На псалом 97. Давиду. Аллилуиа
1. Не без причины псалом надписывается: Давиду, а потому, что в нем содержится пророчество о таинствах Христа, Которого должно разуметь под Давидом, по изъяснению пророка Иезекииля, или вернее Духа Святого, говорившего чрез последнего. И возставлю вам, говорит он, пастыря, раба моего Давида (Иезек. XXXIV, 23). Давид умер за много поколений раньше, и следовательно Давидом пророк называет Христа, не только как происшедшего от Давида, но и как царя; а рабом называет Его как принявшего образ раба. Вот почему и настоящий псалом надписывается не: Давида, а: Давиду. Воспойте Господеви песнь нову (ст. 1). Почему? Яко дивна сотвори. Итак основанием для новой песни служит то, что Бог сотворил дивные дела, или чудесные, как перевел Симмах. Чтó же это за дела? Спасе его десница его, и мышца святая его (ст. 1). И что в этом было бы удивительного, если бы не то, что человек впал в отчаяние вследствие крайне умножившегося нечестия? Потому и Исаия говорит: всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль; от ног даже до главы несть в нем целости; ни струп, ни язва, ни рана палящаяся; несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания (Ис. I, 5, 6), равно и Давид: вси уклонишася, вкупе неключими быша; несть творяй благостыню, несть до единого (Пс. XIII, 3). Потому-то человек необходимо и нуждался в деснице и мышце Бога, т. е. Его Единородного, – так как оба названия обозначают Его, как и Исаия говорит о Нем: аки пастырь упасет народ свой, и мышцею своею соберет агнцы (Ис. XL, 11). Не без причины псалмопевец назвал Его святым, а желая показать, каков Он в собственном своем существе. Итак Он спас погибшее создание, потому что Он не пришел судить мир, но спасти мир (Иоан. III, 17). А что пророк указывает на пришествие Единородного (которое одно только спасает человечество), это подтверждает Исаия, когда говорит: ни ходатай, ниже агнец, но сам Господь придет и спасет нас (Ис. LXIII, 9), равно как и дальнейшия слова псалма: сказа Господь спасение свое, пред языки откры правду свою (ст. 2). Что спасением и правдой называется Христос, об этом много раз говорилось раньше. Здесь обнаруживается точность пророческих выражений: сначала, говорится, спасение было сказано, а потом открыто. Действительно, сначала Бог поведал о спасении пророкам; им вверено было познание о нем по научению от Св. Духа, почему Господь и говорил: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой; и виде, и возрадовася, (Иоан. VIII, 56). Но открыто было это таинство позднее чрез воплощение, а равно и чрез чудеса апостолов, которые показали могущество Единородного. Пред языки, потому что язычники уверовали в явление Христа. Впрочем Единородный должен по необходимости открыться пред язычниками, потому что явным доказательством Его пришествия в плоти служит истребление идолов. Помяну милость свою Иакову, и истину свою дому Исраилеву(ст. 3). Почему пророк не ограничился указанием на Иакова, а упомянул и о доме Израиля, как не потому несомненно, чтобы показать, что исполнивший настоящее пророчество был Тот самый, Кто назвал Иакова Израилем? Потому-то Он и боролся с Иаковом, что хотел прообразовать таинство воплощения, – ведь бороться и обниматься свойственно плоти. Итак Он вспомнил об Иакове и Израиле и ради него исполнил таинство. Каким образом? Он пришел к погибшим овцам дома Израилева, оказав милость Свою не им (потому что они были недостойны), а Иакову, от которого они происходили. Он вспомнил и о истине дома Израилева, осуществив на деле и сделав истиной благословение, которое дал Иаков в качестве наследства своим потомкам, пророчествуя о колене иудином: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему, и той чаяние языков (Быт. XLIX, 10). С этим как нельзя более согласуются и дальнейшия слова псалмопевца: видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Христос пришел к иудеям, как своим, но так как они закрыли глаза свои (смежили, говорит Исаия, очи свои, чтобы не видеть, XXXIII, 15), то вместо них увидели спасение Божие концы земли, т. е. язычники, которого прежде они не видели.
2. Тому, что поражает теперь пророка, удивлялся и Господь, говоря: на суд аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут (Иоанн. IX, 39). Воскликните Господеви вся земля (ст. 4). И справедливо, – потому что блага всеобщи: совершенное таинство не принадлежит уже одной стране, какова была Иудея, или одному народу, а всему человечеству, почему пророк и велит восклицать нам, как победителям, участвовавшим в общем сражении. Землею пророк назвал все человечество, как это яснее можно видеть из дальнейшего. Воспойте, и радуйтеся, и пойте. Речь у пророка идет, следовательно, не о земных стихиях, а о людях, почему он и обращается с речью как бы ко многим. Сначала он повелевает воспевать, затем радоваться и наконец петь, чтобы, таким образом, и началом и концом радости Божией было для нас славословие Бога. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте, в трубах кованных, и гласом трубы рожаны; вострубите пред царем Господем (ст. 5, 6). Хотя некогда эти инструменты и употреблялись для славословия Бога, но мы будем разуметь под гуслями согласие добродетелей, которое достигается не иначе, как чрез умерщвление плоти; ими-то, как бы струнами, мы и должны согласно воспевать и возсылать на небеса псаломскую песнь, угодную Богу. Так как вслед за гуслями пророк упоминает о трубе, то гуслями, на которых он повелевает петь псалмы (отсюда и псалмопение), он называет ветхий завет, а трубами, которыми повелевает нам вострубить пред царем-Господом, т. е. Христом, называет Евангелия, потому что мы победили врагов чрез евангельский образ жизни. А о многих трубах и об одной трубе пророк упомянул потому, что и евангелие, будучи единым по своему существу, изложено четырьмя евангелистами. Обрати внимание на точность выражений у пророка. Трубы, упомянутые во множественном числе и обозначающия евангелистов, он называет кованными, т. е. выкованными из меди, потому что речь евангелистов была как бы выкована дарованием Св. Духа; а трубу, которая означает евангельское слово и заключающееся в нем таинство, называет роговою, поскольку оно имеет главным содержанием Христа, Который справедливо называется рогом, потому что в Нем мы получили силу поражать врагов. Потому-то пророк, и усвояет евангелию голос, говоря: гласом трубы рожаны; хотя евангельскую историю изложили и многие, но чрез них слышится голос одного евангелия, потому что все согласно описали таинство. Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней (ст. 7). Море с его исполнением (разумеются обитающия в нем животные) колеблется, как мы сказали раньше, по причине торжества. Можешь, впрочем, понимать и так, что оно колеблется от страха пред теми чудесами, какие совершил с ним Господь, заключавшимися напр. в том, что оно приняло не только Господа, ходившего по его водам, но и Петра, или в том, что по повелению Иисуса принесло рыбу, имевшую в себе статир (Матф. XIV, 25 д. и XVII, 26). Тоже самое разумей и относительно вселенной с ея обитателями. Чудеса, совершенные Христом и пророками, в состоянии были поразить и поколебать и ее; и действительно, во время молитвы апостолов, как повествует Лука, она колебалась неоднократно (Деян. IV, 31, и XVI, 26). Реки восплещут рукою вкупе (ст. 8). Разумей действия Св. Духа, которые, как бы собравшись воедино, рукоплескали во время пришествия Христова; об этих действиях Христос говорил: веруяй в мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Иоанн. VII, 88). Разумей и чувственные реки, которые рукоплескали и ликовали, когда Иордан принимал крестившегося Христа, потому что это было радостью для всех рек и вод. Горы возрадуются от лица Господня, яко грядет (ст. 8, 9). Горами, как мы раньше сказали, называются пророки в виду высоты их созерцания. Они естественно радуются пришествию Христа, потому что пророчество осуществляется на деле. Если ты будешь разуметь и чувственные горы, то и они естественно радуются, потому что на высотах иудейский народ обыкновенно приносил жертвы идолам, как об этом говорится в книге царств, а с пришествием Христовым эти жертвоприношения прекратились. Яко идет судити земли, судити вселенней в правду и людем правостию (ст. 9). Как мог бы псалмопевец сказать, что Господь идет, если бы в качестве пророка не созерцал несомненно, как настоящее, то, что он предсказывал, как будущее? В первом случае он говорит о пришествии Христа во плоти, которое совершилось прежде; во втором – о втором пришествии, когда Он придет в качестве Судии. В первом пришествии Он является для дарования благ, а во второе – в качестве страшного Судии. Этот страшный суд весьма полезно иметь пред глазами и видеть его как бы пред собою, потому что мы можем этим предупреждать грехи. Как же совершается суд? Правдою и правостию. Будем, поэтому, избегать неправды и уклоняться от лжи, не будем поступать коварно и предаваться любостяжанию. Все это нетерпимо пред судом Божиим и приводит поступающих так к осуждению.
* * *
Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria
Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»