Источник

Псалом 147

Пс.147:1. Аллилуиа, Аггеа и Захарии. Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе:

Пс.147:2. яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны твоя в тебе.

Пс.147:3. Полагаяй пределы твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя:

НАДПИСАНИЕ

О сем надписании сказано в заглавии Пс. 145.

СОДЕРЖАНИЕ

Пророк во псалме сем продолжает ту же материю, возбуждая Израильский народ к хвалению Бога за оказанныя благодеяния. Притом проповедует Божию премудрость и силу, являющуюся в чине природы, яко то: во устроении снега, инея, льда, мраза и стужи.

ТОЛКОВАНИЕ

Рекши вообще о Божиих благодеяниях, здесь паки обращает слово к верным, дабы с истинною благодарностию принимали те благодеяния и милости, которыя поглощает мир без всякия признательности. Итак, под именем Иерусалима беседует ко всей церкви: ибо все верные обыкновенно стекалися тогда во Иерусалим, как бы под некое Божие знамя, дабы иметь участие в общенародном служении. Впрочем, хотя немного ниже беседует о всеобщем правлении мира, но здесь особенно прославляет Божию милость, являемую к одной токмо церкви и к верным сынам ея, показывая, что Господь церковь Свою защищает, питает и от всякаго вреда хранит невредиму. Ибо употребляя оныя слова: укрепи вереи врат твоих, – разумеет, что святый град Иерусалим находится под крепкою Божиею обороною, так что не может бояться нападения врагов. К тому же надлежат и следующия вскоре за сим слова: полагаяй пределы твоя мир, – которыя означают, что враги не могут приближиться к нему, будучи отражаемы от пределов силою Бога, дабы не причинили какого-нибудь вреда или мятежа. К сему присовокупляется и внешнее Божие благословение, по милости котораго обитатели града живут спокойно и блаженно, и купно до сытости питаются всякаго рода внешними благами не потому однако, чтоб Бог позволял сынам Своим предаваться всегдашней роскоши, которая бы могла разслабить их, так как плоть всегда преклонна к неге и сластолюбию, но потому, что верные в насущной пищи яснее усматривают Божию щедроту, нежели неверные, коих или довольство ослепляет, или недостаток смущает, или ненасытимая алчность всегда мучит.

Пс.147:4. посылаяй слово свое земли, до скорости течет слово его,

Пс.147:5. дающаго снег свой яко волну, мглу яко пепел посыпающаго,

Пс.147:6. метающаго голоть свой яко хлебы: противу лица мраза его кто постоит?

Пс.147:7. Послет слово свое, и истает я: дхнет Дух его, и потекут воды.

Здесь паки исчисляет некоторые виды Божиих дел, проявляемых всюду в чине природы. Но понеже перемены, видимыя в воздухе и на земле, мирские люди обыкновенно приписывают случаю, сего ради прежде нежели речет о снеге, мгле и мразе, предварительно глаголет о земле, показывая, что она управляется мановением и властию Бога. Ибо послание слова не что другое означает, как сокровенное мановение, которым Бог все управляет и в движение приводит: поскольку без Его повеления стихии никакого движения не имели бы, и своею собственною силою ни туда, ни сюда прейти не могли бы, ежели бы не предшествовало им сокровенное повеление того же Бога. Следующия за сим слова: до скорости течет слово Его, – означают, что как скоро Бог повелит чему-нибудь быть, все то стремится к повиновению и готово исполнить волю Его; и потому когда или воды покрываются льдом, или град ниспадает на землю, или мгла помрачает небо, все сие доказывает, коль сильно есть слово Господне. И ежели большая часть мира при сих толь очевидных чудесах слепотствует, то жестокость стужи и мраза, сжимающая тела, да убедит нас удивляться Божией силе. В самом деле, когда в летнее время палит нас солнечный жар, потом наступающая зима сжимает все тела, а инде даже и самое дыхание у человека отъемлет, то сия самая перемена естественнаго порядка, которая без опыта была бы невероятна, сильно убеждает нас верить, что царствует на небеси некое Божество.

Пс.147:8. Возвещаяй слово свое Иакову, оправдания и судьбы своя Израилеви:

Пс.147:9. не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им.

Здесь о другом некоем слове упоминает Пророк. Ибо иначе безчувственным тварям повелевает Бог, в молчании управляя оными и сокровенным побуждением преклоняя к повиновению, а иначе людям, имеющим разум, коих изустно научает, дабы добровольно и сами собою следовали туда, куда Он призывает их. Хотя все доселе исчисленныя благодеяния суть не маловажны и достопочтенны, но сие несравненно превосходит оныя, что Бог, преподавая учение благочестия, сие неоцененное сокровище спасения вечнаго, Сам благоволит быть Учителем избраннаго народа. Великая ли была бы для церкви польза, изобиловать тленными благами и иметь защиту от насилия врагов, ежели бы надежда ея не простиралася превыше мира? Сие убо благодеяние, что Бог открыл ей свет спасительнаго учения в слове Своем, есть знак величайшия милости. Сего ради не без причины присовокупляется здесь аки в добавок к истинному и твердому блаженству. Сию несравненную милость, наконец, более увеличивает Пророк глаголя: не сотвори тако всякому языку, и судьбы Своя не яви им. Ибо ежели поищем причины, чего ради Израильский народ предпочел Бог прочим народам, то поистине самое сие предпочтение доведет нас до источника благодатнаго усыновления. Мы найдем, что сынове Израилевы не своими заслугами отличили себя от прочих, но единственно тем, что Бог, оставя других, их токмо избрать благоволил.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle