Источник

Псалом 137

Псалом Давиду Аггеа и Захарии. «По возвращении из Вавилона, – говорит бл. Феод., – Иудеи, при помощи Божией, низложив восставшие на них народы, приносят Богу благодарственную песнь. Сие-то предрекает божеств. Давид». «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – содержит в себе пророчество о призвании всех народов, за которое Давид и благодарит».

1. И пред Ангелы воспою Тебе. С Евр.: «Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе». Т.е. «постараюсь петь вместе с Ангелами, буду соревновать им, ликовать с горними силами» (Злат. и бл. Феод.). «Буду петь как бы в присутствии Ангелов» (Св. Афан.). «Если же, – говорит св. Злат., – принять слова других переводчиков: пред богами воспою Тебе, – то нужно понимать так: со священниками, в их присутствии, когда они будут начинать и предшествовать, и я с подобающим благоговением пойду, последую за ними и воспою Тебе... Писание обыкновенно называет священника и Ангелом и богом (Исх. 22:28; Мал. 2:7)». Яко услышал еси вся глаголы уст моих659. Т.е. услышал и исполнил все мои прошения. «Следовательно, – заключает св. Злат., – псалмопевец совершал молитву чистую и превосходную, ибо был услышан Богом и молитва была благоугодна Ему».

2. С Евр.: «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим, и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего».

3. Умножиши мя в души моей силою Твоею. С Евр.: «В день, когда я воззвал, Ты услышал меня; вселил в душу мою бодрость». Симмах перевел: «Ты возбудил в душе моей силы». Т.е. «силою Твоею приложишь попечение о душе моей, исполнишь ее упования и утешения» (Бл. Феод.). По св. Злат. – умножиши значит: «вознесешь меня, возвысишь меня. Смысл этих слов, – говорит он, – следующий: Ты возвысишь меня силою, вознесешь крепостию и поможешь мне». «Умножением, – говорит св. Афан., – называет долговременность. Смысл же речи таков: силою Твоею преобразишь из тления в нетление».

4. Да исповедятся тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих. Т.е. да исповедятся Тебе или да прославят Тебя, Господи, все цари земли, потому что они слышали, знают все Твои определения о народах, возвещенные им во всеуслышание чрез св. пророков, слышали о делах Твоих, явленных в наказании царей и царств и в избавлении народа Твоего Израиля, особенно да прославят тогда, когда услышат Твои евангельские глаголы чрез св. Апостолов (Бл. Феодорит).

5. И да воспоют в путех Господних. С Евр.: «И воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня». «Путями, – говорит бл. Феод., – пророк называет домостроительство (Божие)». «Т.е. пусть повествуют, прославляют, возвещают славные дела Твои» (Злат.). Св. Афанасий читал вместо: путех – в песнях660. Т.е. да воспоют в тех песнях Господних, которые «пророк начертал и которые повелевает воспевать всем верующим из язычников».

6. И высокая издалеча весть. «Здесь, – говорит св. Злат., – говорится о предведении, которое особенно свойственно силе Божией... Так как пророк сказал: высок Господь и смиренныя призирает; то прибавляет: и высокая издалеча весть, дабы показать, что Бог не просто знает высокое, но и на большем расстоянии, т.е. (знает) прежде, нежели оно сбылось, прежде, нежели исполнилось, прежде, нежели осуществилось на деле». По св. Афан. – «слово: высокая – означает вечное определение о призвании язычников и возведение их на высокая». Бл. Феодорит разумеет под высокими – властителей. Т.е., «Бог, издалека видя тех, которые будут властвовать, каждому подает соответственные пособия». С Евр.: «Высок Господь и смиренного видит, и гордого узнает издали».

7. Аще пойду посреде скорби, живиши мя. «Не сказал: отгонишь скорбь; но среди самых скорбей оживишь меня, т.е. можешь спасти среди самых опасностей» (Злат.). На гнев враг моих простерл еси руку Твою. Т.е. «прогневавшись на неприязненных мне, предал Ты их казни» (Бл. Феод.). «И меня, находящегося в бедствиях, можешь спасти, и их беснующихся, неистовствующих и дышущих огнем – смирить и укротить» (Св. Злат.). С Евр.: «Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя».

8. С Евр.: «Господь совершит за меня! милость Твоя, Господи, вовек; дел рук Твоих не оставляй».

* * *

659

Слов: яко услышал еси вся глалолы уст моих – нет в Еврейском тексте, но есть в Греческом, их читал св. Златоуст.

660

Св. Афанасий читал вместо: εν ταις οδοις – в путях, – εν ταις ωδαις – в песнях.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle