Источник

Изъяснение псалма 143-го.

«Давиду». В некоторых списках находил я в надписании прибавленным: «к Голиафу». Но не нашел сего ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у Седмидесяти в екзаплах. Содержание же псалма следующее: о том, что по возвращении Иудеев из Вавилона востанут на них народы, упоминали многие Пророки, но пространнее других говорит о сем божественный Иезекииль. Сказует же он между многим другим и сие: «от дней множайших уготовишися, и приидеши на землю низвращенную от меча, собрану от язык многих, на землю Иерусалима, яже бысть пуста весма. И тии от язык изыдоша, и вселятся с миром вси. И взыдеши аки дождь, и приидеши как буря и аки облак, покрыти землю, и падеши ты, и вси иже окрест тебе, и язы́цы многи с тобою» (Иез. 38, 8–9); а гораздо ниже показывает и образ смерти: «и призову нань весь страх мечный на всех горах Моих, глаголет Адонаи Господь: мечь человека на брата его будет, и осужду ему смертию, и кровию, и дождем потопляющим, и камением градным, огнь, и жупел одождю нань и на вся сущая с ним, и на языки многия с ним» (Иез. 38, 21–22). А кто хочет, тому можно дознать сие точнее, прочитав пророчество. Сие предвозвещает и настоящий псалом: «Господи преклони небеса, и сниди: коснися горам, и воздымятся: блесни молнию, и разже-неши я: посли стрелы Твоя, и смятеши я» (Псал. 143, 5–6). Яснее же покажет это подробное истолкование.

Пс.143:1.   Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани.

«Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань». Едва возвратившись из Вавилона, не имея ни оружий и ограждений, с Божию помощию, Иудеи преодолевали нападавших врагов. Приличествует же сказанное и нам; потому что по освобождении от диавольскаго мучительства, научены мы Богом, как вести брань, делая руками правду, перстами полагая на челе печать креста.

Пс.143:2.   Милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, – и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.

«Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой и на Него уповах». Пророк дает наименования согласно с испытываемым на самом деле; говорит: Ты «милость моя»; потому что от Тебя приял я источники милости: Ты «прибежище мое»; потому что, к Тебе прибегнув, спасен я: Ты «избавитель мой»; потому что пользуясь твоею помощию преодолел я врагов: Ты «заступник мой и защититель мой»; потому что ограждал меня воюемаго и защищал осажденнаго. Посему на Тебя буду иметь твердую надежду.

«Повинуяй люди моя под мя». Сие приличествует Зоровавелю, и Священнику Иисусу; потому что они были тогда вождями народа.

Пс.143:3.   Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?

«Господи что есть человек, яко познался еси ему, или сын человеч, яко вменяеши его?» Вместо: «познался еси», Симмах перевел: дал познать Себя. Весьма удивляюсь, говорит Пророк, безмерному Твоему человеколюбию, потому что Ты, Бог и Создатель всех, столько попечения прилагаешь о сем ничтожном живом существе. Потом показывает бренность естества.

Пс.143:4.   Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень.

«Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят». Феодотион говорит: человек уподобился испарению, Симмах: – пару; потому что, подобно пару удобно образующемуся и разсевающемуся истлевает естество человеческое, и подобно тени проходит жизнь человеческая. А Ты столько заботился о бренных человеках!

Пс.143:5.   Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся.

«Господи, преклони небеса, и сниди». Пророк выразился по человечески, зная, что естество Божие не ограничивается небом, но призывая помощника для наказания врагов.

«Коснися горам, и воздымятся». Сие было на горе Синае. Ибо сказано: «гора дымяшеся» (Исх. 19, 18).

Пс.143:6.   Блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их.

«Блесни молнию, и разженеши я: посли стрелы Твоя, и смятеши я». Пророк изрекает сие в виде желания. Предсказывает же будущее, что и предрек Бог устами Пророка Иезекииля (Иез. 38, 22). Ибо так истребил всех врагов.

Пс.143:7.   Простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных.

«Посли руку Твою с высоты», научая, что достаточно Твоего мановения, чтобы даровать спасение просящим. «Рукою» же Пророк назвал действенность, как говорили мы неоднократно.

«Изми мя и избави мя от вод многих». «Многими водами» Пророк назвал множество врагов. Так и в псалме сто двадцать третьем сказал: «поток прейде душа наша: ...воду непостоянную» (Псал. 123, 4–5). И показывая, что «водами» иносказательно назвал врагов, присовокупил:

«Из руки сынов чуждих». Назвал же их чуждыми, не как иноплеменников, но как злочестивых.

Пс.143:8.   Которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи.

«Ихже уста глаголаша суету». Хулы изрекали они о славе Твоей, Владыка.

«И десница их десница неправды». С словами же сходны и дела. Как на словах хулят, так на деле совершают неправду. Самая правая рука их не делает ничего праваго, но стала орудием неправды.

Пс.143:9.   Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе.

«Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе». Не буду непризнательным, но улучив спасение, с обычными для сего орудиями, воспою благодарственную песнь.

Пс.143:10.   Дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.

«Дающему спасение царем». Так спасал Ты и наших предков, которым Тобою вручаемо было царство, и победителями нападавших врагов соделывал Давида, Иосафата, Езекию, и всех, кто только взыскал Твоей помощи.

«Избавляющему Давида раба Своего». Ради заветов с ними приложи всякое о нас попечение.

Пс.143:11.   Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи.

«От меча люта». «Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих». «Мечем лютым» назвал Пророк неистовство и зверство нападавших; их же называет и сынами чуждыми как злочестивых.

«Ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды». Не напрасно Пророк употребил сие повторение, но, намереваясь описывать их благоденствие, возобновляет обвинение в лукавстве, побуждая тем Бога оказать помощь. Те, говорит Пророк, которые так хулят Тебя, и живут в неправде и лукавстве, носятся попутным ветром, и приемля от Тебя обилие благ, в благоуспешности сей находят для себя напутствие к неправде.

Пс.143:12.   Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах.

«Ихже сынове их яко новосаждения водруженная в юности своей». Наслаждаются они многочадием и благочадием, и окружены сынами, уподобляясь недавно разцветшим растениям.

«Дщери их удобрены, преукрашны яко подобие храма.» Не естественная только красота украшает их, но и искусство облекло их в великое убранство; почему уподобляются храмам убранным в честь идолов. Такова их изысканность в нарядах и в искусстве прельщать.

Пс.143:13.   Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших.

«Хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие». Когда видят, что влагалища их наполнены сверх нужды, излишнее переносят в другия влагалища, подобно сказавшему: «разорю житницы моя, и большия созижду» (Лук. 12, 18).

«Овцы их многоплодны, множащияся во исходищах своих, волови их толсти». Скот у них тучен и многоплоден.

Пс.143:14.   Да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.

«Несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их». По причине великаго благополучия и обилия благ, проводят они жизнь в забавах и смехе, не испытывая ничего худаго. Сие сказал Пророк и в псалме семьдесят втором: «яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их: в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран» (Псал. 72, 4–5). Находим же много с сим сходнаго и у других Пророков. Но все они дают и решение недоумениям. Тоже сделал и здесь божественный Давид; потому что присовокупил:

Пс.143:15.   Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.

«Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их». Не посвященные в истину не умеют различать свойства вещей, благополучие поставляют они в забавах, богатстве, могуществе, и кто пользуется сим, тех называют достойными зависти и блаженными. Но таинники добродетели, причастившись божественной премудрости, ублажают народ под Твоим состоящий промышлением, и Твое о них попечение предпочитают всей жизни. И таковым блаженствам научил нас Господь, говоря: «блажени нищии духом: блажени алчущии и жаждущии правды: блажени плачущии: блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие небесное» (Матф. 5, 3–10). А предпочитающие удовольствие жизни, воспользовавшись им малое время, в кратковременном наслаждении пожинают для себя долговременное мучение.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle