Псалом 142
Пс.142:1. Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом сын его. Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине твоей, услыши мя в правде твоей:
НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Здесь в Еврейском тексте стоят одни токмо сии слова: Псалом Давидов, а прочия присовокуплены или от 70 толковников, или от других, для объяснения содержания, которое сходственно с содержанием предшедшаго псалма, ибо сложен Давидом во время мятежа, произведеннаго Авессаломом и сообщниками его. Содержит не что иное, как молитву, в которой, жалуяся на лютость врагов и на свою бедность, просит скораго избавления от них. Полагается церковию между седмию покаянными потому, что многие отцы относят его к покаянию Давида.
Когда Давид с толиким усердием и тщанием молится Богу, оплакивая бедствия свои, то из сего видно, коль велика была лютость врагов его. Сие же предисловие показывает, что был он поражен не малою печалию, по причине возмущения сына своего. Чего же ради соединяет правду с истиною, сказали мы во псалме Пс. 137:2. Здесь под именем правды означается Божия благость, которая преклоняет Бога к защищению рабов Своих. К тому же относится и истина, поскольку есть наилучшая свидетельница Божией правды в том, что Он никогда не оставляет тех, коим помощь Свою обещал. Таким образом Бог, помогая рабам Своим, показывает Себя и праведным, и купно истинным; ибо как правдою не лишает надежды, так и благотворением доказывает свойство существа Своего. Сего ради Давид прилично в молитве своей обоя представляет Богу.
Пс.142:2. и не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый.
Понеже Давид, гонимый от врагов, признавал гонение за наказание грехов своих: сего ради, оплакивая оные, просит милости у Бога. И хотя с нечестивыми людьми имел он подвиг, против которых ничем не согрешил, и совесть его оправдала в том, однако в других грехах чистосердечно признает вину свою пред Богом. И не вниди, – глаголет, – в суд с рабом твоим, то есть, не истяжи меня на судилищи Твоем, ибо я не могу устоять на нем и не посмею сказать, что я праведен, но грехи мои яве исповедую. И не я токмо один, но и всяк живый не постоит пред Тобою, когда Ты судиться с нами восхощешь. Несть бо человек, иже жив будет, и не согрешит. Грешники могут оправдаться пред людьми, поскольку грехи их бывают сокрыты от них, или, по крайней мере, законным порядком доказаны быть не могут, но пред очами Твоими не оправдятся, ибо Ты взираешь на сердца и на совесть, и потому самым свидетельством совести осудишь меня. Не вниди убо в суд с рабом Твоим. Не поступи со мною по строгости правосудия Твоего и по тяжести грехов моих: яко не оправдится пред Тобою всяк живый; ибо и праведные, доколе суть на пути, не оправдятся пред Тобою, но со Апостолом рекут: аще и ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся: востязуяй бо мя Господь есть (1Кор. 4:4).
Пс.142:3. Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.
Давид, признавшись пред Богом, что он праведныя казни претерпевает за грехи, здесь приносит жалобу на врагов своих. И сие прилично творит, ибо безразсудно было бы сделать начало от них. Но здесь лютость их такими словами изображает, которыя могут тронуть и самыя жестокия сердца: ибо говорит, что они не могут насытиться, ежели не умертвят святаго мужа. Паче же и мертвым уже нарицает себя, ежели Господь вскоре не поможет ему; и не токмо сравнивает себя с человеком умершим, но и с согнившим трупом: ибо мертвыми от века нарицает тех, кои давно уже скончались. А сими словами научает нас, что он не токмо в смертельной болезни уповает на небеснаго Врача, но и не сумневается, что Бог силен есть и прах его воскресить, хотя бы жизнь его погребена была во гробе.
Пс.142:4. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое.
Пс.142:5. Помянух дни древния, поучихся во всех делех твоих, в творениих руку твоею поучахся.
Рекши о внешних бедствиях, здесь исповедует внутреннюю немощь души своея. Откуду заключить можем, что он не каменнаго естества был, и потому чувствовал скорби и печали, коими отягчен был до крайности, при всем том единою верою и благодатию Духа стоял твердо. В следующем стихе упоминает, какие средства употребил он к облегчению скорбей своих. Ибо не дивно, что многие предавшись лености, падают под бременем скорбей, понеже небрегут воспоминать о милости Божией, и потому теряют бодрость духа. Но Давид другую цель предложил себе: он подкреплял надежду свою воспоминанием древних благодеяний Божиих, в числе которых полагает не токмо те, которыя от юности испытал; но к сим присовокупляет и древния повести, из которых видеть мог безпрерывную связь отеческой Божией благости к верным Его. И хотя жалуется здесь, что сие утешение не вдруг смягчило скорби и страдания его, но он непрестанно продолжал упражняться в поучении своем, донележе вкусил во свое время сладчайший плод от того. Поучихся во всех делех Твоих, и то же самое присовокупляет: в творениих руку Твоею поучахся. Ибо как часто случается, что мы, вкусив слегка плодов дел Божиих, обращаем мысли наши на другие предметы, то и не дивно, что никакое утешение в нас не укореняется. Почему, дабы упражнение наше в разсматривании дел Божиих не тщетно было, должно помогать оному непрестанным вниманием.
Пс.142:6. Воздех к тебе руце мои: душа моя яко земля безводная тебе.
Отсюду явствует, какая польза произошла от вышереченнаго поучения. Оно расположило душу Давидову к усердной молитве; ибо хотя призывание Бога, по Апостолу, раждается от веры (Рим. 10:14), но поскольку опыты Божией благости и силы, видимые в делах Его, и самую веру поддерживают, то они же суть и самыя лучшия пособия к подкреплению немощи нашей. Коль же усердна была молитва Давидова, и коль пламенно расположение души его к Богу, объясняет прекрасным подобием, сравнивая душу свою с землею безводною. Мы видим, что земля во время сильных жаров разседается, и аки отверстыми устами жаждет воды от неба. Сим подобием означает, что он с горячим усердием приступает к Богу – так, как бы жизненная влага совсем изсохла в нем, что в следующем стихе яснее изображает, где паки редкий пример веры своея показывает. Ибо чувствуя изнеможение свое, и будучи близок ко гробу, не колеблется духом, не озирается туда и сюда, но пребывает углублен в едином Боге. И хотя сильную и тяжкую борьбу имел с своею скорбию, даже до изнеможения, которое нарицает он исчезновением духа, но сие исчезновение сильнее было в нем, нежели стоическое упорство, гордящееся презрением страхов, печалей и болезней.
Пс.142:7. Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой: не отврати лица твоего от Мене, и уподоблюся низходящым в ров.
Пс.142:8. Слышану сотвори мне заутра милость твою, яко на тя уповах: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к тебе взях душу мою.
Пс.142:9. Изми мя от враг моих, Господи, к тебе прибегох.
Здесь паки просит Бога явить ему милость Свою и притом вскоре, хотя первыя слова, по-видимому, не в собственном разуме сказаны (ибо благость Божия более чувствуется, нежели слышится), но поскольку чувствование Божиих благодеяний мало воспользовало бы нас, ежели бы не ощущаемо было верою, сего ради Давид прилично от слышания начал. Наречие: заутра – означает то же, что благовременно, или скоро. Упование свое представляет Богу (как нередко и инде), яко нечто такое, чем некоторым образом благоугождаем Ему: ибо ничего толико не требует Бог, как чтобы непрестанно к Нему взирали, хотя, впрочем, никаких заслуг или достоинств представить Ему не можем, да и самое упование наше не что иное есть, как свидетельство недостатков наших. Следующия слова: скажи мне Господи путь, воньже пойду – относятся к смущенному духу Давида. Ибо означает, что он находится в недоумении аки изумленный, так что и ноги двигнуть не может, ежели не узрит пути, открытаго свыше, аки бы сказал: Господи, все желания души моея к Тебе возносятся; Ты убо в недоуменных обстоятельствах моих вдохни мне разум, и разреши недоумение мое! Следующее за сим прошение: изми мя от враг моих Господи, к Тебе прибегох – к тому же надлежит: ибо зверская лютость врагов все пути ему преградила; но Давид, видя себя преданнаго тмочисленным смертям, под сень Божия покровительства прибегает, и тамо хранение себе находит.
Пс.142:10. Научи мя творити волю твою, яко ты еси Бог мой: Дух твой благий наставит мя на землю праву.
Здесь выше возносится мыслию: ибо не столько просит избавления от внешних зол, сколько желает управляться Божиим Духом, дабы, ни на десно, ни на шуее не уклоняяся, мог держаться единыя правоты. Но здесь должно заметить выражение слов, ибо не тому токмо научиться желает, что есть воля Божия, но и тому, дабы творить оную, и сообразоваться ей. Почему не просто сказал: научи мя воле Твоей, – но – научи мя творити волю Твою, то есть к самым делам расположи сердце мое. Яко ты еси Бог мой, то есть, не бездушный идол, ниже мертваго письмени учитель, но Духа животворящаго податель: ибо и словом Твоим научаеши мя, и Духом Твоим мысль просвещаеши, и в сердце моем глаголеши, да творю угодная Тебе. То же самое и в следующем члене подтверждает глаголя: Дух Твой благий наставит мя на землю праву; ибо желает наставником иметь Божия Духа не потому токмо, что Он просвещает мысль, но и потому, что преклоняя сердце, руководствует к добродетели. Имя благий, прилагаемое к Духу, противополагается естественной порче или злобе, врожденной человеку, аки бы сказал Давид, что все склонности его порочны, и помышления погрешительны, доколе благодатию Духа Святаго не будут направлены к истине. Откуду следует, что чувства плотския ничего здраваго преподать нам не могут. Глагол: наставит – означает то же, что выше сказано, и чему Павел научает глаголя: Бог есть действуяй в вас, и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Флп. 2:13). Земля правая, на которую желает наставлен быть Духом Святым, в преносном смысле берется здесь за правоту, или за правило закона. Давид чрез сие научает, что как скоро уклоняемся мы от благой воли Духа Святаго и от Его закона, тотчас впадаем в погрешности и заблуждения.
Пс.142:11. Имене твоего ради, Господи, живиши мя правдою твоею: изведеши от печали душу мою:
Сими словами Давид означает, что он не из другаго какого-нибудь источника почерпает надежду спасения, как токмо из единыя милости Божией, или из благодатнаго оправдания: ибо ежели бы привносил что-нибудь собственное, то не сказал бы: имене Твоего ради, – и дело спасения не от единаго Бога зависело бы. Но он говорит, что Бог оживотворяет нас имене Своего ради, когда ничего не находя в нас такого, что бы могло приобресть нам благоволение Его, единою Своею благостию преклоняется к нам. К тому же надлежит и имя правды: ибо Бог спасение верных обращает к прославлению правды Своея. Купно же повторяет и то, что выше сказал о великом множестве злостраданий своих: ибо прося Бога, дабы оживил его, назнаменует, что он находится как бы мертв, или приговорен к смерти, ежели Бог, во власти Котораго состоят исходища смертная (Пс. 67:21), не оживотворит его чудесным воскресением.
Пс.142:12. и милостию твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей: яко аз раб твой есмь.
Здесь паки повторяет то же, о чем многократно говорил выше, то есть, что он надеется сохранить жизнь свою по единой благости Бога. Таким образом, заключая псалом, себе спасение и избавление предвозвещает, а врагам погибель вечную, что без сомнения исполнится в день праведнаго Божия суда и воздаяния. Впрочем, нарицая, себя Божиим рабом, не услугами своими хвалится, но паче прославляет Божию милость, будучи всем одолжен ей. Ибо сие достоинство, что мы почитаемся в числе Божиих рабов, не собственными силами или тщанием приобретается, но от благодатнаго избрания зависит, по силе котораго Бог удостоивает нас быть в числе служителей Своих, прежде, нежели еще родимся, как тот же Давид яснее инде выражает: о Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея (Пс. 115:7). А сие то же означает, как бы Давид, делая себя питомцем Божиим, препоручал жизнь свою покровительству Его.