Источник

Изъяснение псалма 145-го.

«Аллилуия». В иных списках приложено: «Аггея и Захарии». Но сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у Седмидесяти в екзаплах. Повелевает же и сей псалом песнословить Бога всяческих; сие дает видеть и надписание; потому что «Аллилуия», как говорили мы неоднократно, толкуется: хвалите Бога.

Пс.145:1.   Хвали, душа моя, Господа.

«Хвали душе моя Господа». Благодать Духа всем нам повелевает возбуждать себя самих к славословию Божию.

Пс.145:2.   Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.

«Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему Дóндеже есмь». В псалме шестом сказал Пророк: «яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе» (Псал. 6, 6)? Посему научаемся песнословить Бога во время жизни, пока не приимем конца жизни настоящей.

Пс.145:3.   Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.

«Не надейтеся на князи». Добрый совет; потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князи чтут справедливость. А если бы и то и другое было; то надобно иметь в виду бренность естества. Ибо Пророк и присовокупляет следующее:

«На сыны человеческия, в нихже несть спасения». Смотри на природу, и не полагайся на власть; потому что «человек суете уподобися» (Псал. 143, 4); и: «человек яко трава дние его» (Псал. 102, 15).

Пс.145:4.   Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.

«Изыдет дух его и возвратится в землю его». Духом Пророк называет здесь душу. Когда отходит душа, тело возвращается к тому, что сродно ему, по Божественному определению: «яко земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19).

«В той день погибнут вся помышления его». По разлучении души с телом, и по разрешении тела в прах, суетным оказывается мечтание помыслов. Сему Господь научил нас и притчею. Ибо представив, что богатый, у котораго «угобзися нива», замышляет разорить житницы и построить большия, присовокупил: «безумне, в сию нощь душу твою истяжут от Тебе: а яже уготовал еси, кому будут» (Лук. 12:16, 20)? И прочие люди, одни мечтают о начальствовании и властвовании, другие о приобретении полей и постройке домов, иные представляют в уме победы на войне, другие устрояют гибель врагам. Но внезапно приходит смерть, и мечтание помыслов остается неисполненным. Так Пророк, показав суетность надежды на людей, доказывает пользу упования на Бога.

Пс.145:5.   Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его.

«Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего». Пророк не без причины наименовал Богом Иаковлевым, но, напоминая нам, каким промышлением пользовался Иаков, понадеявшись на Бога, сколько и каких плодов пожал от сей надежды, убеждает и нас надеяться на Бога Иаковлева, и именует его Господом и Богом, а тем и другим возвещает Его могущество. Потом учит, из создания тварей познавать Его благость и могущество.

Пс.145:6.   Сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность.

Пс.145:7.   Творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников.

Пс.145:8.   Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.

Пс.145:9.   Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.

«Сотворшаго небо и землю, море, и вся яже в них». Кратко объял Пророк словом всю видимую и невидимую тварь. Упомянул не только о небе, земле и море, но и о всем, что́ в них; а на небе Ангелы, и естество невидимых, и солнце, и луна, и множество звезд; на земле и в море люди и роды безсловесных. Таково могущество Творца всяческих, говорит Пророк. Посему смотри, какая разность между князьями, подлежащими тлению, и Создателем всяческих. Так показав, что Бог – Создатель всяческих, показывает, что Он и промышляет о всем, что́ сотворил.

«Хранящаго истину в век» : «Творящаго суд обидимым: дающаго пищу алчущим». Ибо не лжив Обетовавший, любит истину, исполняет обещания, защищает обидимых, судит правдиво, всем алчущим подает потребную для них пищу. После сего Пророк предсказывает и благодеяния, оказанныя воплощением Спасителя.

«Господь решит окованныя:» «Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя». Сие предрек Бог всяческих и устами Пророка Исаии. Ибо, сказав: «дах тя во свет языков», присовокупил: «отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы седящия во тме» (Ис. 42, 6–7). И в другом месте сказал от лица Владыки Христа: «Дух Господень на Мне; Его же ради помаза Мя, благовестити нищым посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, слепым прозрение» (Ис. 61, 1). И еще в другом месте: тогда «услышат глусии словеса книги, и иже во тме, и иже во мгле, очи слепых узрят» (Ис. 29, 18).

«Господь любит праведники» : «Господь хранит пришельцы». Господь всяческих каждому дает соответственное; и любящих Его праведников вознаграждает тем же, и воздает им отеческою и благосердою любовию. А тех, которые избегли отеческаго нечестия, и приходят к Нему с верою, удостоивает всякаго охранения и промышления. Ибо «пришельцами» Пророк называет чуждых. Так и блаженный Павел сказал, что были мы некогда «без Христа, отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще: но бывшии иногда далече», стали «близ» (Ефес 2, 12–13).

«Сира и вдову приимет: и путь грешных погубит». Пророк от промысла общаго обращает речь к частным случаям, и говорит, что Правитель всяческих никого не оставляет без попечения о нем, но удостоивает всякаго радения, даже лишенных человеческаго о них призора, и разоряет устроенныя против них козни.

Пс.145:10.   Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.

«Воцарится Господь во век, Бог твой Сионе в род и род»; потому что вечную державу и непрестающее царство имеет Тот, Кто признается твоим только Богом, Сион.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle