Источник

Изъяснение псалма 96-го

«Давиду», 27 «егда земля его устрояшеся, не надписан у Еврей». И сие надписание приложивший признался, что не нашел онаго у Евреев, а приложил от себя. Следовательно оно не пророческое; потому что не соответствует и смыслу псалма. Пророк говорит об устроении всей земли, а не одной земли иудейской. Но, вероятно, и приложивший надписание под землею у Пророка, так как сладкопением его пользуются все люди, разумел целую вселенную. Впрочем псалмом предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, Богопознание у язычников, и будущий суд.

Пс.96:1.   Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.

«Господь воцарися, да радуется земля: да веселятся острови мнози». В сих словах Пророк предсказывает первое пришествие Спасителя, почему и побуждает к ликованию и веселию жителей твердой земли и островитян; так как те и другие, утешаемые надеждою будущаго, радуются. Сказал же, что Господь воцарился, не потому что тогда только приял Он царство, но потому что тогда только явил царство Свое людям. А чтобы не впадать в тождесловие, желающих точнее дознать сие просим прочесть истолкованное уже нами.

Пс.96:2.   Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его.

«Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его». Словами: «мрак» и «облак» Пророк показал невидимость Божественнаго естества. Как не возможно видеть того, что закрыто облаком и мраком, так совершенно не возможно узреть и естество невидимое. Впрочем Пророк напоминает, что Он есть на горе Синаи явивший пришествие Свое облаком и мраком, и научает, что хотя не возможно увидеть естество Божие, однакоже есть возможность усматривать в действиях силу Его; потому что Бог обучил людей правде, и делающих все без разсуждения наставил, как вести жизнь по суду правому. Сие-то и «исправили» престол и царство Его.

Пс.96:3.   Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.

«Огнь пред Ним предыдет, и попалит окрест враги Его». Сие сказано о втором пришествии. Это видел и божественный Даниил. Ибо говорит: «престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася» (Дан. 7, 9–10).

Пс.96:4.   Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.

«Осветиша молния Его вселенную». Действие огня двояко: он может не только жечь, но и освещать. Но одним насладится лик Святых, а другое испытают жившие в безаконии. Молнии и Сам Владыка уподобил пришествие Свое. Сказал же так: «якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческаго» (Матф. 24, 27).

«Виде, и подвижеся земля». Ибо кто не убоится страшнаго онаго суда?

Пс.96:5.   Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.

«Горы яко воск растаяша от лица Господня: от лица Господа всея земли». Не одни подвластные, но и сами владычествующие и царствующие, подобно воску приближающемуся к огню, как бы уничтожатся от страха. Ибо чем больше дел, смотрение которых поручено им, тем большей подлежат они ответственности; и чем выше обязанность тем больше страха.

Пс.96:6.   Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.

«Возвестиша небеса правду Его: и видеша вси людие славу Его». Это и было, и будет. Ибо, когда родился владыка Христос, лик Ангелов, явившись, вознес Богу песнопение о спасении человеков, и поющие взывали: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2, 14). Посему Пророк небесами назвал небесныя Силы, как и землею многократно называет обитающих на земле. Да и народы вселенной в собственном своем изменении увидели силу Бога и Спасителя нашего. Второе же пришествие ясно откроет всем людям царство Владыки; тогда все услышим и песнопения Ангелов.

Пс.96:7.   Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги. 28

«Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолах своих». поскольку возсиял истинный свет; то да удалится тма, да устыдятся поработившиеся заблуждению, да сокроются служащие идолам.

«Поклонитеся Ему вси Ангели Его». И сие пророчество блаженный Павел приложил к Спасителю; говорит же так в послании к Евреям: «егда же паки вводит первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии» (Евр. 1, 6). Благовременно же это и здесь поместил Пророк: ибо показав, что поклонники идолов постыждены и скрываются, показывает также, что безчисленныя тьмы Ангелов покланяются нашему Богу.

Пс.96:8.   Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи.

«Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери иудейския, судеб ради Твоих Господи». И здесь Пророк Сионом называет благочестивое общество, а дщерями иудейскими – Церкви во вселенной; потому что насадившие и породившие их Апостолы Спасителя от Иудеев вели род. И свидетель сему божественный Павел, который в послании к Коринфянам ясно говорит: «о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих» (1Кор. 4, 15). Поскольку Церковь Спасителева едина (все веруюшие составляют одно тело), и опять церквей много (много членов в теле): то Пророк общий состав благочестивых назвал Сионом, а дщерями иудейскими именует собрания верующих в городах и селениях, и в местах уединенных. Говорит же, что и те и другие исполнены веселия о праведных судьбах Судии.

Пс.96:9.   Ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.

«Яко Ты Господь вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги». Все радуются и восторгаются, приобретши познание истиннаго Бога и Царя, и увидев обличение богов не существующих. Ибо их суетность обличена, явлена же Твоя высота. А поскольку имеем нужду не в одной вере, но и в добрых делах: то Пророк по необходимости предлагает и следующий совет:

Пс.96:10.   Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.

«Любящии Господа, ненавидите злая». Если любезно вам доброе, то гнушайтесь противоположным. «Ибо кое общение свету ко тме» (2Кор. 6, 14)? А в слове: «злая» Пророк воспретил все виды порока.

«Хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешничи избавит я». Отвращаясь порока и заботясь о житии правом и правдивом, будете иметь попечителем и хранителем Господа всяческих, и преодолеете неприязненных, которые возстают на вас.

Пс.96:11.   Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие.

«Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие». Ибо не все люди захотели насладиться светом, не все прияли веселие от веры. Само Солнце правды на всех излияло лучи спасения, но есть и такие, которые смежили очи и не захотели увидеть света.

Пс.96:12.   Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.

«Веселитеся праведнии о Господе, и исповедайте память святыни Его». Поэтому все насладившиеся светом и возлюбившие достояние добродетели, возрадуйтесь и песнословьте Бога, поведая множество благодеяний. Ибо исповеданием Пророк назвал здесь благодарение.

* * *

27

По слав. переводу читается: «Псалом Давиду».

28

По переводу 70-ти: все Ангелы Его.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle