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи».
«Страх Господень чист, пребываяй в век века. Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе».
«Вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота». Законом, свидетельством, оправданиями, заповедию, судьбами Пророк называет закон Моисеев. Ибо так именует себя и сам закон, когда говорит: «сия оправдания и суды», какия дал Господь Моисею (Втор. 4, 45), а в другом месте: «сохраняй закон Господа Бога Твоего, и соблюдай заповеди Его» (Втор.7:11). Называется же законом, потому что благоустрояет и в совершенство приводит общественную жизнь; а свидетельством, потому что служит свидетельством на согрешающих, и показывает наказание за преступление; оправданиями же, потому что научает справедливому и запрещает несправедливое, преуспевающих же в добре называет праведными; и заповедию, потому что заповедует и со властию повелевает, что должно делать; судьбами же, потому что указует Божественныя определения и научает, каких благ сподобится сохраняюший закон, и каким наказаниям подвергнется преступающий его. Посему Пророк говорит, что Закон Божий, будучи свободен от всякой укоризны, обращает человеческия души, и соделывает их неукоризненными, а свидетельство, устрашая, умудряет несовершенных и младенцев, возвеселяют же сердце оправдания, указывая причину нашего оправдания; а заповедь просвещает зрение ума, научая, чем благоугождается Бог всяческих, благоговение же и страх Божий, внушая хранение Божиих законов, приводят к наслаждению вечными благами. И справедливо страх Божий наименовал чистым, то есть, не подлежащим порицанию, тогда как страх человеческий порицается, и именуется робостию; судьбы же назвал истинными и оправданными, потому что определяют людям законныя почести и наказания. Посему сказал, что они дороже золота и драгоценных камней и сладостнее меда, но не для всякаго человека, а для того, кто истинно человек, и по жизни, по слову того же Пророка, не уподобляется скотам несмысленным (Пс. 48, 21).
Пс.18:12. И раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
«Ибо раб Твой хранит я». Какое же от сего приобретение? Скажи яснее.
«Внегда сохранити я, воздаяние много», то есть, решившимся хранить их предлежит самое великое воздаяние. И поскольку сказал о себе, что хранит судьбы Божии, то, приведя себе на мысль человеческую немощь, и размыслив о чрезмерной силе сего изречения, немедленно присовокупил:
Пс.18:13. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня.
«Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя». Хотя с великим усердием намереваюсь хранить заповеди Божии, но, по естественной немощи, и против воли увлекаюсь во многое, и в ином погрешаю, сам того не ведая, а в ином, препобеждаясь встретившимися обстоятельствами. Хотя избегаю греха на самом деле, но помыслы наполняют меня всякою нечистотою. Посему умоляю Тебя, Который можешь соделать чистым, и взываю к Тебе: «от тайных моих очисти мя».
Пс.18:14. И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
Пс.18:15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
«И от чуждих пощади раба Твоего». Не помыслы только окружают меня, но осаждает и полчище демонов. И одни злоумышляют отвне, другие содействуют внутри. Справедливо же назвал их чуждыми, как неприязненных и врагов, совершенно отрекшихся от свойства с нами.
«Аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика».
«И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего предо мною выну". Вожделеваю воспользоваться Твоею помощию, чтобы, избежав их козней, мог я представить Тебе душу чистою от всякой укоризны, и, получив от Тебя прощение за прежния грехопадения, приносить Тебе вечное песнопение, непрестанно поучаясь в словесах Твоих. А сим предвозвещает новый завет, благодать крещения и дар Всесвятаго Духа, с которым верующие приемлют оставление прежних грехопадений, и имея в нем достаточную помощь на последующее время, преодолевают востающия страсти и злокозненных лукавых духов. Пророк присовокупляет к сему: «Господи, помощниче мой и избавителю мой». Кстати приложив к псалму сие заключение, призвал Господа, как Творца и Создателя, и Избавителя, как возрождением всесвятаго крещения освобождающаго от прежняго растления, избавляющаго от рабства демонскаго, дарующаго нетление и безсмертие. Псалом объемлет в себе то и другое, и начало его учит о создании и промысле, средина – о законе, а окончание – о благодати. Ибо говорит: «грехопадения кто разумеет?» и: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего», и: «Господи, помощниче мой и избавителю мой». Податель же сих благ есть Новый Завет.