Псалом 148
Пс.148:1. Аллилуиа, Аггеа и Захарии. Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних.
Пс.148:2. Хвалите его вси ангели его: хвалите его, вся силы его.
НАДПИСАНИЕ
Аллилуиа означает хвалите Бога, но Аггеа и Захарии в Еврейском тексте нет, как сказано выше.
СОДЕРЖАНИЕ
Пророк призывает здесь к хвалению Бога не токмо всех людей всякаго состояния и возраста, но и безсловесных и даже неодушевленных тварей, повелевая им прославлять Творца не потому, чтоб оне призывание сие разумели, но чтоб мы посредством их находили обильную материю к прославлению небеснаго Владыки.
Слыша имя небес, надлежало бы по порядку разуметь самое небо и воздух, и все, что зрится тамо; но поскольку вскоре следует разделение, в котором первее призывает Ангелов, потом звезды и прочия небесныя светила, сего ради и первый стих относить должно к Ангелам, которые в первом чине поставляются потому, что созданы для непрестаннаго хваления Бога, как и Пророк Исаиа в видении своем глаголет о них: взываху друг ко другу, и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф (Ис. 6:3). И на других премногих местах Священное Писание вводит их таковыми же восклицаниями славословящих Бога. Толикая ревность к хвалению Бога требует ли каких-либо побуждений? Како убо Давид, который не только не мог сравниться с ревностию Ангелов, но издалече следовал за ними, мог возбуждать их к хвалению Бога? Нет, он не такое намерение имел, но просто засвидетельствовать хотел, что для него нет ничего приятнее и желательнее, как соединиться духом с Ангелами и вместе с ними прославить общаго Владыку: и потому, дабы ревностнее и лучше расположить себя к пению Божиих похвал, не неприлично призывает в сообщники Ангелов, хотя они и сами добровольно притекали к нему, да еще и другим путь показывали. Во второй части стиха тех же Ангелов нарицает силами, потому что всегда предстоят готовы исполнять повеления Божия, по оному: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему.
Пс.148:3. Хвалите его, солнце и луна: хвалите его вся звезды и свет.
Пс.148:4. Хвалите его, небеса небес и вода, яже превыше небес.
Сие место не согласует безумному мнению древняго Философа Платона, который мечтал, аки бы звезды имели чувства и разум, ибо Пророк не на том степени поставляет оныя здесь, на каком выше поставил Ангелов, но означает только то, что слава Божия повсюду сияет, так как бы солнце, луна и звезды велегласно провозглашали хвалы Его и что сие согласное пение может слышать всяк, кто хотя мало потщится вникнуть в разсмотрение Божиих дел. Ибо солнце сиянием своим, теплом и другими особенными дарами не ясно ли прославляет Творца своего? Луна и звезды, совершая чинно течение свое и украшая небо расположением, а землю светом, не громогласно ли поведают также Божию славу? Но понеже люди часто бывают глухи и безчувственны, сего ради Пророк прилично призывает их во свидетели, дабы исправить невнимание наше. Небеса небес, о которых упоминает здесь, не множество небес показывают, но небо небесе едино и тожде глаголет, как толкует святый Златоуст, ибо по Еврейскому наречию обыкновенно нарицается небо во множественном числе небесами, как то и инде глаголет: небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим (Пс. 113:24). А как под именем небес и самый воздух заключает, или все то пространство, которое находится превыше атмосферы нашей, то, без сомнения, водами, яже превыше небес, дожди нарицает.
Тако бо слышим и Моисея глаголющаго, что из вод иныя оставил Бог низу, а иныя повесил над хребтами небес, посреде бездны утвердив твердь (Быт. 1:6‐7). Сего ради и инде сказано: собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны (Пс. 32:7).
Пс.148:5. Да восхвалят имя Господне: яко той рече, и Быша: той повеле, и создашася.
Пс.148:6. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет.
Понеже люди, взирая на преславное рук Божиих дело, непрестанно пред очами их обращающееся, не прославляют Творца толиких чудес, но с безчувствием и с холодностию проходят его: сего ради Пророк от вещей безчувственных обращает слово к людям и убеждает их к хвалению Бога, паче же научает, дабы познали, что солнце, луна и звезды, небеса и вода, яже превыше небес, не сами собою произошли, ниже по случаю произведены, но от Бога начало восприяли: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася. Здесь оное местоимение: Той – сказано весьма сильно. Оно показывает, что мир не есть вечен, как мечтают мирские люди, ниже из несекомых частиц составлен, но произведен из ничего единым повелением Бога в таком прекрасном чине, в каком мы его видим. Далее, рекши о творении, присовокупляет, что Бог, произведши все вышереченныя твари, дал им повеление, которое во веки ненарушимо пребудет: повеление положи, и не мимо идет. Ибо как многие безумно говорят, что мир сей хотя от Бога сотворен, но чин природы доселе сам собою стоит, а Бог на небеси покоится, сего ради Пророк прилично настоит, что все небесныя твари не токмо произведены от Бога, но и по воле Его доселе движутся, и по влиянной им сокровенной силе служат Богу содействием своим при нужных случаях, к чему они сначала предназначены.
Пс.148:7. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны:
Пс.148:8. огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово его:
Пс.148:9. горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри:
Пс.148:10. зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты:
Пророк преходит здесь к нижним частям мира, и хотя в описании их не хранит точнаго порядка, смешивая воздушныя явления с земными, яко то: огнь, град, снег, голоть, и бури с безднами, с горами, с холмами, с древами, со зверьми и скотами, но сие творит, сообразуяся с общим понятием людей. Сущность слов клонится к тому, что куда бы мы ни обратили очи, везде встречаются нам свидетельства Божией силы. И, во-первых, начинает от бездн и китов: ибо под именем змиев, без сомнения, разумеет морских рыб, каковы суть киты. Да и небезместно взимает материю Божиих похвал от моря, которое толикими наполнено чудесами. Потом упоминает об огне, о граде, о снеге, о льде и духе бурном, то есть, о сильных ветрах, сопровождаемых бурею, присовокупляя о всем том следующия слова: творящая слово Его. Ибо и небо покрывается облаками, и капли дождевныя падают из облаков, и громы гремят не по случаю, но все сии перемены Божиею сокровенною управляются волею. Хотя бы Бог, орошая дождем землю, восхотел засвидетельствовать людям благость Свою, хотя бы бурным духом и градом и другими тому подобными случаями благоволил наказать грехи их, ибо учение сие многоразличныя содержит материи, относящияся к наставлению нашему.
Пс.148:11. царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии:
Пс.148:12. юноши и девы, старцы с юнотами.
Пс.148:13. Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя того единаго, исповедание его на земли и на небеси.
Здесь паки обращает слово к людям, в наставление коих единственно и проповедь от похвал Божиих сложил, взяв материю от вещей земных и небесных. И, во-первых, начинает от царей и князей: ибо чем кто выше стоит, и чем ближе приступает к Богу, тот сугубым обязывается долгом к прославлению милости Его. Мог бы Пророк и единым словом увещать всех смертных, так как вообще сказал о людях, но он повторяет трижды слово о царях, князьях и судиях, дабы сильнее убедить их к священной должности сей, к которой обязаны они руководствовать других. За сим следует разделение людей на полы и возрасты, дабы все без изъятия ведали, что сотворены на сей конец, и потому все вообще и совокупно по части сей обязаны соединять труды и усердие свое. Что касается до старцев, то чем долее продолжил Бог жизнь их, тем больше приличествует им упражняться в пении похвал Его. К сим присовокупляет в сообщники и юношей, кои хотя в деле сем не столько стяжали опытности, но были бы неизвинительны, если бы в цветущем возрасте своем не чувствовали к себе милости Божией. Далее говорит о девах или отроковицах, где союз «и» не без причины употребляет, междуполагая оный для увеличения; аки бы сказал, что и самыя отроковицы, которыя не так охотно учатся, как отроки, зная, что рождены к домашним должностям, не должны лениться в деле хваления Бога, но обязаны с прочими членами церкви прилежно упражняться в нем. Отсюду видим, что Пророк всех вообще от мала до велика обязывает законом сим.
Пс.148:14. И вознесет рог людий своих: песнь всем преподобным его, сыновом Израилевым, людем приближающымся ему.
В предыдущем псалме видели мы, что Божия сила яснее проявляется в церкви, нежели во всем творении мира. В сем разуме и сие заключение присовокупил Пророк, дабы показать, что церковь, будучи защищаема всесильною десницею Бога, не боится нападения врагов, и даже посреде опасностей пребывает спокойна и безопасна. Под именем рога, как всем известно, означается крепость, или сила. Пророк под сим разумеет, что Божие благословение всегда будет видимо над церковию и над избранным народом: ибо Его силою укрепляется, стоит и процветает, отсюду заключает, что сынове Израилевы принесут достодолжную песнь Богу: ибо будучи удостоены толикия милости, имеют чем и себя поздравить, и имя Божие прославить.
Нарицая же сынов Израилевых людьми приближающимися Богу, приводит им на память тот благодатный завет, который учинил Бог с Авраамом. Но откуду сие приближение к Богу людям низким и презренным, которые будучи не меньше удалены от Бога, как и весь Адамов род, ныне стали быть толь близки и любезны Богу? Откуду сие, глаголю, ежели не от единой милости Божией? Отсюду и оное Моисеево от них свидетельство: егда разделяше Вышний языки, бысть часть Господня людие Его Иаков, уже наследия его Израиль (Втор. 32:8, 9). Таким образом Пророк показывает здесь причину, чего ради Бог, презрев все прочие народы, одно малое и презренное стадо толикими почтил преимуществами. Какая же оная причина? Благодатное избрание и усыновление.