Изъяснение псалма 17-го.
Пс.17:1. Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал.
«В конец, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса песни сея, в день в оньже избави его Господь от руки всех враг его и из руки Саула, и рече». Надписание ясно и не требует истолкования. И в дееписании царей излагается смысл псалма сего. Достойно же удивления любомудрие Пророка. Ибо, столько козней претерпев от Саула, не причислил его ко врагам, но, отделив от враждующих, упомянул не как о неприязненном. Прилагается же в надписании: «в конец»; потому что псалом заключает в себе и пророчество о призвании язычников и об отчуждении Иудеев, что произошло на последок отдаленных времен.
Пс.17:2. Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
Пс.17:3. Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.
«Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя»:
«Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой». За благодеяние Пророк воздает любовию; потому что ее одну и может принести в дар Богу облагодатствованный им. Любовь и Бог узаконил в начале законоположения. Ибо сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея и от всея силы твоея» (Втор. 6, 5). А за любовию следует угождение любимому; потому что «любы вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает» (1Кор.13:7–8). Блаженный же Давид дает обещание любить Бога, не как уже исполнивший сие совершенно, но как недопускающий и возможности насытиться сею любовию. Потом переименовывает божественныя благодеяния, и из списка полученных им благ делает список имен Божиих, и называет Бога крепостию, как приявший крепость; утверждением, как соделавшийся твердым против врагов; прибежищем, как имевший Бога стеною и твердою оградою; избавлением, как избавленный Богом от неприязненных; помощником, как сподобившийся от Него помощи; защитителем, как имевший Его при времени споборником; рогом спасения и заступником, как спасенный Его промышлением. Употребил же выражение: «рог спасения» в переносном смысле, заимствовав оное от животных, которые рогами отражают неприятелей.
Пс.17:4. Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
«Хваля призову Господа и от враг моих спасуся». Из сего научаемся свидетельствовать благодарность за дарованныя нам блага, и снова просить того, в чем имеем нужду. Ибо, так поступая, говорит Пророк, превозмогу неприязненных мне. Потом описывает различныя востания врагов.
Пс.17:5. Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня.
Пс.17:6. Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
«Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя».
«Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя». Болезнями смертными и адовыми называет угрожающия смертию опасности. Ибо, как болезни бывают при самом рождении, так великия опасности приближают к смерти. Потоками же беззакония наименовал несправедливыя и частыя нападения врагов. Ибо, как поток, принимая в себя оттуда и отсюда стремящиеся стоки вод, разливается внезапно, так Саул и другие враги производили на него набеги. Сетями же смертными назвал засады, ибо что сеть для безсловесных, то для воюющих засада; и то и другое служит средством нанести вред скрытно.
Пс.17:7. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.
«И внегда скорбети ми, призвах Господа и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его». Когда осаждало меня столько бедствий, пренебрегши всякое человеческое пособие, призвал я Божественную помощь, и не обманулся в надежде, потому что Бог немедленно приял мои моления. Разумеет же здесь не храм рукотворенный, который не был еще тогда построен, потому что Соломон соорудил его после сего, но назвал храмом небо.
Пс.17:8. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог];
Пс.17:9. поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него.
«И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог».
«Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него». Все это сказал Пророк не потому, что так совершенно и было, но потому что так умопредставляется верою. Бог не только в наказание, но и в устрашение людей не редко совершал это, приводя в ужас и молниями, и громами, и землетрясениями, и огнем. Так восхотев устрашить и Израиля, показал им гору Синай дымящуюся огнем. Поэтому и сей Пророк тем же самым изображал врагам наложенное на них наказание. Научает же и прочих людей не делать подобнаго, чтобы не потерпеть подобных казней.
Пс.17:10. Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его.
Пс.17:11. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.
Пс.17:12. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
Пс.17:13. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные.
«И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его».
«И взыде на Херувимы: и лете на крылу ветреню».
«И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его». И здесь опять, изображая пришествие Божие, приводит слушателей в не малый страх. Впрочем мы не постигаем ни низхождения, ни восхождения Божественнаго естества, потому что Божество неописанно, повсюду пребывает, и все обдержит. Научаемся же чрез это разным способам домостроительства, потому что Бог является людям, иногда с благоволением, иногда в велелепии; а в иных случаях, с намерением внушить страх, являет нечто чудное и необычайное. Поэтому слова: «приклони небеса и сниде», будем разуметь так, что явил собственное Свое пришествие. А мраком под ногами означается невидимость пришествия, восхождение же на Херувимов и полет ветров показывают скорость пришествия; словами: «положи тму закров Свой» означается незримость естества, и словами: «окрест Его селение Его» – сущий окрест Его свет: почему и блаженный Павел сказал: «Един имеяй безсмертие, и во свете живый неприступнем» (1Тим. 6, 16).
«Темна вода в облацех воздушных».
«От облистания пред Ним облацы проидоша»; то есть, как от густоты облаков воздух, сделавшись мрачным, издает блистание молнии, так Бог всяческих, будучи невидим, источает лучи разумнаго света и карательным огнем наказывает живущих лукаво. Сие дал разуметь Пророк, присовокупив: «град и углие огненное».
Пс.17:14. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.
Пс.17:15. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.
«И возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас Свой».
«Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я». Сие неоднократно было и у нас: в недавно бывшия войны северных варваров, сделавших на нас нашествие, истребил Бог градом и огнем, и недавно также ополчившихся с востока Персов и надеявшихся, что без пролития крови заберут города наши, теми же связал путами, воспрепятствовал им идти далее, и одних предал смерти, а других послал вестниками совершившагося.
Пс.17:16. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.
«И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего». И это было у нас во многих странах. Ибо земля подвигшись разступилась, на высоких горах открылась неизмеримая глубина, потекли воды в местах безводных. Совершает же сие Правитель всяческих, являя людям Свою карающую силу и научая, как Он, хотя во мгновение может предать конечной гибели, однако же, водясь человеколюбием, медлит наказанием, и ожидает покаяния.
Пс.17:17. Он простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих.
«Низпосла с высоты и прият мя: восприят мя от вод многих». И показывая, что в переносном смысле называет водами, присовокупил:
Пс.17:18. Избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.
«Избавит мя от врагов моих сильных и от ненавидящих мя: яко утвердишася паче мене»; то есть, явственно показал врагам моим Свою попечительность. Сие выразил Пророк сказав: «низпосла с высоты и прият мя», то есть, всех удостоверил, что подал мне помощь с небеси, сподобил же сего промышления, увидев силу врагов. Ибо говорит: «утвердишася паче мене».
Пс.17:19. Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою.
Пс.17:20. Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
«Предвариша мя в день озлобления моего». Здесь кажется мне, подразумевает Пророк востание Авессаломово по совершении им греха, потому что озлоблением (что Симмах выражает словом: «бедствование») именует душевную немощь, по которой совершен грех.
«И бысть Господь утверждение мое. И изведе мя на широту». Меня, ниспровергнутаго и низложеннаго, говорит Пророк, подкрепил Бог, и тесноту пременил в широту, вместо ожидаемой смерти даровал жизнь. То же говорит он и в другом псалме: «отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя» (Пс. 117, 13).
«Избавит мя, яко восхоте мя». Надеюсь же, что и в будущее время сподобит меня такой же помощи, и одержу верх над неприязненными мне, хотя и будут они иметь самую великую силу.
Пс.17:21. Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня.
Пс.17:22. Ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим.
Пс.17:23. Ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.
«И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми».
«Яко сохраних пути Господни, и не нечествовах от Бога моего».
«Яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от Мене». Не вопреки справедливости, говорит Пророк, промышляет о мне Бог, напротив того, зная намерение мое, ведая, что паче всего стараюсь сохранять все заповеди Его. Поскольку показал, что велика была Божия о нем попечительность, то показывает и справедливость оной, побуждая тем слушателей к добродетели и научая, что не случайно делаемся предметом сея попечительности, а только приобретя искреннюю приверженность к Богу. Ибо Пророк желал не собственныя исчислить перед всеми заслуги, но объяснить, каким образом можно сподобиться Божественнаго промышления.
Пс.17:24. Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне.
Я «буду непорочен с ним». Как же можно преуспевать в этом? «И сохранюся от беззакония моего». Воздерживаясь от того, что было мною сделано худо, в последующее время буду вести себя неукоризненно. Так великий Давид, будучи вынужден упомянуть о собственных своих добрых делах, чтобы показать справедливость Божественнаго о нем промышления, не мог утаить и учиненнаго им беззакония.
Пс.17:25. И воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.
«И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его». Тогда-то, говорит, когда соделаюсь совершенно неукоризненным, сподоблюсь и совершенных благ, потому что Бог всяческих над всеми надзирает и с добрыми поступками (их наименовал Пророк чистотою рук) и с благочестивым намерением соразмеряет воздаяния. Потом сие же самое излагает Пророк яснее.
Пс.17:26. С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно.
Пс.17:27. С чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его.
«С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши».
«И со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися». С сердечным расположением людей сообразуешь Ты воздаяния свои, Владыка. Преподобным уделяешь, что достойно их преподобия; неповинным и свободным от греха, что им соответственно, и избранным и совершенным, что совершенно, а для совратившихся с праваго пути и идущих путем противоположным устрояешь, что находят и конец сообразный с сим путем. Как же и каким образом?
Пс.17:28. Ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.
«Яко ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши». Тех, которые водятся скромным образом мыслей, или смиряются по обстоятельствам, удостоиваешь спасения, и делаешь славными. А тех, которые подъемлют брови и порабощены кичливостию, принуждаешь склонить взор к земле и размыслить о бедности своего естества.
Пс.17:29. Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
«Яко ты просветиши светильник мой, Господи: Боже мой, просветиши тму мою». Поскольку тмою не редко называл скорби, то освобождение от скорбей весьма прилично именует светом. Но сие освобождение прииму, говорит Пророк, от Твоего промысла, потому что светильник, приявший в себя истинный свет (так называет он зрак раба) есть «мой», и от моих образуется чресл. Сие сказует и в другом псалме: «тамо возращу рог Давидови, уготовах Светильник помазанному моему» (Пс. 131, 17).
Пс.17:30. С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
«Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену». Всякаго злоумышления, всяких сетей (сии сети называет искушением и стеною) избегну по Твоей благодати.
Пс.17:31. Бог! – Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
«Бог мой, непорочен путь Его». Правдиво управляешь всем, а потому и не теряю благодушия.
«Словеса Господня разжжена». А сие дознал я из Твоих нелживых словес, ибо разжженным, как сказали мы уже прежде, называет, что испытано и не имеет в себе подлога.
«Защититель есть всех уповающих на Него». Не я один пользуюсь сею помощию, ею пользуются все имеющие такую же на Него надежду.
Пс.17:32. Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?
«Яко кто Бог, разве Господа? и кто Бог, разве Бога нашего?» Ибо нет другаго Бога, так чтобы один Бог подавал просимое одному, а другой другому.
Пс.17:33. Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь.
«Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой». Его силою укрепившись, и я поспешаю шествовать стезею правою.
Пс.17:34. Делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня.
«Совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя». Как еленям в естестве их дал силу попирать ядовитых животных; так и мне дал силу превзойти и стать выше врагов.
Пс.17:35. Научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
«Научаяй руце мои на брань». Ибо, воздевая их на молитву, преодолеваю неприязненных мне.
«И положил еси лук медян мышца моя». Потому устроил, что мышцы мои, подобно медному и несокрушимому луку, мещут стрелы во врагов.
Пс.17:36. Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
«И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец: и наказание Твое то мя научит». Согрешившаго вразумил Ты, падшаго воставил; и показал, какое зло – грех, и сподобил спасения.
Пс.17:37. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
«Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои». В тесноте скорби дал Ты мне простор утешения, и им-то воодушевляемый до ныне продолжаю жизнь. Сказанное: «уширил еси» Симмах выразил: «распространил».
Пс.17:38. Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их.
Пс.17:39. Поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои.
Пс.17:40. Ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня.
«Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, Дóндеже скончаются».
«Оскорблю их, и не возмогут стати: падут под ногама моима». Так, укрепившись под Твоим промышлением, надеюсь преодолеть всех неприязненных мне, и не отступать, пока не соделаю их снова покорными себе. Ибо сие выразил, сказав: «падут под ногама моима».
«И препоясал мя еси силою на брань: спял еси вся востающия на мя под мя». Мне даровал мужество и силу, а стремлению врагов положил преграды: это было и с Голиафом, и с Саулом. Ибо одного, когда вместо того, чтобы действовать, тратил время на несмысленныя слова, поразил Давид из пращи, а от другаго, когда был связан сном, без труда спасся бегством, а также избежал и от злоумышления Гефеев.
Пс.17:41. Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня.
«И врагов моих дал ми еси хребет», то есть, обратил их в бегство, потому что бегущему свойственно обращать тыл.
«И ненавидящии мя потребил еси». Саула, Ахитофела, Авессалома и тысячи других.
Пс.17:42. Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, – но Он не внемлет им.
«Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их». Иноплеменники, призывая на помощь своих богов, не видели от них промышления о себе; и Саул, и Авессалом, и Семей, и прочие враждовавшие Израильтяне, не имели своим споборником Бога.
Пс.17:43. Я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.
«И истню я яко прах пред лицем ветра: яко брение путий поглажду я». Совершенно безсильными и ничтожными соделаются они, при содействующей мне благодати Твоей.
Пс.17:44. Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне.
Пс.17:45. По одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною.
Пс.17:46. Иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
«Избавиши мя от пререкания людей». Здесь предвозвещает неистовое устремление Иудеев на Спасителя и спасение язычников, и советует не иметь никакого общения в их пререкании.
«Поставиши мя во главу языков». Не знаем, чтобы Давид царствовал над язычниками, посему пророчество исполняется Родившимся от Него по плоти, который Сам именуется Давидом, по слову блаженнаго Иезекииля (Иез. 37, 24), то есть, Владыка Христос воцарился над всеми язычниками, и всегда владычествуя над всеми, как Бог, и по вочеловечении прияв от уверовавших в Него добровольное включение себя в рабы Ему.
«Людие, их же не ведях, работаша Ми».
«В слух уха послушаша мя». Сие предвещает от лица Владыки Христа. Сказует же: не принимавшие никогда ни законодателя, ни Пророка Моего, быв призваны, без труда послушались, и возлюбили Мое владычество.
«Сынове чуждии солгаша Ми».
«Сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих». Именовавшиеся сынами, и вписанные в число сынов, сами себя соделали чуждыми, став непризнательными к благодеяниям, поколебавшись в вере, и оставив стезю благочестия. Так и чрез Пророка Иеремию говорит Бог: «како превратился еси в горесть, виноград чуждий? Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен» (Иер. 2, 21). Одним показывает, что они собственное Его насаждение, а другим обличает их неблагодарность. Слова же: «обетшаша» и «охромоша» Симмах перевел: «будут обезчещены и посрамлены». И исполнение свидетельствует об истине предречения, потому что Иудеи исполнены безчестия, для всех представляются мерзкими.
Пс.17:47. Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего.
«Жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего». Упомянув о пререкании Иудеев, дает разуметь страдание и по страдании воскресение. И поскольку Иудеи имеют обычай распятаго называть мертвым, то сам взывает: «жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего». Не только жив, но возшел паки на небеса и подает спасение желающим.
Пс.17:48. Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы.
Пс.17:49. И избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.
«Бог даяй отмщение Мне и покоривый люди под Мя».
«Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на Мя вознесеши Мя: от мужа неправедна избавиши Мя». Посему Ты, Который напоследок совершишь все сие в отдаленныя времена, и меня избавишь от враждующих неправедно на меня, и народ, который подчинил Ты мне, соделаешь благопокорным.
Пс.17:50. За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему.
«Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи: и имени Твоему пою». Во всех церквах целой вселенной буду песнословить Тебя посредством народов, которые в скором последствии времени будут призваны. И исполнение сего пророчества видимо нами, потому что во всех городах и весях, на полях, на горах и на холмах, на суше и на море, в странах населенных и в пустынях божественный Давид устами благочестивых песнословит Бога.
Пс.17:51. Величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.
«Величаяй спасения царева, и творяй милость Христу своему Давиду и семени его до века». Ибо Ты, помазав меня в царя, не только спасаешь, но и делаешь славным. И сего промышления сподобишь не только меня, но и детей моих, и даже до века сохранишь славу сию семени моему. Если разуметь сие по-иудейски, то пророчество сие не исполнилось, потому что до пленения род Давидов продолжал царствовать, по возвращении же из плена один Зоровавель, быв народоправителем, не оставил по себе наследников в сем народоправлении. А потому, если пророчество истинно, как и действительно истинно, потому что оно откровение Духа истины, то остается разуметь Семя Давидово, имеющее вечную славу, то есть, родившагося от Давида по плоти Владыку Христа, который имеет вечное царство и вечную славу и, как Творец и Бог, имеет превечно, паки же приял, как человек, напоследок дней. Почему и чрез божественнаго Иезекииля изрек Бог всяческих: «и дам им Давида царя их» (Иез. 34, 23); и еще: «и Давид Царь среде их» (Иез. 34, 24). Давидом же наименовал Его, как происшедшаго по плоти от чресл Давидовых. Так и блаженный Исаия взывает: «будет корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на того язы́цы уповати будут» (Ис. 11, 10). Сие дознав, блаженный Матфей так начал написанное им Евангелие: «книга родства Иисуса Христа, сына Давидова» (Мф. 1, 1).