Псалом 146
Пс.146:1. Аллилуиа. Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление.
СОДЕРЖАНИЕ
И сей псалом одного содержания с предыдущим, ибо Пророк увещевает Иудеев к хвалению Бога за Его промысл, как вообще о всех, так и особенно о церкви. Из втораго стиха явствует, что он сложен во утешение Иудеев, отведенных в Вавилон.
Сие предисловие собственно относится к верным, кои были очевидными свидетелями дел Божиих. А дабы лучше расположить их к пению похвал Божиих, Пророк проповедует, что сей род упражнения есть приятен, сладок и приличен верным: ибо отводит ум от земли, и восперяя душу, делает людей легкими и высокими. Между тем прикровенно укоряет постыдное небрежение всех тех, кои за тягость себе вменяют благочестивыя упражнения, а за лучшее поставляют препровождать время в праздности, забывая и себя, и Бога.
Пс.146:2. Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберет:
Пс.146:3. исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их:
Начинает слово от особенныя милости, которую древле оказал Бог церкви Иудейской, предпочтя Израильский народ всем прочим народам и избрав известное место для призывания имени Своего. Ибо Пророк, нарицая Бога зиждителем Иерусалима, не столько слова сии относит ко внешнему виду или к устроению его, сколько к духовному богослужению; так как и преносный глагол: зиждай – обыкновенно употребляется у Пророков тогда, когда говорится о церкви. Сила слов состоит в том, что церковь Иудейская не от человек создана, но свыше силою Бога, так как и Иерусалим соделался единственным жилищем Его на земли не по достоинству места и приобрел толикую честь не мудростию или тщанием, ниже трудами или пособием смертных, но поскольку Творцу неба и земли угодно было посвятить его в жилище Себе. Предположив такое начало, Пророк заключает, что Бог не потерпит, чтоб церковь, которыя был Он основатель и зиждитель, совсем когда-нибудь погибла. В следующем стихе ту же самую мысль продолжает, ибо подобие, взятое от врача, обвязующаго язвы, означает, что хотя бы церковь поражена была самым тяжчайшими ударами или бы пронзенна явилась глубокими язвами, но Богу не трудно будет исцелить оныя. Откуду явствует, что под видом различных словоизречений одно и то же повторяет, то есть, что Бог разсеянных Израильтян соберет во едино, и аки сокрушенные члены в прежнее приведет состояние.
Пс.146:4. изчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй.
Пс.146:5. Велий Господь наш, и велия крепость его, и разума его несть числа.
Понеже многим казалось невероятно, чтоб Бог толикия тьмы народа по всей вселенней разсеяв, мог собрать паки во едино, сего ради прилично проповедует здесь Божию премудрость и силу и весьма сомневающихся Иудеев к верованию приводит. Притом беседует о чудном устроении неба, в котором видимо сияет непостижимая Божия премудрость, управляющая многоразличным обращанием светил и извилистым течением звезд, так что все оне ни на одну черту от путей своих не заблуждают, ибо каждому светилу и каждой звезде предписал известный порядок, так что в толиком множестве их нет ни малейшаго неустройства. Откуду заключает, что Богу не труднее собрать разсеянных людей, как исчислить звезды на небе, и дать всем им приличныя имена. И потому тотчас восклицает: велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа! Из чего научаемся, что нет ничего безразсуднее, как хотеть измерять чувствами такия дела, в которых проявляется толикая премудрость и сила.
Пс.146:6. Приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли.
Сие пророческое изречение собственно относится к подкреплению надежды не токмо Иудеев, но и всех нас, дабы в случае противных обстоятельств мысли наши не колебались. Отсюду заключаем, что Патриархи, жившие под законом, не были изъяты от тех многотрудных подвигов, кои и на нас, сущих под благодатию, возложены от Бога, дабы и мы и они не здесь, но инде искали истиннаго покоя. Итак, ежели когда сущим нам в злострадании приходит такое сомнение, где есть оная помощь, которую вскоре подавать обещал нам Бог? купно да приходит в мысль и сие изречение, что мы для того смиряемся, дабы вознестися. И паки, ежели когда, видя нечестивых благоденствием наслаждающихся, снедаемся ревностию, да памятуем глаголемое Пророком, что они для того возносятся, дабы сильнее пасть. Ибо Давид, употребляя сии слова: смиряет грешники даже до земли, – прикровенно назнаменует гордость их, которая возносит их превыше облаков – так, как бы были они не из числа людей.
Пс.146:7. Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех:
Пс.146:8. одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву и злак на службу человеком:
Пс.146:9. дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающым его.
Здесь паки увещевает Иудеев к пению похвал Божиих, и купно подает материю к тому, предлагая пред очи доказательства Божией силы, благости и премудрости. Глагол: начните – означает продолжение пения, паки и паки повторяемаго. Потом идет порядком и, во-первых, глаголет, что Бог одевает небо облаками: и сие творит не для того, чтоб небо мраком покрыть, но чтоб дать дождь, нужный земле, без котораго бы ничего не могло родиться на ней. Сие явление долженствует возбудить чувства наши от усыпления; ибо ежели бы всегда продолжалась ясность неба, то бы так видима была Божия сила, как видится тогда, когда Господь внезапно, покрывая облаками небо, отъемлет сияние солнца, и кругу земному как бы новый вид дает. Во-вторых, говорит, что Бог сим образом не только о людях промышляет, но и о самых безсловесных животных: ибо для них и траву на горах произращает, и земле обильные соки сообщает.
Тако Бог, соединяя силу Свою с премудростию, предлагает купно пред очи наши зерцало милости и отеческия любви, простирающияся не токмо к человеческому роду, но даже к зверям и скотам. Здесь, во-первых, заметить должно оныя слова: прозябающему на горах траву, – которыя означают, что горы более имеют нужды в дожде, нежели низкия места, каковы суть долины и поля, ибо сии речными водами орошаться могут: но горы совсем изсохли бы, ежели бы не орошалися дождем свыше, а потому и животныя, живущия на них, погибли бы. Во-вторых, оныя слова: птенцем врановым призывающим Его – означают, что Божий промысл и щедрота Господня распространяется даже до самаго презреннейшаго рода птиц, каковы суть птенцы врановы, коих призывание Бога не что другое означает, как крик, которым они изъявляют голод свой, и тем, как бы одаренные разумом, доказывают, что они погибли бы, ежели бы Господь не послал им пищи свыше.
Пс.146:10. Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит:
Пс.146:11. благоволит Господь в боящихся его и во уповающих на милость его.
Пророк, рекши, что нет ни одной части мира, которая бы не участвовала в щедротах всеблагаго Бога, здесь особенно проповедует о том, что люди никаких не имели бы сил, ежели бы Той же Бог не одарял оными свыше. Сие присовокупляет с тем намерением, дабы низложить гордыню, коею бренные люди, будучи от природы надменны, все почти своим приписывают силам. Под именем силы конския означает вообще всякаго рода защиту, не потому, аки бы Богу неугодны были подаемыя нам от Него пособия, но поскольку хощет отвлещи нас от суетной на них надежды: ибо нет ничего обыкновеннее, как надмеваться безразсудною гордостию, когда имеем в готовности некоторую внешнюю помощь. Сего ради противополагает силе людей и крепости коней Божий страх, и твердое на милость Господню упование, аки бы сказал, что главная оборона наша состоит в том, чтоб благоговейно и свято Бога чтить, и зависеть от Его милосердия. Отсюду видим, что здесь не другая какая-либо осуждается сила, как токмо та, которая отъемлет у Бога достодолжную честь.