Изъяснение псалма 144-го.
«Хвала Давиду». Надписание сие дает видеть цель псалма; потому что в нем памятующим Божие могущество, и величие, и царство, и велелепие, предлагается совет песнословить Бога всяческих. Благодать Духа сложила и другие подобные псалмы, возбуждая народ Божий к признательности. Настоящий же псалом содержит в себе и пророчество о призвании и Богопознании язычников: а расположена песнь сия по порядку букв, и повторениями выражает сильную любовь Пророка.
Пс.144:1. Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки.
«Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века». Бог по естеству превознесен, и высота в Нем не есть что-либо привзошедшее; питомцы же благочестия проповедуют оную, и научают неведущих. Подобно сему сказанное Христом в евангелии: Отче, «прославих имя Твое на земли» (Иоан. 17, 4). И чрез несколько слов показывает Господь, что не ту славу дал Отцу, который прежде не имел Он, но открыл ту славу, которую имел. Ибо сказал: «явих имя Твое человеком» (Иоан. 17, 6). Так и Отец не ту славу дал Сыну, которой прежде Сын не имел, но ту показал неведущим славу, которую имел. Ибо говорит: «прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть» (Иоан. 17, 5). Посему не то принял, чего не имел, но что имел, то явным стало и для незнавших. И здесь Пророк обещает не высоким соделать Бога, но сколько можно показать высоту Его людям; и Бога всех именует Своим Богом и царем, подвигнутый к сему горячностию любви.
Пс.144:2. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки.
«На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века». Всегда буду песнословить Тебя, говорит Пророк, и не попущу, чтобы хотя один день оставался без песнопения.
Пс.144:3. Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
«Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца». Поскольку всякая чувственная величина оказывается великою, будучи измерена в долготу, в широту и в глубину; то Пророк не без причины присовокупил: «величию Его несть конца», желая показать, что Песнословимый и безплотен и не описан. Знаю, говорит, что Бог велик, непостижим, неизмерим; потому что не нахожу ни начала, ни конца величию; оно безпредельно, и превышает всякое постижение.
Пс.144:4. Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
«Род и род восхвалят дела Твоя, и силу Твою возвестят». Здесь Пророк предвозвестил Богопознание у язычников. Ибо говорит: не мы только, сущие от Израиля, в этом роде будем песнословить Тебя благодетеля, но и другой род, церковь из язычников, будет проповедовать величие дел Твоих.
Пс.144:5. А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
«Великолепие славы Святыни Твоея возглаголют, и чудеса Твоя поведят». Естество Песнословимаго превышает меру сил Пророка. Ища достойнаго и соответственнаго именования, и не находя, сопрягает во едино многия имена, именуя славу святыни и великолепие. Предсказывает также, что сие будет проповедуемо иным родом.
Пс.144:6. Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем.
«И силу страшных Твоих рекут, и величие Твое поведят». Пророк, по видимому, употребил тождесловие; однако же означает тем различное. Ибо «чудесами» называет совершенное во благодеяние одним; а «силою страшных» – великия дела, явленныя в наказание других. Например: многоразличныя казни наложил Бог на Египет чрез Божественнаго Моисея; и в этом должно разуметь «силу страшных»; но в пустыне питал народ манною, сделал удоболовимыми крастелей, и наводнил безводную: сие к удивлению подвигло уста признательных. Тоже разделение сделал и божественный Апостол. Ибо сказал, что Всесвятым Духом подаются не только «дарования исцелений», но и «действия сил» (1Кор. 12, 9–10). И «дарованиями исцелений» называет то, что хромые ходят, недужные получают здравие, мертвые воскресают и тому подобное; «действиями же сил» именует ослепление Елимы, смерть Анании и Сапфиры, предание иных сатане, «да накажутся не хулити» (1Тим. 1, 20).
Пс.144:7. Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
«Память множества благости Твоея отрыгнут, и правдою Твоею возрадуются». Пророк хочет показать богатство Божией благости и силы, но, употребляя человеческий язык, и будучи не в состоянии достигнуть желаемаго, опять сочетавает многия имена, и предсказывает благопризнательность будущаго рода: а именно, что, усладившись Божественными словесами, как бы нечто отрыгнутое, принесут в дар сказание о Божием человеколюбии. Тому же подвергается и божественный Апостол, и поскольку не в состоянии достойно поведать Божественное, то пытается достигнуть сего множеством именований. Ибо говорит: «презельное богатство благодати Своея» (Ефес. 2, 7); и в другом месте сознается в том, что он препобежден, и говорит: «не испытани судове Его, и не изследовани путие Его» (Рим. 11, 33).
Пс.144:8. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». В том же опять положении остается Пророк и здесь. Представив в уме, как создал Бог естество человеческое, какой чести и какого промышления удостоил оное, и законоположил, чтобы вся видимая тварь приносила потребное человеку, и каждый день терпит прегрешающих, «сияет солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя» (Матф. 5, 45), – называет Его не только «щедрым", но и «милостивым», и «долготерпеливым», и «многомилостивым». Ибо, водясь безмерною благостию, «удалил есть от нас беззакония наша, елико отстоят востоцы от запад» (Псал. 102, 12); и «тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть» за него (Иоан. 3, 16).
Пс.144:9. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
«Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его». Не об Иудеях только промышлял, но и на всех человеков излиял человеколюбие. Даже не о людях только, но и о безсловесных, прилагает попечение, и всем доставляет полезное.
Пс.144:10. Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои.
«Да исповедятся Тебе, Господи, вся дела Твоя, и преподобнии Твои да благословят Тя». Не твари неодушевленныя песнословят Бога, и не безсловесныя издают словесный глас, но ради них слагают песнопение словесные и Боголюбивые; потому что, взирая на каждую тварь, приведенную в бытие Богом и усматривая величие премудрости, движут уста свои к славословию.
Пс.144:11. Да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем.
Пс.144:12. Чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.
«Славу царствия Твоего рекут, и силу Твою возглаголют» : «Сказати сыновом человеческим силу Твою, и славу великолепия царствия Твоего». Сии преподобные, и Пророки, и Апостолы, и после них приявшие на себя служение проповеди, научат всех людей познать вечное царство и неизреченную силу; не Иудеям только, но всему человеческому роду преподадут сие учение.
Пс.144:13. Царство Твое – царство всех веков, и владычество Твое во все роды. 43 .
«Царство Твое царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде». Безпредельна держава Твоя и царство Твое вечно; оно не начиналось, и не прекратится.
«Верен Господь во всех словесех Своих, и преподобен во всех делех Своих». Истина словес просиявает, подтверждаемая делами, а дела украшаются правдою.
Пс.144:14. Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.
«Утверждает Господь вся низпадающия, и возставляет вся низверженныя». Прилагает попечение не о питомцах только правды, но и о поползнувшихся, о падших, о приявших на себя греховныя язвы; одних подкрепляя, не попускает им пасть, а падших возставляет, простирая к ним десницу.
Пс.144:15. Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время.
«Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении». Пророк сказал здесь: «уповают", не сердечное означая расположение, потому что живущие злочестиво не имеют сего упования, и роды безсловесных лишены разумнаго чувства. Напротив того дает знать, что каждая тварь получает от Него, что собственно ей благопотребно. Потом показывает и удобство даяния.
Пс.144:16. Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.
«Отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения». Как скоро восхощешь, всякая тварь наслаждается даруемыми Тобою благами. Как нам не трудно разжать пригнутые пальцы и распростереть руку; так Тебе удобно в одно мгновение подать обилие благ.
Пс.144:17. Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
«Праведен Господь во всех путех Своих, и преподобен во всех делех Своих». Во всяком же домостроительстве Твоем просиявает правда; потому что «путями» Пророк назвал домостроительства.
Пс.144:18. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
«Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине». Слово: «близ» означает не местное разстояние; потому что Бог по естеству всюду присущь: «о Нем бо живем и движемся и есмы», по слову божественнаго Апостола (Деян. 17, 28). Напротив того Пророк выразил сим состояние и расположение. Прекрасно и сие присовокупление: «во истине». Бог приближается не к призывающим только, но к вознамерившимся делать это «во истине». Ибо «не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царствие» Божие: «но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Матф. 7, 21). Потому Пророк присовокупил:
Пс.144:19. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
«Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я». Имеющие страх Божий, первые творят волю Божию. Посему, так как намерение их согласно с волею Божиею, Владыка непременно исполняет их желания; потому что и не желают они противнаго тому, что угодно Богу.
Пс.144:20. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
«Хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит». Пророк показал, как праведен Господь во всех путях Своих. А праведному свойственно уделять каждому полезное для него. Посему-то благорасположенных к Нему оберегает и хранит, и избавляет от злоумышляющих: а возлюбивших противоположный сему путь предает казням.
Пс.144:21. Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
«Хвалу Господню возглаголют уста моя: и да благословит всяка плоть имя святое Его в век и в век века». Поэтому, говорит Пророк, написал я песнь сию. Но и всему человеческому роду надлежит всегда славословием чествовать Творца, и Божию имени воздавать должную честь. Надлежит же заметить, что и здесь Пророк не Иудеям предоставил песнь сию, но всякую плоть призвал к песнопению. Посему явственно сие пророчество, свидетельствуемое событием; потому что у всех народов по вселенной, по пророчеству, песнословят Бога всяческих.
* * *
Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих