Источник

Псалом 144

Пс.144:1. Хвала Давиду. Вознесу тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя твое в век и в век века.

Пс.144:2. На всяк день благословлю тя, и восхвалю имя твое в век и в век века.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: Похвальная песнь Давиду.

СОДЕРЖАНИЕ

Пророк, размышляя о чудных свойствах Бога, то есть, о премудрости, о благости и правде, видимых первее во управлении всего мира, а потом наипаче в хранении и соблюдении человеческаго рода, стремится духом к прославлению похвал Его. Исчислив же вообще действия промысла, наконец приступает к прославлению особенныя милости, коей удостоивает Бог верных.

В сих двух первых стихах содержится предисловие, в котором Пророк предуведомляет, какую материю предложить намеревает, но сие творит стихотворческим образом, чрез обращение к Богу глаголя: вознесу Тя, Боже мой, Царю мой! Нарицает Бога царем своим или потому, дабы показать, что он царствует по милости Того, Который всеми управляет, а Сам никем не управляется; или потому, что намеревает прославлять Его от тех наипаче свойств, которыя приличествуют Ему яко царю и правителю не токмо человеков, но и всех тварей. За сим то же самое повторяя, присовокупляет: и благословлю имя Твое во век и в век века, то есть, и песнию, и стихами, и словами, и гласом прославлю имя Твое, и хвалами превознесу славу Твою. Следующее присовокупление: в век и в век века – означает, что хвала сия будет непрестанная, и продолжится во веки чрез уста людей, имеющих петь псалмы сии до скончания мира. То же самое яснее повторяется и во втором стихе, где говорит: на всяк день благословлю тя, то есть, непрестанно буду хвалить Тебя как в благополучных, так и в неблагополучных обстоятельствах, доколе здесь жить буду, а после и в небесном отечестве то же делать имею, благословляя имя Твое в век и век века.

Пс.144:3. Велий Господь и хвален зело, и величию его несть конца.

В Священном Писании находим четыре свойства величества Божия, которыя суть аки некия части, разсуждаемыя в Боге, а именно, широта, долгота, высота и глубина, по оному Апостольскому изречению: да возможете разумети со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Еф. 3:18). Таким образом начинает хвалить Бога первее от величества Его. Сию хвалу можно разуметь о величестве Божественнаго существа, которое велико и по широте своей (ибо есть безпредельно), и по долготе (ибо есть вечно), и по высоте (ибо есть зело превознесенно), и по глубине (ибо есть неизмеримо и непостижимо). А ежели кому угодно, то можно слова пророческия о величестве Божием толковать в таком разуме: поскольку есть царь, и притом царь велий: 1) по широте Своей, ибо всяческая работают Ему от Ангела даже до последняго червячка; 2) по долготе, ибо царствию Его несть конца; 3) по высоте, ибо царствует со властию высочайшею и самодовольною; 4) по глубине, ибо управляет, не токмо телами, но и сердцами, и внутренними всех помышлениями и расположениями, так что нет ничего толь сокровеннаго, куда бы жезл царствия Его не проникнул. Велий убо Господь и хвален зело, и величию Его несть конца; ибо и широта Его безпредельна, и долгота, и высота, и глубина равномерно безконечны.

Пс.144:4. Род и род восхвалят дела твоя и силу твою возвестят:

От неизследимаго существа Великаго Царя и Бога преходит к чудным делам, дабы более и более прославить величие Его. И не глаголет: восхвалю дела Твоя, но род и род восхвалят. Аки бы сказал: я один не доволен прославить дел Твоих, но целые миллионы людей от рода в род восхвалят их; ибо всегда будут люди, кои имеют разсуждать о них, удивляться им и хвалить. И не одни токмо дела Твоя восхвалят, но и силу Твою, яве видимую в них, роду родов возвестят. Сему подобное выражение видели мы во псалме 18, где сказано: день дни отрыгает глагол, и у Екклесиаста читаем: род преходит, и род приходит (Еккл. 1:4). Сими словами означается, что как дни за днями следуют, и один день, окончив должность хваления, препоручает другому, так и роды людей, одни других преемствующие, непрестанно будут хвалить Бога и возвещать силу Его родам грядущим.

Пс.144:5. великолепие славы святыни твоея возглаголют и чудеса твоя поведят:

Пс.144:6. и силу страшных твоих рекут и величие твое поведят:

Пс.144:7. память множества благости твоея отрыгнут и правдою твоею возрадуются.

Рекши вообще о чудных Божиих делах, здесь разделяет оныя на три рода, из коих поскольку некоторыя суть великолепны и прекрасны, и потому чудны; некоторыя страшны, и потому также чудны; некоторыя, наконец, любезны, и по признакам великия Божия благости не меньше прочих чудны: сего ради первее прославляете великолепие и славу чудных Божиих дел, каковы, например, суть небеса, которых нет ничего больше и прекраснее, и о которых во псалме 18 сказано: небеса поведают славу Божию. К тому же делу относится и все то, что на небеси видимо бывает, яко то: солнце, луна, звезды, и их различие, множество, красота и безпрестанное движение. Откуду разум слов выходит такой, что все роды людей сие превосходнейшее и преславное святыни Божия дело будут прославлять и воспевать. Потом описывает другой род Божиих дел, откуду страх Божия величества в наказании нечестивых доказывает, глаголя: и силу страшных Твоих рекут. К сему делу, например, относится потоп всемирный, во времена Ноевы бывший; сожжение пяти градов Содомских огнем, с небеси ниспосланным; язвы, наложенныя на Египет и Фараона; разверстие земли и поглощение мятежников живых Дафана и Авирона; наконец, трусы по местам, моровыя заразы, громы и молнии, наводнения, ветры, бури, и прочая сим подобная, нередко по Божию правосудию на земли бывающая. За сим, наконец, присовокупляет третий род Божиих дел, относящийся к милости и к сохранению Божиих рабов: память множества благости Твоея отрыгнут, и о правде Твоей возрадуются. К сему роду дел надлежат безчисленныя благодеяния, коими ущедряет Божия благость весь человеческий род, то посредством перемены дней и нощей, то ниспосланием дождей с неба, то плодоносием земли, то безчисленным множеством животных, птиц и рыб, в пользу человеческому роду служащих; то приятностию лесов, то красотою садов, то выгодами происходящими от моря и рек, то другими, сим подобными, премногими благодеяниями. Но все сие не так покажется велико и важно, ежели сравним с дарами благодати, с воплощением Божия Слова, с страданием, воскресением и вознесением Христовым, с сошествием Святаго Духа, с званием языков, с строением церкви, с оправданием благочестивых, с проповедию, с обетованием и явлением царства небеснаго. Все сие когда с надлежащим вниманием, так сказать, разсудим, то не почудимся, ежели благочестивые и верные люди от толикаго исполнения отрыгают память множества благости Божией.

Пс.144:8. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

Пс.144:9. Благ Господь всяческим, и щедроты его на всех делех его.

Пророк, рекши о множестве благости Божией, не удовлетворился тем, что все роды людей отрыгнут память благости сея, но сам первый отрыгает и проповедует оную, глаголя: щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Щедр, ибо явил безчисленные опыты щедрот в творении, в управлении, в оправдании, в прославлении, как сказано выше: и не токмо щедр, но и милостив, и премного милостив, и долготерпелив. Часто мы, окаянные, грехами нашими прогневляем Его, но Он не вдруг гневается, ожидая покаяния, ибо благ ко всем не токмо человекам, но благость Его распространяется на все твари, так что и нет ни одного Божия дела, которое бы в благости Его не участвовало. И хотя благость Господню не все равномерно чувствуют, по крайней мере те ощущают, кои имеют очищенный вкус, в каком разуме должно брать и оныя слова: щедроты Его на всех делех Его, как толкует святый Златоуст и Августин. Но некоторые разумеют их иначе, и переводят так: щедроты Его превыше всех дел Его, то есть, превосходят все дела Его. Отсюду Богословы задают вопрос: каким образом разуметь должно, что щедроты Божии превосходят все Божии дела? И решают тем, что ежели бы Бог всегда употреблял силу Свою, то более низложил бы нас страхом, нежели возставил. Посему те, которые безразсудно пишут Его на иконах подобно некоему страшилищу, единым взором Своим всех от Себя прогоняющему, не имеют прямаго понятия о Нем. Но кто чем ближе соединен с Ним, тем лучше успевает в Богопознании. Впрочем, заметить должно, что Давид все вышереченныя имена, прилагаемыя Богу, заимствовал из книги Моисеевой, Исх. 34:6. И не дивно, что все Пророки почерпают учение свое из источника закона: потому что видение Бога, о Котором тамо повествуется, было для них драгоценно, и что нигде яснее и любезнее не изображается милостивое существо Бога, как там. Сего ради Давид, желая вкратце означить, что наипаче должно нам знать о Боге, оттуду заимствовал слова сии: щедр и милостив Господь, долготерпелив и прочая. Отсюду и Господь во Евангелии глаголет: яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5:45). И даже самых бесов не исключает из милости Его, когда Бог и бытие их сохраняет, и понятие дает. Но милость оная великая, и к вечному спасению руководствующая, о которой Давид во псалме Пс. 50:3, говорит, относится к одним токмо боящимся и призывающим Бога, как он же сказал во псалме Пс. 85:5, и во псалме Пс. 102:17.

Пс.144:10. Да исповедятся тебе, Господи, вся дела твоя, и преподобнии твои да благословят тя:

Пс.144:11. славу Царствия твоего рекут и силу твою возглаголют,

Пс.144:12. сказати сыновом человеческим силу твою и славу великолепия Царствия твоего.

Пс.144:13. Царство твое Царство всех веков, и владычество твое во всяком роде и роде: верен Господь во всех словесех своих и преподобен во всех делех своих.

Доселе воспевал Пророк преславныя, страшныя и любезныя дела великаго Царя и Бога, а здесь начинает воспевать первее качество царствия Божия, потом будет воспевать качество самого Царя. Да исповедятся Тебе, Господи, вся дела Твоя. Сими словами заключает вышереченное повествование о делах Божиих, заставляя их хвалить и прославлять Творца своего: ибо все дела художника своего хвалят, когда суть прекрасны и добры. А как дела Божии суть таковы, что ничего ни прибавить к ним, ни убавить не можно; сего ради сказано в книге Бытия: и виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело (Быт. 1:31). И инде: велия дела Господня во всех волях Его (Пс. 110:2). За сим начиная новую хвалу, присовокупляет: и преподобнии Твои да благословят Тя. Аки бы сказал: дела Твои, видимыя очами всех, род и род восхвалит, как сказано выше, но качество Царствия, о котором теперь говорить намереваюсь, никто не знает, кроме святых Твоих, коим оно Духом Святым откровенно. Сего ради преподобнии Твои, то есть, верные сынове Твои, благословят Тя, и восхвалят имя Твое; они славу царствия Твоего рекут, и силу Твою возглаголют. А как слава и сила всякаго царства состоит во множестве людей, коими цари управляют, и во множестве богатств, коими цари изобилуют, то мы разсмотрим, какое находится различие между царством Божиим и царством человеческим. Оно есть четвероякое. Первое, что цари земные имеют подданных весьма немногих, и стяжания весьма умеренныя, состоящия из людей и имений, одной или нескольких областей. Но Бог имеет безчисленное множество подданных – не токмо людей, но и Ангелов, да еще и самых демонов, имение же Его составляет все то, что есть на небеси, на земле и в море. Второе, что цари земные царствуют над подданными так, что и сами служат им: ибо зависят от них, и без них ничего сделать не могут, и ежели изобилуют богатством, то так, что всегда требуют новаго, и потому принуждены бывают возлагать на подданных оброки, при всем том по большей части живут обременены долгами. Но Бог царствует над всеми, и никому не служит: ибо не имеет нужды в помощи, и изобилует богатством без всякаго недостатка, поскольку может произвести в одну минуту из ничего все, и гораздо больше, нежели сколько нам потребно. Третие различие следует из втораго: ибо цари земные хотя облечены в честь и славу, но притом непрестанно мучатся безпокойством и страхом, так что некоторые нашлись такие, кои по сей причине добровольно сложили с себя царское иго. Но Бог никакому не подвержен безпокойству и страху, но царствует спокойно и безопасно. Четвертое, что цари земные царствуют на краткое время, Бог же вечно. Первое различие означается оными словами: славу царствия Твоего рекут, и силу Твою возглаголют. Второе и третие следующими: да скажут сыновом человеческим силу Твою, и славу великолепия царствия Твоего. Четвертое в следущем 13 стихе: царство Твое царство всех веков, и проч.

Верен Господь во всех словесех своих и преподобен во всех делех своих. Здесь начинает Пророк исчислять добродетели, свойственныя царю, которыя находятся в Боге совершеннейшим образом и на которыя, яко на зерцало или яко на некий образец, все цари земные взирать должны: ибо примеру царей весь сообразуется мир, как сказано негде. Итак, первая добродетель царская есть непорочность жизни, а наипаче истина в словах. И о сем-то Пророк глаголет здесь: верен Господь во всех словесех Своих, – то есть, истинен, справедлив, нелжив, необманчив, постоянен в обещаниях, – и преподобен во всех делех Своих, то есть непорочен, чист, безгрешен и всегда Сам Себе подобен.

Пс.144:14. Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя.

Сия есть вторая царская добродетель, которая показывает, что Бог царствует для общаго блага всего человеческаго рода: под именем низпадающих и низверженных, в преносном смысле, разумеет всех тех, кои, будучи угнетаемы несчастными обстоятельствами, скоро под бременем оных пали бы, ежели бы Бог к поддержанию их не простирал руки Своея. Сущность слов состоит в том, что Бог на бедствия людей смотрит и страждущим помогает. Откуду следует, что Он того достоин, дабы все смертные не токмо со благоговением чтили Его царствующаго на небеси, но и с удовольствием покорялися владычеству Его. Между тем напоминает, что тот в надежде своей не обманется, кто в бедствиях своих будет просить утешения от Бога.

Пс.144:15. Очи всех на тя уповают, и ты даеши им пищу во благовремении:

Третия добродетель царская есть щедрость; ибо царям несвойственно разорять подданных, или отнимать у них имение различными ухищрениями и чрез то доводить их до бедности, но напротив, щедро питать их, яко детей, однако так, чтоб ели в свое время, а не все дни препровождали в пиршествах. Таким образом и Бог, хотя всем живущим дает пищу, но во благовремении, то есть, когда алчем, когда требуем, когда нужду имеем: и потому те, которые излишнее скрывают, не от Бога пищу приемлют, но общее добро похищают, почему не дивно, ежели многие нищенствуют и алчут. Дает Бог пищу во благовремении еще и потому, что дает тогда, когда должно, ибо иногда за грехи наши по справедливости отъемлет, делая подобно врачу, предписывающему диету и запрещающему употреблять вино. По сей причине часто насылает Бог голод и недостаток в хлебе, дабы чрез то наказать грешников. Наконец, дает Бог пищу во благовремении и потому, что не во всякое время и не все вдруг дает плоды, но по разным времен переменам разные и плоды из земли производит.

Пс.144:16. отверзаеши ты руку твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Здесь видим прекрасное лиценаведение. Ибо как люди по большей части не примечают чудныя Божия благости, очевидно сияющия в прекрасном чине всея природы, сего ради Давид вводит здесь Бога, отверстою рукою раздающаго пищу животным. И понеже мы безразсудно иногда останавливаемся на земли и на естественных причинах, приписывая произведение пищи одной токмо природе, сего ради, дабы исправить и сие заблуждение, живо написует пред очами нашими отверстую Божию руку и как бы в самыя уста животных влагающую пищу. Таким образом всякое слово означает здесь Божию щедроту.

Пс.144:17. Праведен Господь во всех путех своих и преподобен во всех делех своих.

Четвертая добродетель царская есть правосудие, которое весьма нужно для царей, дабы народы могли иметь мир и покой. И ежели есть на земли цари правосудные, кольми паче подобает рещи сие о Царе превечном. Земные однако цари, яко человеки, не во всех путях своих праведны суть, но Господь во всех путях Своих, то есть, во всех деяниих Своих, зело праведен, ибо всем и каждому воздает должная. Сие самое означают и следующия слова: преподобен во всех делех Своих, как и выше в стихе Пс. 144:13 сказано. Таковы бо суть по естеству дела Его, что не довольно единожды обозреть их, но стократно и тысящекратно обращают на себя очи внимающих людей; они отвсюду сияют, отвсюду блистают, отвсюду проповедуют промысл сотворшаго, попечение, человеколюбие, правду, преподобие, милость и щедроту. По сей причине и Пророк вторично об них упоминает здесь, желая показать, что Бог и в то самое время, когда является строг, толико от жестокости удален, что и самое правосудие Свое растворяет милостию и снисхождением.

Пс.144:18. Близ Господь всем призывающым его, всем призывающым его во истине:

Пятая добродетель царская состоит в том, чтоб давать свободный доступ всем приходящим и требующим помощи. Ежели сие любезно в земных царях, кольми паче в Боге, который всегда близок ко всем призывающим Его. Бог наш хотя и превыше есть неба, однако сие не препятствует Ему приближаться к нам и выслушивать прошения наши, как и Моисей хвалится тем, глаголя: кий язык тако велий, емуже есть Бог приближаяйся ему, яко Господь Бог наш во всех, в нихже аще призовем Его (Втор. 4:7)? За сим Пророк, объясняя, каким образом должно разуметь оныя слова: всем призывающим Его, присовокупляет: всем призывающим Его во истине. Сии слова заключают все условия, относящияся к усердной молитве, ибо кто молится без истинныя веры, без упования, без любви, без надежды, без чувствия и без внимания, тот не Бога призывает во истине, но яко бездушный бездушнаго идола.

Пс.144:19. волю боящихся его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я.

Шестая добродетель царская есть благосклонность, которая не токмо свободно допускает подданных к выслушиванию, но и милостиво снисходит на прошения их, только бы просили того, что царю прилично дать. Сего ради не просто глаголет: волю просящих исполнит, но волю боящихся Его сотворит. Ибо самая справедливость требует, чтоб Бог творил волю тех токмо, кои сами творят волю Его. А творят волю Божию те, которые, будучи исполнены страхом святым, боятся прогневать Бога, и лучше желают все потерять, нежели лишиться милости Его. То же самое повторяет и в следующих словах: молитву их услышит; наконец присовокупляет: и спасет я, – дабы показать, каким образом Бог слушает молитвы боящихся Его; ибо часто кажется, что не слушает молитвы рабов Своих, когда, например, не избавил Апостола от пакостника плоти, о чем хотя и три краты Господа молил (2Кор. 12:7, 8); но в самом деле нельзя сказать, чтоб не слушал молитв боящихся Его, ибо слушает и исполняет главное желание их, желание, глаголю, вечнаго спасения. Якоже бо Господь повелел: ищите прежде царствия Божия и правды Его (Мф. 6:33), то есть, благодати и славы, тако и все боящиеся Бога страхом святым первее просят начала спасения, то есть, благодати, а потом совершения его, то есть, славы. Таким образом Бог всегда слушает боящихся Его, ибо спасает: но слушает, когда просят того, что есть полезно ко спасению.

Пс.144:20. Хранит Господь вся любящыя его, и вся грешники потребит.

Последняя, но весьма нужная для царей добродетель есть прозорливость, которая бдит о покровительстве добрых, дабы от множества злых людей не были подавлены. Тако и Бог творит: Он грешников карает, дабы не вредили праведным, или по крайней мере не столько, сколько бы желали. Почему хотя иногда и попускает праведным много страдать от грешников, однако хранит их, дабы страдание не токмо вреда не причинило, но и многую пользу принесло. Тако, например, попустил Бог мученикам святым не токмо раны претерпеть, но и самую смерть вкусить: однакоже и сохранил, дав им постоянство в вере, и терпение в болезнях, дабы первее по духу славу получили, а немного после и тело прославленное восприяли, и чтоб познали, коль есть истинно то, что самая Истина обещала им, рекшая: и влас главы вашея не погибнет (Лк. 21:18). Следующия за сим слова: и вся грешники потребят – означают, что грешники или обратятся к правде и более грешить не будут, или таковыми пребудут до конца и потребятся, будучи низвержены во ад, дабы к праведным вечно приближиться не могли.

Пс.144:21. Хвалу Господню возглаголют уста моя: и да благословит всяка плоть имя святое его в век и в век века.

Пророк заключает псалом, соединяя конец с началом и как бы так говоря: за все сие, что сказал я о величестве Бога, о делах Его, о вечности царствия и о царских добродетелях, Ему единому свойственных, уста моя всегдашнюю хвалу возглаголют: и не я един хвалить Его хощу, но и желаю, дабы всякая плоть, всякий человек, и вся, елика живут и дышут, непрестанно имя Господне хвалили.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle