Псалом 143
Пс.143:1. Псалом Давиду, к Голиафу. Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань.
СОДЕРЖАНИЕ
В сем псалме Пророк благодарит Бога за победу, одержанную им над Голиафом, как самая надпись показывает. Далее научает, что грешники и в счастии несчастливы, а праведники всегда блаженны.
Пророк хвалит Бога и благодарит Его за то, что по особенной милости Его победил исполина, как сказано в надписи, откуду начало восприяла вся слава его. Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение. Не глаголет: укрепляяй руце мои, но – научаяй: ибо в оном роде ополчения, о котором упоминает здесь, больше действовало искусство, нежели сила. Укрепися бо Давид, – глаголет Писание, – над иноплеменником пращею и каменем (1Цар. 17:50), а укрепиться пращею и каменем, – то есть, пустить камень из пращи прямо в чело врага, есть знак великаго искусства. Но сию победу мудрый Пророк не своему искусству или науке, но Божией милости приписывает. В следующем присовокуплении: научаяй, персты моя на брань, то же самое другими повторяется словами.
Пс.143:2. Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой, и на него уповах: повинуяй люди моя под мя.
Сие собрание тождеименных слов не напрасно здесь положено: ибо оно по премногу служит к подкреплению веры. Известно, коль непостоянны человеческия мысли, и коль легко отпадают от веры, когда наипаче востанет сильная искушений буря. Итак, ежели бы Бог одним токмо словом обещал нам помощь к поддержанию нас в слабости нашей, то сего было бы недовольно; да хотя бы и многия подпоры употребил, то и тогда часто мы колеблемся, и не токмо колеблемся, но и совсем забываем милости Его. Сего ради Давид не токмо для того, чтоб засвидетельствовать благодарность свою, собрал толико имен, прославляющих Божию милость, но и для того, чтоб чрез то отвсюду оградить верных против всех нападений мира и сатаны. Впрочем, не без причины полагает между особенными благодеяниями Божиими и то, что содержит в повиновении свой народ. Ибо как сложил псалом сей не вскоре по одолении Галиафа, но уже по восшествии своем на престол: то и за сие благодарит Бога, что царство его не столько разумом и собственными подвигами было приведено в порядок, сколько сокровенною милостию небеснаго Владыки. Прилично употребил и оныя слова: повинуяй, люди моя под мя, – которыя не то означают, аки бы Давид народ свой попирал ногами, как некоторые безразсудно толкуют, ибо таковое над избранным Божиим народом насильственное царствование было бы безместно и Богу противно, но означают добровольное народа царю и законам повиновение, сопровождаемое охотным исполнением должностей, а потому и благословением Божиим.
Пс.143:3. Господи, что есть человек, яко познался еси ему? или сын человечь, яко вменяеши его?
Пс.143:4. Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят.
Здесь увеличивает милость Господню чрез сравнение Бога с человеком. Ибо рекши о благополучном успехе дел своих, обращает очи на самого себя, и восклицая вопрошает: кто такой я, о котором толико благоволит Бог? И хотя говорит вообще о всем человеческом роде, но мы должны заметить сие обстоятельство; ибо Давид разсуждая, коль низко и презренно было состояние его, тем паче и паче прославляет Божию милость. Потом дает причину удивления своего и, говоря вообще о человеке, увеличивает низкость его в сравнении с величеством Божиим. Он уподобляет его дыму, или скоро изчезающей тени, откуду заключает, что Бог богатство благости Своея не по заслугам дарует нам, и что когда мыслим мы нечто великое о себе, тогда должны вместе помыслить и о краткости жизни нашей, которая, яко тень преходит и тем смиряет гордость и надмение наше.
Пс.143:5. Господи, преклони небеса, и сниди: коснися горам, и воздымятся:
Пс.143:6. блесни молнию, и разженеши я: посли стрелы твоя, и смятеши я.
Превознесши по достоинству прежния Божия благодеяния, здесь просит Бога, дабы продолжил Свою милость и сохранил царство при настоящих обстоятельствах. И как выше ироическим слогом хвалился о Господе, так и в молитвах тот же высокий слог употребляет, дабы преклонил небеса, произвел дым и огнь из гор, воздух молниею в смятение привел и стрелы испустил. А сими словами, без сомнения, просит все те препоны отразить, которыя превозмогали силы его, дабы и мы безпредельную Божию силу верою постигали. Во псалме 17 прежде бывшия Божия милости воспевал, а здесь теми же почти словами и прошедшия благодеяния воспевает и о будущих просит, означая, что он как тогда чудным и необыкновенным образом спасен был от бедствий, так и ныне спастися надеется. И не всуе иперболическия выражения употребляет: ибо не в человеческих пособиях спасение свое заключает, как многие во времена его делали, измеряя Божию силу обыкновенным образом, но всевышнему Владыке вся восписует.
Пс.143:7. Посли руку твою с высоты, изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих,
Пс.143:8. ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды.
Из сих слов видеть можно, куда клонилися вышереченныя выражения. Давид, удаля человеческия пособия, просит единаго Бога, дабы ниспослал руку Свою с высоты: ибо великость предстоявшия опасности требовала необыкновенныя помощи. И потому врагов своих сравнивает с водами многими и глубокими. Нарицая же их чуждими, не столько взирает на происхождение рода, сколько на нравы: ибо не иноплеменников необрезанных укоряет здесь, но извергов Иудеев, всуе хвалившихся обрезанием плоти. И мы ниже увидим, что он имел дело не столько со внешними врагами, кои открытою силою и оружием против него воевали, сколько с внутренними, кои тайным коварством и козньми больше вооружалися, нежели явным злодейством. Под именем десницы неправедныя некоторые разумеют безразсудныя усилия врагов, которыя Давид надеялся соделать тщетными. Другие толкуют, что враги Давидовы злыя намерения свои не меньше руками, коль и языком производили в действо. Но понеже древние в знак верности обычай имели при обещаниях давать руки друг другу, как и Соломон говорит: руце в руку вложивый неправедно, не без муки будет (Притч. 11:21). И паки: нечист пред Богом всяк высокосердый, в руку же руце влагаяй неправедно, не извинится(Притч. 16:5), то нет сомнения, что Давид под сими словами означает здесь людей вероломных, коварных и лживых. Он прекрасно соединяет здесь уста лживыя с десницею неправедною, аки бы сказал, что вероломные люди не хранят своих обещаний и что надеяться на них не должно, ибо для одного токмо обмана ласково говорят и руки подают.
Пс.143:9. Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе:
Пс.143:10. дающему спасение царем, избавляющему Давида раба своего от меча люта.
Пс.143:11. Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды:
Здесь паки располагает себя к благодарению, будучи удостоверен, что Бог продолжит благодеяния Свои до конца дней его. А за оказанную помощь в победе Голиафа обещает воспеть песнь новую и необыкновенную, разумея чрез сие песнь торжественную, редкую и особенную, которую от обыкновенных и ежедневных жертвоприношений отличает. Что касается до псалтири и десятоструннаго орудия, то мы сказали инде, что сей род мусикии составлял у Иудеев часть обрядоваго закона. Но здесь особенно заметить должно содержание новыя песни, которое состоит в том, что Бог, дающий спасение царям, милостию Своею не токмо защитил помазанника Своего Давида, но и избавил от меча. Хотя бо и весь человеческий род вообще хранит и спасает, но особенное попечение имеет о царях, от которых зависит общее благосостояние всех. Почему нарицает Бога не иначе, как спасителем и хранителем царств.
Ибо как имя власти не всякому приятно, да и самой природе нет ничего противнее, как рабство, то все бы, свергнув иго повиновения, наперерыв стали испровергать престолы царей, ежели бы они не были охраняемы сокровенным Божиим покровительством. Между тем Давид отличает себя от всех других царей, так как и сам Бог инде рекл о нем: Аз первенца положу его, высока паче царей земных (Пс. 88:28). По сей причине присвояет себе особенное титло Божия раба. Ибо хотя все цари суть служители Божии, и Кир у Исаии по превосходству нарицается Божиим слугою (Ис. 45:1), но поскольку никто из языческих царей помазания Божия не удостоился, а Давид един во всем свете был тогда почтен царским достоинством и на законном основании помазан, сего ради прилично присовокупил сей отличия знак. Под именем меча лютаго, без сомнения разумеет вообще все те бедствия и опасности, которыя перенес в течение толиких лет, и можно по справедливости сказать, что он чрез многоразличныя смерти достиг до престола. За сим паки просит того же, чего и прежде просил, всегда припадая и моляся, дабы избавиться от злых людей: избави мя, и изми мя от сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды.
Пс.143:12. ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма:
Здесь описывает сынов века сего от их расположения и мыслей. Ибо как сынове века сего любят одно токмо временное благополучие, состоящее то в деторождении, то во изобилии пшеницы, вина и елея, то в стадах скотов, волов и овец, то в стяжании других сему подобных вещей, сего ради Пророк первее полагает в числе благополучия человеческаго рождение детей, потому что они паче всего другаго любезнее людям. Сынов мужескаго пола сравнивает с новосаждениями, водруженными в юности своей, то есть, с младыми растениями, или с самыми древами, глубоко укоренившимися, зеленеющими, цветущими и такими, кои обещают надежду стоять весьма долго. А дщерей уподобляет краеугольному камению, прекрасно истесанному, и составляющему преузорочное здание. В нашем переводе подобие взято или от храма, бывшаго в Иерусалиме, или от скинии, в которой находилися всякаго рода украшения, яко-то: багряница, виссон, сребро, злато, дорогое камение и прочее сему подобное.
Пс.143:13. хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти:
Здесь описывает другаго рода благополучие сынов века сего, состоящее в хранилищах, исполненных таким множеством различных плодов и других вещей, к содержанию жизни потребных, что излишество оных принуждены бывают переносить из одного хранилища в другое. Каковое обилие описывается во Евангелии, где повествуется, что некоторый богач помыслил в себе и сказал: что сотворю, яко не имам, где собрати плодов моих? И рече: се сотворю: разорю житницы моя, и большия созижду (Лк. 12:17–18). А сие обыкновенно случается тогда, когда по приспеянии новых плодов еще остаются старые, которые по нужде надлежит переносить в другия житницы, чтоб дать место новым. Следующия за сим слова: овцы их многоплодны, множащияся во исходищах своих – составляют третий род временных благ, которыя состоят во множестве скота, а особливо овец, стадами исходящих на пажити. К стадам овец присовокупляются стада волов, и притом тучных: ибо прежде, нежели изобрелася роскошь и нега, у древних состояло все богатство в скотах, в стадах и в пажитях злачных.
Пс.143:14. несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их.
Сие есть последнее из временных благ, что не токмо домы и жилища сынов века сего падением не угрожают, но и самые оплоты их, которые по большей части строятся из подлаго вещества, пребывают целы. Нет и на стогнах их никакого мятежа и шума, но все находится в тишине и спокойствии: ибо нет ни вражеских нападений, ни нашествия хищников, насильственною рукою разоряющих оплоты и вторгающихся в домы.
Пс.143:15. Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их.
Сими словами Пророк заключает псалом, показывая, что по мнению сынов века сего те токмо блаженны люди, имже сия суть, то есть, вышереченная благая мира сего, а по его мнению не те блаженны, имже сия суть, но имже Господь Бог их. Здесь заметить должно, что между сынами Божиими и сынами века сего не изобилие, ниже недостаток временных благ делает различие.
Ибо много есть Божиих сынов и таких, кои сими благами довольно изобилуют и после жизнь вечную получают: и напротив много есть сынов века сего таких, кои бедственно погибли в нищете, во изгнании и заточении или на виселицах. Но то, что делает различие между сынами царствия и сынами геенны, или между сынами тьмы и сынами света, есть расположение сердца. Те, которые временная благая за такое добро почитают, что и вечная благая для оных презирают, а временныя бедствия и недостатки за такое зло вменяют, что для избежания оных и Бога прогневляют, и жизнь вечную потерять не страшатся: те, говорю, суть сынове тьмы века сего и геенны. Сие-то назнаменуя, Пророк глаголет: ублажиша люди, имже сия суть.