Псалом 19
Пс.19:1. В конец, псалом Давиду.
НАДПИСАНИЕ
В Еврейском: начальнейшему певцу песнь Давидова.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая молитва церкви за царя Израильскаго, идущаго на ополчение, и благодарение о одержанной над неприятелями победе. Некоторые мнят, что Давид песнь сию воспел о другом лице царском, а не о себе. Другие напротив утверждают, что воспел оную о себе самом, не в своем лице, но от стороны своих подданных, когда выходил на сражение против своих неприятелей. И то и другое мнение принять можно.
Пс.19:2. Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля.
Дух Святый, вводя народ, молящийся за царя, дабы Бог желаниям и молитвам его соответствовал, напоминает купно и самим царям о их должности, дабы в нуждах своих просили помощи у Бога. Ибо нарицая день печали показывает, что и они от печалей и прискорбностей не вовсе свободны; сие же припоминает для того, дабы в случае скорбей не изнемогали духом. Сущность слов состоит в том, что верные непременно должны и обязаны молитвам царя общими молитвами вспомоществовать. Имя Божие полагается здесь за самого Бога, и то не без причины. Ибо как самое существо Божие нам непостижимо, а только открыта сила Его и благодать: для того праведно уповаем на имя Его, от призывания котораго раждается надежда. И так желают верные, дабы царь их покровен был помощию Бога, Котораго имя призывается посреде сынов Иаковлих. Те, которые утверждают, что имя патриарха Иакова упоминается здесь потому, что Бог подобным образом искусил его, как и раба своего Давида, мнят неосновательно. Ибо сим изречением, по свойству священнаго языка, принятаго Писанием, разумеется избранный народ Божий; понеже и сие знамение усыновления у Иудеев почиталося, что они жили под правительством царя, Богом поставленнаго. Здесь должно особенно заметить, что под образом временнаго Давидова царства разумеется другое несравненно лучшее царство, от котораго зависело совершеннейшее благополучие церкви, и к которому наипаче мысленно взирая, Давид увещавал всех сынов Израилевых непрестанныя молитвы о распространении его возсылать.
Пс.19:3. Послет ти помощь от святаго, и от Сиона заступит тя.
То есть: Господь да поможет ти от святыя горы Сиона, где Он, повелевая поставить ковчег завета, избрал Себе особливое жилище. Понеже бо немощь плоти не терпит, дабы люди на небо возлетали, то Бог Сам выходит из святилища на встречу, и чрез внешние знаки веры показывает Себя близ присутствующа им. Таким образом, ковчег завета был древнему народу залогом присутствия Божия, а святилище изображением неба. К сим священным предметам Пророк мысленно взирая, сочинил сей образец молитвы для себя и для народа.
Пс.19:4. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди.
Пс.19:5. Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит.
Глагол помянет то же означает, что приимет, или не презрит, или удостоит Своего воззрения. Желание верных состоит в том, дабы Бог самым делом показал, что Ему приятны жертвоприношения царя. Хотя же в тексте полагается два вида приношений, то есть, жертва и всесожжение; но Давид хотел означить чрез синекдоху все роды жертвоприношений, а вместе с ними совокупил обеты и молитвы. Ибо мы ведаем, что патриархи, жившие под законом, успех молитв своих основывали на жертвоприношениях, так как ныне молитвы наши не иначе приятны бывают Богу, как токмо потому, что освящаются вонею жертвоприношения Христова. Итак, верные просят Бога, дабы и молитвы и жертвоприношения царевы были благоуспешны пред ним, что из следующаго стиха яснее видно, где и намерения и советы царевы препоручаются Богу. А понеже безместно было бы просить у Бога, дабы услышал и исполнил желания безразсудныя и порочныя; для того описывается здесь царь, не гордости своей преданный, не сребролюбием зараженный, не своим прихотям угождающий, но прилежащий званию своему, на него возложенному, и к общему благу приверженный, так чтоб ничего не просил, и ничего не желал, разве по внушению Духа и по предписанию Божия слова.
Пс.19:6. Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся: исполнит Господь вся прошения твоя.
Верные, дабы удобнее испросить царю своему Божию милость, предлагают на среду общую радость и благодарение, аки бы сказали, что они не о главе единаго человека пекутся, но о пользе всея церкви. А понеже народ при добрых царях спокойно и аки под сению некоею живет, как сказано у Иеремии в Плач. 4:20: для того верные свидетельствуют здесь, что, при цветущем и целоздравственном состоянии царя их, и они все будут радостны и, блаженны.
Между тем, дабы отличить радость свою от веселостей светских, присовокупляет, что они возвеличатся, или, как в Еврейском тексте изображено, воздвигнут знамя во имя Господа Бога своего, то есть, с благодарностию признают милость Божию, и оную торжественно прославлять будут, когда исполнит Господь вся прошения царя их.
Пс.19:7. Ныне познах, яко спасе Господь христа своего: услышит его с небесе святаго своего: в силах спасение десницы его.
Здесь следует поздравление, которым свидетельствуют верные, что они познали милость Божию в сохранении здравия царева, и что Бог самым делом показал, что царство Давидово силою Божиею стоит, поскольку на звании Его основано. Ибо именем Христа или помазанника для того почтен здесь Давид, дабы верные ведали, что царь их есть законный; понеже Бог Сам избрал его, и избрание то священным помазанием засвидетельствовал. Итак, ведая сие, а притом воображая и то, от коликих опасностей и бед исхитил Бог Давида, приписывают сие милости Его, и купно присовокупляют причину: что Бог удостоил его покровительства Своего, и повелел помазать в царя народу Своему за добродетели его. В следующем члене утверждаются надеждою, что Бог и в будущее время имеет покровительствовать его, ибо глаголют: услышит его с небесе святаго Своего. Но здесь уже о другом святилище упоминается, сиречь, о небесном. Якоже бо чрез ковчег завета являл Бог снисхождение Свое к народу, дабы дать ближайшее понятие о Себе: тако паки чрез святилище небесное хотел привлещи к Себе горе мысли верных Своих, дабы ничего плотскаго или земнаго не мыслили о Нем, и дабы ведали, что Он превыше всего мира. И якоже чрез видимое и рукотворенное святилище проявляемо было отеческое снисхождение Божие, и ближайшее обращение, которое имел Он с народом Своим: тако чрез святилище небесное проявляется безпредельная сила Его, величество и власть. Оныя слова: в силах спасение десницы Его означают спасение сильное, или силу спасающую, аки бы сказано было: Бог чудною силою Своею, или могущею десницею Своею, да сохранит царя, помазанника Своего.
Пс.19:8. Сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем.
Здесь свидетельствуют верные, что они надежду свою полагают не на оружие, ниже на военные снаряды, как делают мирские люди, но на едину Божию помощь уповают, аки бы сказали; пусть иные на вооруженныя колесницы надеются, другие на силу коней своих, иные на прочая пособия человеческая; мы же с царем нашим не толико на колесницы и кони, колико на имя Бога всемогущаго, усердными молитвами призываемаго, надежду нашу возлагаем. Впрочем, призывать имя Господне и призывать во имя Господне одно и то же есть. А хотя в Еврейском тексте вместо призовем читается воспомянем, но сие в смысле разнствия не делает. Ибо Давид не о простом воспоминании Бога глаголет здесь, но о таком, которое бывает от людей, имя Его призывающих и от Него помощи просящих.
Пс.19:9. Тии спяти Быша и падоша: мы же востахом и исправихомся.
Здесь как бы перстом показывают верные, что враги их внезапно и сверх всякаго чаяния свыше поражены были. В словах: востахоми спяти Быша приметно скрытное противоположение между дерзостию врагов, с каковою они превозносилися и нападали на Израиля, желая истребить его, и между угнетением Божия народа. Ибо как востание свойственно есть тем, которые прежде лежали, тако падение прилично приписывается тем, кои прежде на высоте стояли. Следовательно, от самаго события показывает Пророк, колико лучше надежду нашу возлагать на единаго Бога, нежели уповать на собственныя силы.
Пс.19:10. Господи, спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем тя.
Сим заключают верные молитву о царе своем, соединяя конец с началом, с некоторою однако пременою в смысле. Ибо в начале просили: услышит тя Господь в день печали, а здесь просят, дабы сохранил и продолжил здравие и жизнь царя. Господи, спаси царя: то есть, сохрани здрава и невредима благословением Твоим, а равным образом, и нас услыши и спаси, не токмо ныне, но и в оньже аще день призовем Тя.