Источник

Глава 3

Зах.3:1–2. И показа ми Господь Иисуса иереа великаго, стояща пред лицем Ангела Господня, и диавол стояше одесную его, еже противитися ему. И рече19 к диаволу: да запретит Господь20 тебе, диаволе, и да запретит21 тебе22 избравый Иерусалима: не се ли сие яко главня исторжена из огня?

Хотя этот рассказ есть видение; но он имеет и исторический смысл, вводимый сюда прикровенно и изображаемый как бы под образом Иисуса. Надобно знать, что Пророк произносит свои речи не после того, как пришло в исполнение содержание его видений, отнюдь не пустословит он, не уклоняется от законосообразности и не нагромождает множества не нужных для нас рассказов: но как я сказал, он созерцает эти события еще прежде их совершения и, желая сделать Израиля мудрым и непоколебимым, старается возвестить о них, дабы, впадши в такие же грехи он в другой раз не подвергся плену, зная, что он спасен был с трудом и что освобождение его и благоволение к нему служило как бы предметом заботы и для небесных ангелов. Посему и сказал, что он видел стоящего Ангела и пред лицом его Иисуса, сына Иоседекова, «иереа великаго». Ангел служил образом и типом Христа; а первосвященник служил представителем всего народа; ибо так он понимается в божественном Писании. Посему Бог негде сказал Моисею: и «се аз взял. Левиты вместо всех сынов Израилевых, в дар даны сии мне» (Чис.3:9, 12). Итак, не без основания можем под первосвященником разуметь целый народ. После того как Израиль удалился от лица Божия, служа идолам и пренебрегая самым законом Моисеевым, потом когда совершился над ним праведный гнев Божий, – Бог умилосердился над ним и опять призван был пред лице Его. На это именно, думаю, и указывает прикровенно стояние иерея пред лицом Ангела Господня; ибо во гневе Он отвращает взоры Свои от тех, которые привыкли пренебрегать Его; но по милосердию Своему Он обращается к ним и призирает на них. По сему и божественный Псалмопевец молился, говоря: «не отврати лица твоего от мене, и не уклонися гневом от раба твоего» (Пс.26:9), и опять: «призри на мя и помилуй мя» (Пс.24:16). Но будучи по природе благ и милосерд, Бог простил Израилю грех. А сатана, вовлекший Израиля в грех, снова противился и противоречил Ему и еще обвинял Его и, насколько можно говорить это о его воле, не позволял оказать милость Израилю, как сущему во грехах и пребывающему в пороках нечестия и не имеющему в себе ничего приятного: «стояше, говорит, одесную его», некоторым образом ослабляя приятное; ибо он враждует не против наших неразумных дел, но против правых и похвальных. Нечто подобное испытавшим представляет кого-то из нечествовавших на Христа и блаженный Давид, говоря: «и диавол да станет одесную его» (Пс.108:6). Итак диавол противился, но был порицаем устами ангела, ибо услышал следующие слова, «да запретит Господь тебе, диаволе, и да запретит Господь тебе избравый Иерусалима». Смотри, как он тотчас показал себя противником Бога и нечестиво противодействующим высшим определениям: между тем как Бог изъявляет милосердие к Израилю и уже прощает ему грех, приемлет и делает избранным Иерусалим, он не перестает обвинять его и дерзает осуждать помилованных. Посему обличает его за ненасытность гнева, говоря: «не се ли сие яко главня исторжена из огня?» Как бы так говорит: несомненно, Израиль согрешил и оказывается подлежащим твоим порицаниям; но он немало был наказан и подвергся бедствиям и едва исторгнут был, как из огня наполовину обожженная головня; (так он изобразил страдания плена); только теперь и с трудом избавился он от нестерпимого пламени бедствия: перестань же обвинять помилованных; ибо «Бог оправдаяй, кто осуждаяй?» (Рим.8:33)

Зах.3:3–5. И Иисус23 бе оболчен в ризы гнусны и стояше пред лицем Ангела Господня24. И отвеща, и рече к стоящим пред лицем его, глаголя: отъимите ризы гнусныя от него. И рече к нему: се отъях25 беззакония твоя,26 и облецыте его в подир, и возложите кидар чист на главу его.

Если первосвященник уже признан за представителя целого народа; то надлежит, как я думаю, сказать и то, что гнусные одежды были очевидным символом нечистоты народа; ибо как бы одетые в свои собственные грехи и, нося на себе с трудом очищаемую скверну нечестия, они проживали в плену, терпя бедствия и подвергаясь наказанию за свои нечестивые преступления. Когда же Бог сжалился над ними: то постановил избавить их от греха и освободить от нечистот и как бы облачить их в оправдывающую благодать. Обещает им и конец бедствия и разрешение их грехов; ибо где отпущение греха, там необходимо следует освобождение и от наказания за него. Посему стоящим пред лицом Бога и служащим Ему, блаженный Ангел повелевает снять с него одежду гнусную и говорит: «се отъях беззакония твоя». Потом сказал, что должно облачить его в подир и возложить на голову его кидар чистый, дабы чрез это законным образом слава священства всегда находилась в соответствии с состоянием народа: ибо славою для священников служит чистота подчиненных им и в числе достохвальных преимуществ для имеющих славу священства считается то, когда народ известен добрым поведением, непорочно ходит в исполнении воли Божией и покорно подчиняется Его постановлениям, к чему и имеет в Боге милостивого и любящего отца. Напротив, позором и бесчестием для них служит небрежность им подчиненных и безрассудное их стремление ко греху; ибо как в то время, когда народ предается грехам, одежды священника бывают как бы грязными; так когда он (народ) приобретает привычку к доброй жизни, и служение священника становится чистым и светлым и приобретает великое дерзновение пред Богом. Посему и божественный Павел, проповедовавший Евангелие Христово язычникам, видя их значительные успехи в добродетели и их твердую веру в него, пишет, говоря: удостоверяю похвалою нашею,27 братие, которую имеем в Господе Иисусе (1Кор.15:31) и опять: «радость и венец мой вы есте» (Флп.4:1).

Зах.3:6–7. И Ангел28 стояше и засвидетельствоваше Ангел Господень ко Иисусу, глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: аще в путех моих пойдеши, и29 повеления моя сохраниши, и ты разсудиши храм30 мой: и сохраниши31 двор мой, и дам ти сообращающыяся посреде стоящих сих.

Хотя мы приняли, что Иисус иерей великий был прообразом Спасителя всех Христа; ибо для этого и в начале Аарон был поставлен, но в изъясняемых словах к сыну Иоседека сказано следующее: «сице глаголет Господь Вседержитель: аще в путех моих пойдеши, и повеления Моя сохраниши, и ты разсудиши дом Мой» и следующее за сим, – что не может быть сказано Христу; так как Он сам есть путь, сам – оправдание Бога и Отца, сам рассудил дом Его, владычествуя в нем, как Сын; и так как божественный Моисей был верным служителем во всем дому Божием, Христос же как Сын в доме Его (Евр.3:5–6); а дом Его составляем мы. Итак это может быть сказано к сыну Иоседека, но никак не Христу. Бог возвестил, что священство сохранит свое значение и после времен плена, так что священнодействующие будут начальствовать над Израилем и управлять тем святым городом. Поскольку наступили времена плена и храм был предан пламени и не приносились жертвы; то некоторые думали, что учреждения Моисея придут теперь в совершенное разрушение, и закон не будет иметь никакого значения, хотя еще не наступило время, в которое должен был явиться вочеловечившийся Единородный. Посему Бог, убеждая Израиля в том, что он опять подчинится древним обычаям и будет действовать под руководством священников, необходимо говорит, что если Иисус будет искренним хранителем закона; то он опять будет судить дом Его и будет находиться в прежней славе, при содействии святых ангелов. Ведь, мы отнюдь не утверждаем того, что древний закон был лишен премудрых целей. Хотя учреждения закона были в образах и тенях, но все же он существовал во славу Божию. На это, думаю, указывают слова: «дам ти сообращающыяся посреде стоящих сих», то есть, ангелов вместе с ним приносящих жертвы и совершающих священнослужение. Обрати внимание на то, как Священное Писание повсюду говорит, что святые Ангелы стоят, словом стояше указывая на то, что они не впадают в нерадение, но имеют ум как бы всегда прямой и не подверженный бессилию, но (твердо) стоящий с Богом. Так и у Иезекииля написано о Херувимах, что голени их прямы (Иез.1:7). Но ум человека весьма быстро ослабевает и легко впадает в недуг нерадения. Но святое множество высших духов стояло. Посему Богом сказано Сиону: «постави себе самого, Сионе» (Иер.31:21). И блаженный Давид возносил Богу благодарственные песни, так говоря: «постави на камени нозе мои» (Пс.39:3); боговдохновенный Псалмопевец под именем стояния здесь указывает на непоколебимость и крепость ума.

Зах.3:8–9. Послушай убо Иисусе иерею великий, ты же32 и искреннии твои и33 сидящии пред лицем твоим, зане мужи дивозрители суть: зане се аз ввожду раба моего, Восток имя Ему: зане камень, его же дах пред лицем Иисусовым, на камени едином седмь очес суть.

Чрез только что сказанное нами было возвещено Иисусу, или лучше, – и это будет правильнее, – законом установленному священству, что оно будет судить в дому своем и начальствовать над народом и заканчивать образы подзаконного богослужения. Обрати внимание на домостроительство и великое искусство божественного промышления. В непродолжительном времени должно было служение по закону преобразоваться в служение истинное и грубость образов – перемениться в достойную любви и духовную жизнь; убившие Господа земледелатели должны были быть изгнаны из виноградника и поле должно было быть отдано другим, очевидно, Святым Апостолам и евангелистам, которые сделают его плодоносным и цветущим, обратив на него самое заботливое внимание; «Царь праведный воцарится и князи с судом владети начнут» по слову Пророка (Ис.32:1); восстанет иной иерей не по чину Ааронову, а по чину Мелхиседекову, «святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек» (Евр.8:2); ибо Господь наш Иисус Христос вошел во Святая святых «не кровию козлею, ниже телчею, но своею кровию, вечное искупление обретый» (Евр.9:12) и «единем приношением совершил есть во веки в совести освящаемых» (Евр.10:14; ср. Евр.9:14). Посему чтобы Бог, давая обетование законному священству, что оно всегда и постоянно будет надзирать и судить в дому своем, не показался говорящим ложь и суетные слова, Он необходимо должен был предвозвестить тайну Христову, давая знать, что прекратятся законные учреждения и что Он будет судить в дому Своем чрез Свое порождение, то есть, чрез Сына. Посему Он как бы удостоверяет самого Иисуса и близких к нему и сидящих пред лицем его, разумеем левитов и священников; ибо сословие Левитов стояло пред первосвященником, чтоб служить ему: старейшие же из них – иереи, как высшие и священнейшие тех по закону, даже удостоены были чести принадлежать к синедриону: дивозрителями же их называет за то, что они всегда стремились видеть знамения и пристрастны были к чудесам; таков был всегда по природе народ иудейский. Так, когда Христос, сделавши как бы бич от вервий, изгнал всех из храма, говоря: «возмите сия отсюду: и не творите дому Отца Моего дому купленаго»; тогда приступили к Нему говоря: «кое знамение являеши нам, яко сия твориши?» (Ин.2:16, 18) и кто даде тебе власть сию? Мы знаем, что и другие приступали к Нему и говорили: «Учителю, хощем от тебе знамение видети» (Мф.12:38).

Итак, говорит, поскольку они – мужи дивозрители: то пусть они узнают вместе с тобою будущее и всемогущего совершителя знамений, каких они всегда просят. Итак кто же Он? «Се аз ввожу раба Моею, восток имя ему». Как Бог по естеству и от Бога Отца явился Единородный и как такой Он свободен: но «смирил Себе», по Писанию, снизойдя до того, чем не был, и получил название раба, ради человеческого естества, хотя как Бог Он есть Господь всяческих. Но Он был и Восток, то есть солнце правды; Оно взошло и воссияло нам живущим как бы во тьме и погруженных вследствие мирских удовольствий как бы в ночной мрак и сон, и имеющих помраченное око духовное Оно пробудило к бодрствованию и осияло нас своею благодатью. Посему и премудрый Павел пишет нам, указывая нам на то же самое: «нощь прейде, а день приближися: отложим убо дела темная и облечемся в дела света. Яко во дни, благообразно да ходим» (Рим.13:12–13): и опять: «востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф.5:14). Итак, предвозвещает славные дела Спасителя нашего, совершенные Им во время пришествия на землю. Рабом же Его называет потому, что Он пришел в образе раба, – востоком же потому, что Он есть свет истинный, и день и блестящая денница, восходящая в душах и просвещающая сердца. Сверх того, называет Его и камнем и говорит, что он дан был пред лицом Иисуса, и утверждает, что Он имеет семь очей; ибо законному священству, образом которого мы считаем Иисуса, надлежало постоянно иметь как бы пред лицом и пред глазами «камень избран, краеуголен, честен положенный в основание Сиону» (Ис.28:16), множеством очей надзирающий за всем, ибо число семь всегда служит знаком совершенства; поэтому говорится, что «неплоды роди седмь» (1Цар.2:5) А что божественное и неизреченное естество Сына тысячами очей надзирает за всем и смотрит за нами, – в этом кто может усомниться? «Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным, и несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима его», по написанному (Евр.4:12–13).

Зах.3:9. Се аз изрою ров, глаголет Господь Вседержитель, и осяжу всю обиду земли оныя в день един.

Показал, что Господь наш Иисус Христос есть истинно и свет и восток, и что Он сущим во тьме и сени смертней, то есть заблудившимся воссиял наподобие востока. Но необходимо было предвозвестить и о цели домостроительства, то есть о смерти за всех нас, которую Он претерпел добровольно, предал Свое тело распятию на кресте, почему и народ иудейский стал во враждебное отношение к нему и лишен был общения с Ним: потому они, жалкие, не разумели этого и справедливо лишены были упования и злые зле погибли, подверглись страшным и неотвратимым бедствиям. Итак, крест Спасителя уподобляют рву; ибо пролив кровь Господа и дерзнув предать распятию Начальника жизни, они как бы упали в ров. Но если бы в этих словах заключалась и та мысль, что Сам Отец ископал ров: то и тогда пусть никто не соблазняется этим; но пусть подумает о том, как преисполнено глубоким смыслом слово домостроительства. Это почти то же, что премудро и истинно сказано Христом: «на суд аз в мир сей приидох, да не видящии видят, и видящии слепи будут» (Ин.9:39). Хотя не подлежит никакому сомнению, что Он пришел не ради той цели, чтоб некоторые сделались слепыми: но негодность не разумеющих цели домостроительства как бы набросило некую тень на образ превосходного домостроительства: ибо они не хотели видеть, хотя им светил божественный свет. Так надобно понимать и здесь. Отец послал Сына, чтобы спасти мир чрез Него; но вследствие безумия не разумеющих Посланный сделался рвом и сетью для распинателей, и таким образом может быть допущена мысль, что Пославший ископал ров. Итак, говорит, «изрыю ров и осяжу всю обиду земли оныя в день един». Говорит: «осяжу» вместо: тщательно изыщу и исследую: ибо они убили святых пророков и по временам посылаемых служителей: ибо одних они подвергли бесчестию, других побили камнями, иных же убили. Но Бог все еще был долготерпелив: ибо пострадавшие были служители и такие же рабы, как и убившие их. Но когда они дошли до такой необузданности и до такого нечестия, что жестоко вознеистовствовали против самого Сына и впали чрез крест в ров; и этого-то греха их Он не оставил неисследованным; ибо Он разыскал и подверг наказанию нечествовавших, определяя погибель всей земли иудейской в день един, в который приведшие Его к Пилату говорили: «кровь его на нас и на чадех наших» (Мф.27:25); ибо если и не тотчас постигли их последствия гнева божественного, если не без промедления они подверглись наказанию, то все же над ними произнесен был Богом праведный приговор, погибель, как я сказал, излившаяся на землю иудейскую. И когда Христос веден был на распятие и за ним следовали женщины, плакавшие и рыдавшие: тогда Он, обратившись к ним, сказал: «дщери Иерусалимския, не плачитеся о мне, обаче себе плачите и чад ваших» (Лк.23:28); ибо они преданы были на погибель и избиение и с ними случилось сказанное устами Исаии: «земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращенна от людей чуждих» (Ис.1:7).

Зах.3:10. В день оный, глаголет Господь Вседержитель, созовете кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу его34.

Ясно указал на то, что после исследования их греха они подвергнутся всякому страданию, как бы ввергнуты будут в ров за распятие Христа. Но считает нужным предвозвестить и о том, что для верующих и возлюбивших Его это событие не только не будет бесполезным, но напротив будет служить источником радости и веселия. Об этом засвидетельствует праведный Симеон. Когда он увидел божественного Младенца и принял Его на руки, то он прорек, говоря: «се лежит сей на падение и на востание многих и в знамение пререкаемо» (Лк.2:34). Так накликавшие на свои собственные головы праведную кровь пали, были как бы низвержены, лежали и находились под ногами диавола, а народы языческие восстали. И Сам Христос негде предсказывал святым ученикам о крестном Своем страдании. Когда же Он увидел, что они пришли от этого в уныние, то утешал их, говоря: «жена, егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит, радостию радуется, яко родися человек в мир. И вы печаль имате убо ныне, последи же узрите мя, и возрадуется сердце ваше» (Ин.16:21–22). Так и воскресши из мертвых плакавшим в саду женам Он сказал: радуйтеся: так и каждому из любящих Его следует говорить после креста и воскресения: «обратил еси плач мой в радость мне, растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием» (Пс.29:12). Ведь после того, как Христос восстал и разрушил державу смерти, не тотчас ли исчезает плач и не отнимается ли всякая слеза от лица, по слову пророка? (Ис.25:8) Ибо как Бог Он по природе есть жизнь, хотя и явился во плоти. Итак, в «день оный», говорит, то есть в то время, в которое Он воскрес из мертвых и пали распинатели Его, «созовите кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу». И если бы кто захотел принять здесь такой простой и буквальный смысл; тот должен будет утверждать, что вышеприведенные слова указывают на духовные наслаждения. Кроме того, не безосновательно, думаю, будет указать и на то, что смоковницею и виноградом, кажется, называет церковь, о которой и божественный Псалмопевец напоминает, говоря прикровенно к вышнему и небесному жениху, то есть Христу: «жена твоя яко лоза плодовита во странах дому твоего» (Пс.127:3). И сам Бог всяческих негде сказал: «винограды зреюще даша воню, смоквы изнесе цвет свой» (Песн.2:13): ибо Он сказал, что виноградники благоухают и цветут и обнаруживают плоды, как бы о том времени, когда церкви получили свое начало чрез веру в Него: под этими (виноградниками) можно разуметь множество только что уверовавших, еще незрелое теперь, но в непродолжительном времени имеющее сделаться сладким и стремлениями к совершенству достигающее этого; ибо созрев и возросши «в мужа совершенна исполнения Христова» (Еф.4:13) мы сделались как бы сладкими Богу плодами, сроднившись с церковью, как бы с материю. Итак, если под смоковницею и виноградом разумеются церкви: то мы будем под их управлением находиться и среди них находить успокоение, говоря друг другу следующие пророческие слова: «приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему» (Ис.2:3). И если мы достигнем этого: то будет воздавать всякую похвалу призвавшим нас к этому, говоря опять следующее: «возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс.121:1): ибо под плодом мы по справедливости можем разуметь высшую нашу радость: почему опять скажем с Псалмопевцем: «едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святой его» (Пс.26:4).

* * *

19

Слав. и др. приб.: Господь – Κύριος, у Св. Кирилла нет.

20

В греч. букв. соотв. Евр.: ᾿εν σοι.

21

В слав. и др. опять читается здесь: Κύριος.

22

Опять: ᾿εν σοι.

23

Και – Слав: Иисус же.

24

У св. Кирилла чит. κυριου, как в нек. немногих, но слав. как и Син. Ват. Ал. и почти все, не читает.

25

В Слав. приб.: от тебе – απο σου, как в многих позднейших списках и переводах, но в древнейших кодексах (Ват. Син. и др.) этих слов нет.

26

Слав. приб.: и грехи твоя очищу, как в нек. поздн., но в Ват. Алекс. Син. и др. нет, как и в Евр.

27

Св. Кирилл чит.: ἠμετέραν, как код. Алекс. и нек. др. (тоже Феодорит), – вместо υμετέραν – Син. Ват. и большинство, Вульг. Итал. Дамаскин, Злат., Амвросий и др.

28

Во всех. чит.: Господень – κυριου.

29

У св. Кир. как и в древних. εν τοις προσταγμασι, но мног. поздн. и Компл.: τα προσταγματα.

30

Буквально: дом.

31

Και φυλαξεις, как нек.

32

Συ δε και, как нек., но Слав. и автор. без δε.

33

και чит. и Ал. и мн. др., но Слав. не чит. как и Ват., Син. и большинство.

34

αυτοι как многие: но в слав. нет, как Ват., Син., Ал. и др.


Источник: Перевод П.И. Казанского, под ред. М.Д. Муретова.

Комментарии для сайта Cackle