Источник

Псалом 114

Пс.114:1. Аллилуиа. Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего,

СОДЕРЖАНИЕ

Давид, будучи избавлен от крайних опасностей жизни, припоминает здесь, коль тяжкия претерпел мучения и скорби внутренния, и коль чудным образом спасен был от смерти. По сей причине возбуждает себя к благодарению и признается, что не имеет другаго средства к возблагодарению за безчисленныя благодеяния.

Душа, разженная любовию к Богу, просто глаголет: возлюбих, но не объясняет, кого: ибо мнит, что и все другие подобным образом любят вещь по всему любезную. Тако блаженная Мария Магдалина, вопрошающему Господу, кого ищеши? ответствовала: Господи, аще Ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его? (Ин. 20:15). Не говорит, кого ищет и о ком болезнует: ибо думала, что все Того любят, Кого она любила, и все о Том пекутся, о Ком она пеклася.

Таковыя отрывистыя и неполныя выражения сильнее изображают, что человек ни в чем больше не находит радости и удовольствия, как токмо в едином Боге. Впрочем, довольно явствует из причины, которую Давид приводит, что он говорит о любви к Богу: возлюбих, глаголет, яко услыша Господь глас моления моего; то есть: люблю Бога моего, яко благ и милостив есть, и яко по благости Своей услышал глас молитвы моея. Великая, поистине, причина любить Бога! ибо будучи Господь всяческих, и благих наших не требуя, так удобопреклонен к выслушанию молитв недостойных рабов Своих, что мы безопасно можем во всех нуждах наших призывать Его, как и в другом псалме ясно сказано: яко Ты, Господи, благ и кроток, и многомилостив всем призывающим Тя (Пс. 85:5).

Пс.114:2. яко приклони ухо свое мне: и во дни моя призову.

Сими словами объясняет, откуду познал, что Бог услышал молитву его, и говорит, что познал оттуду, поскольку Сам Бог предварил открыть ему благоволение Свое, когда приклонил ухо к молитвам его: ибо к чему бы Ему приклонять ко мне ухо Свое, ежели бы не благоволил Он послушать меня? Впрочем, приклоняет Бог к нам ухо Свое тогда, когда вдыхает в нас усердие и охоту к молитве: ибо мы не стали бы молиться Ему, ежели бы Он по милости Своей не предварял вдыхать в нас усердия к молитве. Таким образом Давид, приобыкнув к внутренним побуждениям, из самаго усердия к молитве, свыше ему вдохновенной, познал, что Господь приклонил к нему ухо Свое. Сего ради присовокупляет: и во дни моя призову. То есть: доколе будут озарять меня лучи милости Божией и доколе при сем свете вижу ухо Господне ко мне приклоненное, никогда не опущу случая молитися Ему, но и в счастии, и в несчастии всегда буду призывать Господа. Таким образом под именем «дней своих» разумеет те дни, в которые наслаждался он светом предваряющия милости Божией; ибо без света милости наступает нощь, о которой сказано: приидет нощь, егда никтоже может делати (Ин. 9:4). Другие под именем дней разумеют бедственные случаи, которым часто подвержен был Давид, но и ныне и впредь располагается прибегать с молитвою к Богу.

Пс.114:3. Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох

Пс.114:4. и имя Господне призвах: о, Господи, избави душу мою:

Здесь объясняет материю молитвы своея, и дабы лучше прославить Божию милость, повествует, что он не имел никакой надежды избавиться от смерти, подобно человеку, который будучи связан у врагов и по рукам и по ногам, лишается всей надежды избавления.

Таким образом, признается, что был он близок к смерти, и яко узник оставался без всякой спасения надежды. А в каком разуме сказал, что он предан был опасностям смерти, в том же разуме присовокупляет, что впал в смертельныя скорби и болезни, на подобие жены, мучащейся родами и угрожаемой смертию: однако при всем том не отчаялся, ниже предался лености, или удовольствиям плоти, но употребил стенания и слезы, прибегнул к Богу, испрашивая Божественныя помощи Его и моляся: О Господи, избави душу мою! Потом, дабы показать, что он с благою надеждою призывал Господа, присовокупляет причину, глаголя: милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. Милостив Господь, понеже предваряет страждущаго милостию и утешением; праведен, понеже не оставляет без наказания: биет бо всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12:6). Наконец, Бог наш милует: ибо паки приемлет того, котораго наказал, и не токмо грехи прощает, но и наследником Своим делает.

Пс.114:5. милостив Господь и праведен и Бог наш милует.

Понеже сказал, яко милостив Господь, и Бог наш милует: сего ради присовокупляет, что наипаче милует и хранит младенцев, то есть, людей простосердечных, кротких и боящихся Бога, как и во Пс. 102:13, сказал: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. А как Давид по откровению Святаго Духа ведал, что и он яко един находится в числе младенцев оных, сего ради присовокупляет: смирихся, то есть, потщахся быть в числе незлобивых младенцев, – и спасе мя.

Пс.114:6. Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя.

Пс.114:7. Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя:

Пс.114:8. яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения.

Пророк, будучи воодушевлен благою надеждою, обращается к душе своей и повелевает ей успокоиться, когда Бог помиловал его: ибо чистосердечно признается, что он тяжко колебался мыслию, когда находился между страхом и надеждою. Хотя бо и одарен был редким мужеством, однако не скрывает, что внутреннее безпокойство сильно его смущало, так что он лишен был покоя. Но и паки с благодарностию исповедует, что милость Божия все его безпокойства пресекла: ибо исхитила душу его из челюстей смерти, отерла от очей слезы, и нозе его избавила от поползновения, то есть, подложила руку, дабы не поколебался и не пал в бездну отчаяния.

Пс.114:9. Благоугожду пред Господем во стране живых.

Ходить пред Богом то же означает здесь, что жить под покровительством Божиим.

Отсюда надеется Давид, что он всегда будет наслаждаться безопасностию: ибо нет ничего желательнее, как препровождать жизнь под милостивым покровительством Бога. Якоже убо нечестивые безопасность свою поставляют во удалении от Бога, тако благочестивые блаженство свое полагают в том единственно, чтоб жизнь их была управляема Богом. На сем основании и Давид надеется жить, ибо имеет Бога хранителем жизни своея. Следующия слова: во стране живых – означают то, что мы погибли бы и погибель наша каждую минуту близка была бы к нам, ежели бы Господь в числе живых не хранил нас.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle