Источник

Собеседование 26 на псалом 106

Пс.106:1. Аллилуиа

1. Много раз мы указывали, что ветхий завет есть тень нового. Не менее легко убедиться в этом и из настоящего псалма. И он с одной стороны предрекает освобождение иудеев, а с другой – пред­сказывает спасение всех людей. В сто четвертом псалме были изображены обетования, данные Богом патриархам, и дары, получен­ные потомками их; в следующем за ним псалме помимо благодея­ний описана и неблагодарность иудеев, и постигшие из-за нее бед­ствия. А настоящий псалом предсказывает освобождение от плена по неизреченному человеколюбию Божию. Но так как и те псалмы в образах сени говорили о том, что принадлежит нам, то и в этом псалме поищем предсказаний о нашем спасении, потому что суще­ственное в пророчестве относится больше к нам, чем к тем.

«Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его» (Пс.106:1). Опять пророческое слово повелевает прославлять благодетеля Бога; повод же к прославлению находит в Его человеколюбии. Ко­нечно, говорит, так могли бы только люди, избежавшие бедствий благо­даря исключительно милости Божией, без всякого содействия со своей стороны. И такая милость для достигших чего-нибудь временного не продолжительна, для удостоившихся же вечных благ она вечна. А между тем сказано: «вечною милостью помилую тебя» (Ис.54:8); (сказано это) о Том, Который творит милость в тысячах любящих Его и уготовляет им, «не видел того глаз, не слышало ухо» (1Кор.2:9); «благ» и «милость» здесь, конечно, синонимы. «(Так) пусть скажут избавленные Господом, которых Он избавил от руки врага» (Пс.106:2). По­казав в предшествующем псалме, где было сказано: "разгневался в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим» (Пс.105:40), отвержение народа иудейского, здесь пророк го­ворит о призвании язычников со всей вселенной, собираемых и исторгаемых Спасителем из рук диавола для святой Своей Церкви. Напрасно, конечно, ожидают иудеи, что они, собравшись из рассеяния между язычниками, будут сами по себе обитать в Иудее. За истек­шую тысячу лет со времени пленения их в Вавилоне этого не слу­чилось, призвание же язычников совершилось на деле.

"И собрал их от стран: от востока и запада, и севера и моря» (Пс.106:3). Мы не ви­дим, чтобы это исполнилось на иудеях: они по всей вселенной жи­вут рассеянно; Церковь же из язычников Господь призвал и со­брал во всех пределах вселенной, восточных и западных, север­ных и южных, и такие собрания можно видеть повсюду на суше и на море. Только в слабой степени подобное можно было бы сказать об иудеях, когда одни из них возвратились из Вавилона, другие же в небольшом числе были собраны из Египта и окрестных стран.

«Блуждали они в пустыне безводной, пути в обитаемый город... не находили» (Пс.106:4). Жизнь призванных из языч­ников прежде была безводной и бесплодной. Как язычники, лишен­ные разума, они заблудились и предавались служению безгласным идо-лам; в то же время, чуждые жизни Израиля, они томились голодом и жаждой души, потому что лишены были разумной пищи и духовного питья, согласно с словами: «не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам.8:11). Конечно, и для иудеев Вави­лон был пустынным и безводным. Пустыней был он в отно­шении Бога, и народ иудейский, находясь там в рабстве, был лишен духовного орошения. Точно также и уверовавшие из язычников жили в безводной пустыне, не имея упования и будучи безбожными, как говорит апостол: «вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Ефес.2:12). Ни иудеи не были в силах убежать от своих поработителей и возвратиться в свое отечество, ни уверовавшие из язычников до вочеловечения Спасителя не нашли пути, ведущего к божествен­ному городу. Под городом же здесь нужно разуметь общество благо­честивых.

«Они алкали и жаждали, (так что) жизнь их пропадала в них« (Пс.106:5). Го­лод божественного учения томил тех и других. Как иудеи, раб­ствуя в Вавилоне, и священников были лишены, и подзаконного служения не могли исполнять, так и язычники, с другой стороны, ни закона божественного не получили, ни учения духовного не удостоились, а между тем то и другое составляет свойственную душам пищу. Этим-то голодом угрожал Бог иудеям: »пошлю, – говорит Он, – на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды» (Ам.8:11).

«Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их" (Пс.106:6). Из иудеев более благочестивые возносили молитвы Богу; об этом свидетельствует пророчество Даниила: и сам он, и Анания, Азария и Мисаил, молясь о всем, испросили себе божественную милость. Язычники же, подавляе­мые различными несчастьями, стонали и предавались воплям и безутеш­ному плачу, не имея надежды воскресения; конечно, они не просили у Бога всяческих избавлений от одолевавших их зол, тем не менее, Человеколюбец видел их воздыхания и простер им свою ми­лость. Ведь, конечно, когда язычники, как я сказал, бедствовали вслед­ствие лишения сказанных благ, предстоявшие за них ангелы Божии, по­добно пастырям человеческого стада, взывали к Богу о том, чтобы им был послан общий Спаситель. И человеколюбивый Бог наставил их на путь правый, который есть спасительное слово евангельское. Оно при­вело нас в небесный город, почему и повелевается нам проповедовать всем людям чудеса Божии, чтобы все, узнав о бывшей нам благо­дати, поспешили к тому же самому спасению. А может быть кто-ни­будь прибавит, что в древности иудеи, притесняемые в Египте, взывали к Богу; если и теперь они сделают это, то чрез то достиг­нут совершенной свободы во Христе.

«И повел их прямым путем, чтобы вошли в город... обитаемый» (Пс.106:7). Иудеям Господь даровал воз-вращение чрез Кира Персидского; чрез святых же апостолов Он наставил язычников и показал им вышний град, имеющий «основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:10). «Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Егосынам человеческим» (Пс.106:8). Симмах перевел так: и «чудеса Его над сынами человеческими». Конечно, приносят Богу благодарственную песнь не милость, не чу­деса, но те, которые получили такие блага. Дивно и достойно удивле­ния освобождение иудеев, но еще удивительнее и замечательнее спасе­ние вселенной, перемена к лучшему, конец заблуждения и познание истины. Всего этого виновница божественная милость, потому что «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, – говорит божественный апостол, – а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:5–6).

«Ибо Он напитал душу истощенную и душу алчущую насытил благами...: сидящих во тьме и тени смертной, окованных нищетою и железом» (Пс.106:9–10).

2. И иудеев, томившихся в рабстве и озлоблении и истаевав­ших от (духовного) голода, освободил Господь от тяготевших над ними бедствий, и всякую человеческую душу Он напитал бо­жественным учением, освободил от мрака неведения и просветил светом богопознания, а покрывавшую нас тень смерти рассеял, по­дав надежду воскресения и разорвав крепкие узы греха. «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, – говорит Премудрый, – и в узах греха своего он содержится» (Притч. 5:22). И: «горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными» (Ис.5:18). А душой пустой в собственном смысле можно назвать ту душу, языческую или иудейскую, которая ли­шена духовной пищи. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4:34). Ведь и это пища, и притом самая лучшая пища, почему и говорил Христос: «блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф.5:6). Все это сделал Христос, насытив вселенную такою пищею. Тенью смерти ты, не погрешая, можешь назвать идолослуже­ние и дела безбожия, потому что они закрывают для нас истинную жизнь. Ими мы издавна огорчали Бога и раздражали совет Вышняго. В самом деле, должно было в величии и красоте тварей созерцать Родоначальника всего и в создании мира уразумевать невидимую силу Его и божество, а мы, как слепые, пребывая во тьме и сени смерт­ной, связанные и ослепленные в отношении разумных сил души, «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Римл.1:23).

«Так как они противились словам Божиим и совету ...Вышнего не покорялись, то усмирено было трудами сердце их, и они изнемогли, и не было у них помощника» (Пс.106:11–12). Причиной всех этих бедствий и для иудеев и для всех людей служит грех. И те в отмщение за грехи преданы были в рабство вавилонянам, и все люди подпали тяжести труда после преступления заповеди, по­тому что тогда услышал Адам эти слова: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:17–19). Среди таких несчастий, они не нашли никакого разрешения от окружавших их зол, но Пре­давший их в эти бедствия Сам даровал им и освобождение.

«Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужд их. И извел их из тьмы и тени смертной, и узы их растерзал» (Пс.106:13–14). Пожалев как тех, так и других, одних Он избавил от по­стигших их несчастий, а других освободил из тьмы неведения и расторг узы их рабства. Тенью смерти ты можешь назвать идолослужение и безбожие, которые прежде удаляли нас от истинной жизни, огорчая Бога и раздражая совет Вышняго. Тогда сердце наше смири­лось под тяжестью греха, так как нас оставила врожденная ра­зумная сила, которой никто не мог возвратить, потому что все изне­могли и не было помощника. Совершение этого великого дела сохраня­лось для одного только Слова Божия. Что же касается слов: "узы их растерзал», то они означают совершенное отпущение грехов, какое нам даровала благодать Спасителя.

«Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Егосынам человеческим! Ибо Он сокрушил врата медные и запоры железные сломил» (Пс.106:15–16). Вратами медными и железными запорами пророк назвал неумолимость зла. Как заключенному внутри таких ворот и дверей невозможно убежать, так немыслимо было и иудеям избежать порабощения вавилонянам, а всем людям – власти смерти. Только одна божественная милость была в состоянии разрушить дер­жаву и тех, и этой последней, и принести облегчение горестей. То же самое во второй раз сказал псалмопевец при повторении Его благо­деяний. Он показывает падение человеческих душ до смерти, по­чему и просил Его о снисхождении до смерти; и исполнивши это, Господь сокрушил врата, ни для одного смертного неодолимые, и по­тому называемый медными и железными. И в книге Иова Господь говорит: «отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это» (Иов.38:17–18) Он один только покрыл наши беззакония, которые увлекли нас до врат адовых. «Взял их с пути беззакония их, ибо за беззакония свои они смирены были» (Пс.106:17). Ни для иудеев, ни для людей вообще бедствия не были несправедливыми, но и те, и другие несли наказание за то, в чем согрешили. Однако и тех, и других, утопавших в столь великом зле, Господь удостоил спасения. «Всякой пищи возгнушалась душа их, и... приблизились ко вратам смерти» (Пс.106:18).

3. Иудеи, объятые множеством зол, не могли принимать даже пищи. Это и в другом псалме, как бы от лица их, пророк сказал: "забыл есть хлеб мой» (Пс.101:5). А язычники не хотели слушать наставлений собственных философов, почему одни осудили на смерть Сократа, другие подвергли Анаксарха неслыханному наказа­нию, третьи, тяжко оскорбив последователей Пифагора, причинили им преждевременную смерть. Однако и их Бог всяческих привлек к участию в бессмертной пище, побудил приступить к ней с полным расположением и освободил из врат смерти. С другой стороны, можно разуметь здесь и ту духовную пищу, о которой Господь гово­рил апостолам: «старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин.6:27). Все роды этой пищи сделались гнус­ными для людей; ни естественного, ни писанного закона они не сохранили, и поэтому "приблизились ко вратам смерти». Вратами смерти были для них грехи, к которым они приблизились, тогда как им следовало от них удаляться, потому что насколько они приближались к ним, настолько неизбежно удалялись от врат жизни. Но хотя они и далеко были, Христос приблизил их к Себе Своею кровью.

«Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужд их" (Пс.106:19). Для Бога имеет значение не вопль, устами испускаемый, но душевное расположение; так и Моисею, сохранявшему молчание, он говорил: «что ты вопиешь ко Мне?» (Исх.14:15) «Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от растления их" (Пс.106:20). Бог Слово, вочело­вечившийся и посланный как человек (как Бог Он, конечно, не­описуем, везде присутствует и все содержит в Себе), исцелил всякие душевные раны и укрепил развращенные умы. Так Он исце­лил ту грешную женщину и внушил ей быть бодрой (Лк.7:47); так расслабленного укрепил, сказав: «прощаются тебе грехи твои» (Мф.9:2); так разбойника Он ввел в рай; так мытарей сделал учителями вселенной; так приступающих к всесвятому крещению возрождает и очищает, и исцеляет от всяких греховных ран.

«Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Егосынам человеческим! Да принесут Ему жертву хвалы и да возвестят о делах Его с радостью» (Пс.106:21–22). За все это, говорит, по справедли­вости следует прославлять человеколюбивого Бога, явившего столько милости и даровавшего нам необычайное спасение. Нужно не только знать чудеса Божии, но и неведущих их научать, и всех побуждать к воспеванию Ему торжественных песней. При этом должно заме­тить, что и здесь пророк убеждал принести Богу жертву хвалы, а не жертвы бессловесных. Следовательно, и здесь он отбрасывает подзаконное служение. «Жертву хвалы» Акила назвал жертвой благодарения.

«Отправляющиеся на кораблях в море, имеющие дела на больших водах» (Пс.106:23). С явлением людям Слова Божия настоящее проро­чество весьма последовательно соединило воспоминание об апостолах и тех, которые разделяли их труды, потому что они были сходящие на море в судах, в точном и буквальном смысле, как свиде­тельствует о них Священное Писание в евангелиях. Притом здесь же пророк внушает совершать новые таинства нового завета, говоря: и "принесут Ему жертву хвалы». А было именно так: «проходя же, – го­ворится, – близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их» подобным же образом (Мф.4:18–19, 21). Таким образом, эти слова псалма отно­сятся к апостолам. Как будто отвечая на чей-то вопрос: кто это такие? пророк прибавил: «отправляющиеся на кораблях в море», и дальней­шее. И на них все это исполнилось во всей силе. В самом деле, когда ученики Спасителя нашего плыли вместе с Ним, «сделалось великое волнение на море, – говорит евангелист, – так что лодка покрывалась волнами»; тогда они, припавши к Нему, говорили: «Господи! спаси нас, погибаем.... Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф.8:24–26): вот именно, что значит увидеть «дела Господни и чудеса Его во глубине».

"Они видели дела Господни и чудеса Его во глубине» (Пс.106:24). Пророк обра­щается здесь к сравнению. Он имеет в виду, что как морепла­ватели, пересекая великие моря, бывают свидетелями разнообразных проявлений божественного могущества, причем нередко буря ввергает их в большие затруднения, и они достигают спасения вопреки челове­ческим расчетам, так и иудеи, после таких несчастий получившие освобождение, познали на себе силу Божию. Равным образом и все люди, видя необыкновенную перемену в обстоятельствах, рассеяние прежнего заблуждения, тишину, повеявшую на души, и пристань воскресения, удивляются Виновнику всего этого. Здесь под морем нужно разуметь жизнь нашу, под кораблями – церкви, в которых апостолы потрудились над делом спасения, очевидно, среди множества людей. Ви­дели они и дела Божии, т.е., создания Его, и чудеса, т.е., знамения, какие Он, устраивая наше спасение, положил в глубине, т.е., в мудро­сти, с которой Он устраивает наши дела. Конечно, глубина – это мудрость Божия, с ее непостижимостью и неизмеримостью.

"Он рек, – и поднялся бурный ветер, и вознеслись волны его: восходят до небес и нисходят до бездн..., душа их истаевала в бедствиях» (Пс.106:25–26). Этим пророк научил, что по Его мановению приходят и печали, и радости. Разумеет здесь искушения, которые возбуждают дух бурный, то есть – противный, когда Бог позволяет ему для упражнения и явления праведных. Бог Сам показывает, как именно Он позволил диаволу искусить, говоря Иову: «ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» (Иов.40:3)? Именно, чем для золота огонь, тем для душ служат искушения, расплавляя их, не для того, чтобы погубить, но для того, чтобы обна­ружилось, какой блеск они имеют. "Они трепетали и качались, как пьяный, и вся мудрость их пропала» (Пс.106:27).

4. Продолжается тоже сравнение: он говорит как будто о море­ходцах, а в действительности имеет в виду разнообразные несча­стья душевные, которых никто при помощи человеческой мудрости не в состоянии разрешить. В самом деле, и кормчие, подобно пья­ным бросаемые туда и сюда, когда разыграется волнение, бывают даже, напрягая все свое искусство, не в состоянии справиться с ужа­сами бури. «Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он извел их от нужд их. И повелел буре, и настала... тишина, и умолкли волны, поднятые ею. И возвеселились они, что утихли они, и Он привел их в пристань, желаемую Им» (Пс.106:28–30). Когда плавающие в море призывают Его, Он простирает им Свою помощь, и по Его мано­вению тотчас буря сменяется легким веянием ветра, волнение моря утихает, и угрожаемые бедой в Его благодатной помощи находят избавление от беды. Так и иудеи освободились из своего горького рабства. "И Он привел их в пристань, желаемую Им». Он только по­желал – и положил конец бедствиям, и вместо бури явилась при­стань. Это относится больше к нам, чем к иудеям. Нас Он действительно направил в пристань Своего желания, даровав нам божественное познание. Эта пристань, очевидно, Его царство: оно по справедливости называется пристанью, так как в него не дости­гают волны искушений; и притом, конечно, оно есть пристанью желания Христова, так как таково было желание Христа: «Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня» (Ин.17:25).

«Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Егосынам человеческим! Да превозносят Его в собрании народа, и... в сонме старцев да восхвалят Его!» (Пс.106:31–32). Вслед за апостолами вспоминается Церковь и ее священство. К благовестию о благах должно было прибавиться и это. Нужно, говорит, в церкви язычни­ков прославлять Бога, творящего необычайные дела. Язычники и иудеи переменились взаимно своим положением. Иудеи отвергнуты за свое нечестие, лишены явления ангелов и служения пророков, сама страна их и город, прежде приносивший благие плоды, со времени восстания на Христа остается бесплодным, не будучи столицей, не имея ни святилища, ни святого святых, ни священства, ни царства; лишившись свободы, они подчиняются языческим законам. Церковь же язычников, безводная прежде, пустынная и блуждающая, ныне испол­нена благ, сама насыщает голодающих и составляет божественное общество; она и есть – населенный город, в котором и духовная пища, и небесный хлеб.

«Он превращал реки в пустыню и источники вод – в землю жаждущую. Землю плодоносную – в солончаковую, за злобу живущих на ней» (Пс.106:33–34). Как можно видеть, это постоянно бывает у уверовавших народов. В самом деле, во всех церквах по все­ленной всенародно, под предводительством священного собора, во­спевают Благодетеля, превознося чудеса божественного человеколюбия. Прославляют же Его достигшие спасения под впечатлением виденного ими необычайного переворота. Действительно, напаяемые прежде обиль­ными пророческими реками и приносившие зрелый плод Богу, теперь не получают даже ничтожной влаги, но за свою развращенность со­вершенно лишены прежнего орошения. «Он превращал пустыню в озера (много)водные и землю безводную – в источники вод» (Пс.106:35). Языч­ники же, бесплодные в древности и не имевшие даже скудного источ­ника, теперь наводняются водами учения, получая духовные струи выше меры. Но заметь, до какой степени сказанное здесь о церкви согласуется с тем, что проповедал Исаия. Ведь и он говорил: «открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды» (Ис.41:18).

населил там алчущих, и они построили город для обитания» (Пс.106:36). Тех, которые прежде истаевали от голода и терпели лише­ние в духовной пище, Господь поселил на тех реках и совоку­пил их в благочестивое общество. «И засевали поля, и насадили виноградники, и получили плод... от растений» (Пс.106:37). Небесное семя, от апостолов всегда передаваемое по преемству, посевается в душах, приготовленных покаянною жизнью, о чем говорит Спаситель: «вышел сеятель сеять семя свое: иное упало при дороге, иное упало на камень, а иное упало между тернием, а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк. 8:5–8). Насаждаются и виноградники, т.е., существующие повсюду на земле церкви, – согласно с словами: «Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя» (Иер.2:21); и: «у Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы.... Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его» (Ис.5:1, 7). Конечно, насколько относилось это к иудейской синагоге, настолько теперь относится к церкви из язычников. А что язычники принесли плод правды, об этом говорит Спаситель: «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21:43). «И Он благословил их, и они весьма умножились, и скота их не умалял» (Пс.106:38).

5. Пророк употребил здесь образное выражение. И Господь часто прибегал к подобным сравнениям, и то апостолов называл жнецами, то Самого Себя сеятелем и земледельцем, а тех, которые с готовностью принимают семена учения – тучной землей. И апостол говорит: «я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог», а в дру­гом месте: «вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:6, 9). Итак, апостолы посеяли семена спасительной проповеди, и насадили для Бога духовные сады, и принесли Ему зрелый плод правды. И все после них уверовавшие учению (Христову) продолжают делать то же самое. А, конечно, «кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», по словам божественного апостола (2Кор.9:6). Скотами же называет тех, кого они пасут, и которых Господь умножил, даровав силу чудотворения. Это подтверждает блаженный Лука в Деяниях: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47). И сам Господь верующих называет овцами. «Овцы Мои, – говорит Он, – слушаются голоса Моего» (Ин.10:27).

»Но они умалились и стали бедствовать, вследствие страдания от зла и болезни» (Пс.106:39). Итак, эти, говорит пророк, никогда обитав­шие в безводной пустыни, уверовавши, удостоились столь великого процветания и благословения; те же, которые прежде наслаждались струями пророков, будучи затем лишены их за свою злобу и оставшись совершенно пустынными и бесплодными, подверглись различным несчастьям и были рассеяны по всей вселенной, так что их отече­ственный город, некогда многолюдный, теперь населяется немногими.

"Излилось уничижение на князей их, и Он оставил их блуждать в непроходимом (месте, где) нет пути» (Пс.106:40). Это пророчество подтвер­ждается делами. В самом деле, те, которые выдают себя за князей их и учителей, не имеют никакого значения: некогда славные и зна­менитые, они теперь совершенно ничтожны и у своего собственного народа пользуются презрением. Затем, хотя телесно иудеи и умно­жаются, согласно пророчеству: «будет число сынов Израилевых как песок морской» (Ос.1:10), но не всех их Дух Святой признает достойными; чрез пророка Исаию он говорит: «хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится» (Ис.10:22), что именно говорит и теперь, т.е., что погибли среди бедствий и несчастий. Но это большинство – народ; выдававшиеся же по своим достоинствам и знанию были преданы уничижению, их именно Он оставил их блуждать в непроходимом (месте, где) нет пути». Симмах перевел так: «и заставить блуждать их в суете помышлений». Бог не вводить в заблуждение, но не повинующихся Ему оставляет без Своего водительства, и, конечно, без руковод­ства, кидаемые туда и сюда, они заблуждаются. Это и потерпели иудеи: оставивши правый путь, они следуют собственным измышлениям.

«И помог убогому (избавиться) от нищеты, и сделал колена (многочисленными), как... овец» (Пс.106:41). Симмах же: «и ты оградишь бедного от озлобления»; а бедным на­зывает народ. и сделал колена (многочисленными), как... овец«. У Акилы: «и поло­жить семейства как стадо овец», а у Симмаха: «и поставить семей­ства как стада овец». Это говорится о Церквах, основанных в городах и странах. И Спаситель говорит о своем народе: «Овцы Мои слушаются голоса Моего». Но пророк говорит об этом еще как о будущем, а не как о настоящем.

»Увидят... праведные и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста свои» (Пс.106:42). Видя это, верные путям правды исполняются радости, а предпочитающие жить в не­честии и беззаконии принуждены поникнуть в землю и молчать, обуз­дываемые судом правды. Что узрят иное, как не переворота от худшего к лучшему? Поэтому созерцавшим исполнение пророчеств Спаситель говорил: «ваши же блаженны очи, что видят:... многие пророки и праведники желали видеть, и не видели» (Мф.13:16–17). Под беззаконием нужно разуметь диавола и всякого склоняющегося к беззаконию.

«Кто премудр и сохранит это? И уразумеют милости Господни» (Пс.106:43). Величие их является задачей для ума и духа, и для своего понимания требует мудрости. Но уразуметь домостроитель­ство Спасителя, исполненное человеколюбия, и соблюсти божественные законы, дано не всякому, а только взывающему ко Владыке: «открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс.118:18). А говорит: «уразумеют» – потому, что предполагает это познание имеющим быть у верующих из язычников. Слава Христу во веки веков. Аминь.

* * *

*

Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria

**

Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-и томах. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906. / Т. 5. (в 2-х книгах) - 1899. - 1007 с. / Собеседование о псалмах. 599-977 с.

Комментарии для сайта Cackle