Источник

Псалом 145

Пс.145:1. Аллилуиа, Аггеа и Захарии. Хвали, душе моя, Господа:

Пс.145:2. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь.

НАДПИСАНИЕ

Сих слов – Аггеа и Захарии – в Еврейском тексте нет, но, может быть, приложены от 70 толковников для того, что сии два Пророка предсказывали о возобновлении Иерусалима (о котором здесь частию упоминается), утешали пленных, и напоминали им о возвращении во Иерусалим и о возобновлении храма.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом и следующия за сим пять равнаго содержания с предыдущим: ибо беседует о прославлении Бога. Пророк, между прочим, весьма важными и сильными словами увещевает верных, дабы они не надеялись на смертных, коль бы они велики и сильны ни были, но всю свою надежду в едином Боге полагали. А дабы усерднее сие творили, приводит несколько примеров благости и всемогущества Его.

ТОЛКОВАНИЕ

Давид, возбудив примером своим всех вообще к хвалению Бога, здесь паки обращает слово, как и при конце предыдущаго псалма, к себе самому, или что то же есть, к душе своей, а без сомнения и ко всем чувствам своим. Отсюду заключаем, что расположение духа его было не легкомысленное некое и мгновенное движение (как случается во многих ленивых людях), но твердое и постоянное благорасположение сердца, которое он тщанием своим и делами доказал, что было оное непритворное. А как и он был человек, подверженный немощам, сего ради, примечая плоть свою изнемогающую и в подвигах благочестия, часто возбуждает душу, дабы по крайней мере она хвалила Бога, и воспевая хвалы Его, подкрепляла всего человека. Ежели же Давид, толикий муж и таковый подвижник, имел нужду в побуждениях, то кольми паче мы немощные и слабые требуем пособия сего. Впрочем, поскольку Бог на тот конец питает и содержит рабов своих в мире, дабы чрез все течение жизни своея упражнялися в хвалении Его, сего ради Давид прилично располагает себя до конца жизни своея творить сие. Почему как в предположенном псалме сказал: на всяк день благословлю Тя, так и здесь глаголет: пою Богу моему, Дóндеже есмь.

Пс.145:3. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.

Пророк, видя многих уклоняющихся от спасительнаго пути потому, что не о Боге мыслят, но удивляются великим людям, князьям и вельможам, их высоким степеням, так как бы те, которые стоят на них, могли соделать блаженными, кого только хотят, сего ради сожалея о слепоте их, проповедует: ни надейтеся на князи, (ни) на сыны человеческия, ибо-де един есть истинный Князь и Владыка всех – Бог, и потому на Него единаго надеяться должно. Потом присовокупляет причину, чего ради не должно надеяться ни на князей, ни на всякаго другаго сына человеческаго, коль бы он велик и славен ни был, вкратце глаголя: в нихже несть спасения. Сие разуметь должно двояким образом; ибо в князьях земных нет спасения как потому, что других спасти не могут, так и потому, что и сами не спасутся, ежели не будут того достойны.

Пс.145:4. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.

Пророк мог бы доказать многими причинами, что нет спасения в сынах человеческих, как например, что они суть немощны, переменчивы, лживы, горды, высокомерны; что часто или не могут сделать того, что хотят, или не хотят, что могут, но привел одну токмо такую причину, которой никто противоречить не может, взяв оную от общия всем смерти. Аки бы сказал: како может тот спасти других, который самого себя спасти не может? Пусть будет некто обладателем вселенныя; пусть будет жить в крепчайшей твердыне, окружен вооруженным воинством, но и хотя, и не хотя изыдет дух его из тела, а тело, по исшествии духа, возвратится в землю свою, откуду оно взято; и тогда погибнут вся помышления как его самого, так и тех, кои на него надежду свою полагали. Ибо те, которые пользуются милостию великих людей, обыкновенно строят великия громады замыслов, обещая себе богатства, чести и достоинства, но когда Бог отымет дух их, тогда все громады оныя, которыя они в мыслях своих созидали, разрушаются, и тако погибшу сыну человечу, погибают вся помышления их.

Пс.145:5. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего,

Пс.145:6. сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в век,

Пс.145:7. творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя:

Пророк, отринув суетную надежду на князей земных, научает здесь, что ежели кто желает достигнуть истиннаго блаженства, тот должен полагать упование свое в едином истинном Боге. Сему порядку учения следует и Пророк Иер. 17:5, 7, глаголя: проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем и проч., потом: благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его. Тако убо и Давид глаголет: блажен, емуже Бог Иаковль помощник его. Нарицая Бога Богом Иаковлим, отличает Его от множества ложных богов, коими тогда хвалилися неверные. А как дом Иаковль почитал истиннаго Бога, а Моавиты, Аммониты, Филистимляне, и прочие соседственные народы ложным богам покланялися, сего ради не без причины упоминает об Иакове, дабы верные последовали примеру праотца, а идолопоклонников удалялися. За сим приводит многия причины, чего ради должно уповать на Господа: и во-первых, глаголет, что Он сотворил небо и землю, море и вся яже в них. Из чего заключает, что Он всемогущ, и что все Ему покорно, и потому, кого Он защищает, тот ничего бояться не должен. Но как мог некто сказать: я знаю, что Бог есть всемогущ, и что может, ежели восхощет, защитит меня, и помочь мне, но откуду узнаю, что Он хощет? Таковому ответствует Пророк, и доказывает, что Он и может и хощет, потому что есть праведен и милостив. И поскольку есть праведен, то хранит истину во век, то есть всегда исполняет обещания Свои верно, между которыми первая есть помощь: притом поскольку есть и правосуден, то посему творит суд обидимым, то есть, правосудно решит дела, которые имеют праведные с нечестивыми, и первых венчает, а последних наказывает. Поскольку же есть милостив, дает пищу алчущим, то есть, чудными путями Своего промысла способствует нуждам как духовным, так и телесным тех наипаче людей, кто уповают на Него.

Пс.145:8. Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники.

Понеже люди, странствующие в бедственной жизни сей, имеют нужду не токмо в пропитании, но требуют, чтоб и руки и ноги их были свободны, и очи просвещенны, и все тело здраво, сего ради присовокупляет сии слова, дабы показать, что Бог непременно и хощет, и может помогать уповающим на Него. Ибо Господь разрешает людей не токмо от оков вещественных, каковы суть узы и темницы, но и от оков страстей зловредных, умерщвляя по малу все вожделения злыя, а поскольку страсти ослепляют людей, сего ради Господь умудряет слепцов, подавая им свет благоразумия внутренняго. Поскольку же от греха не одни вожделения злыя и слепота родятся, но и немощь оттуду же произошла, и человек чрез грех сделался подобен оному путнику, который сходя из Иерусалима во Иерихон, в разбойники впал, и будучи ограблен и уязвлен, еле жив остался, сего ради Пророк присовокупляет: Господь возводит низверженныя. Наконец присовокупляет: Господь любит праведники, дабы человек благодатию Божиею исцеленный, разрешенный и просвещенный, не сомневался о продолжении милости Божией.

Пс.145:9. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.

Под именем пришельцев, вдов и сирот Пророк разумеет всех тех, кои не имеют человеческих пособий. Ибо как сродникам и знаемым все благоприятствуют, а пришельцы, сироты и вдовы, как всем известно, по большей части бывают подвержены обидам (ибо где нет никакой надежды к награде, там не много обретается помощников и защитников), сего ради Пророк от сих примеров научает, что какая бы скорбь не обременяла нас, мы не должны унывать и отчаиваться. Бог, Который толь милостиво призывает к Себе верных, простирает и к нам Свою руку, дабы избавить от напастей. Напротив того, нечестивым людям возвещает, что они ни в чем благополучных успехов иметь не будут. Мы в первом псалме сказали, что под именем пути означается все течение жизни. Сей убо путь грешных погубит Господь; ибо и все намерения их, и все деяния, и все начинания и предприятия проклятию предает так, чтоб они ни в чем успеха не имели.

Пс.145:10. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

На конце псалма обращает слово к церкви и сие творит того ради, дабы лучше удостоверить всех благочестивых, что они в самом деле увидят Бога таким, каковым Он доселе описывал Его. Впрочем, когда говорит, воцарится Господь во век, чрез сие не токмо разумеет, что Бог есть вечный Царь, но купно и то назнаменует, на какой конец царствует.

Сего конца объяснение должно искать в вышереченных свидетельствах. Откуду следует, что мы и при жизни и во время смерти под хранением сего Царя пребудем благонадежны, когда ведаем, что Он царствует единственно для нашего спасения. Ежели бы Пророк просто сказал: воцарится Господь во век – и не приложил оных слов: Бог твой, Сионе, в род и род, – то бы можно было усумниться, что мы далеко отстоим от непостижимыя славы Его. Но когда ясно упоминает о Сионе, тем назнаменует, что Господь учинил завет с избранными людьми.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle