Глава 2
Зах.2:1–5. И возведох очи мои, и видех, и се муж, и в руце его уже землемерно. И рех к нему: камо грядеши ты? И рече ко мне: размерити Иерусалима, еже видети колика широта его есть, и колико долгота. И се Ангел глаголяй во мне стояше, и ин Ангел исхождаше во сретение ему. И рече к нему, глаголя:10 тецы, и рцы к юноши оному, глаголя: плодовито населится Иерусалим от множества человеков и скотов11 посреде его: и аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славу буду посреде его.
А что не против Израиля были обострены роги, но против тех, которые взяли и опустошили Иерусалим и Иудею, – это вполне ясно показало предшествующее видение. Затем пророк опять возводит очи, и, конечно, не очи телесные, но очи духовные, – и потом говорит, что он увидел кого-то в образе мужа, держащего землемерную веревку и снова спросил его, зачем он идет и какая цель у него. Когда же он сказал, что идет измерять Иерусалим..... Когда же подвергся сожжению самый божественный храм и во всей Иудее разрушены были дома и города: то как бы уничтожилась надежда на возможность опять восстановить его. Итак Бог показывает, что после того, как изощрены были рога, то есть народы или царства, и после того, как вели они войну друг против друга, Израиль опять будет восстановлен и будет жить в расширившемся Иерусалиме и огражденном божественною силою и окруженном небесным благоволением как бы неприступным пламенем. Итак Ангел спешит измерить Иерусалим и как бы определить его широту и долготу. Вот исторический смысл пророческих слов.
Но я могу сказать, что это видение пророка по справедливости может быть понимаемо и по отношению к самой церкви Христовой: сатана жестоко владычествовал над всеми, живущими на земле и, преклонившись под его иго, мы сделались его пленниками. Но благодать Спасителя сокрушила рог его и уничижила гордыню его; ибо Он восторжествовал над началами и властями и миродержителями, враждебными нам силами, нас же избавил и освободил от уз того: устроил церковь нашу, поистине святой и славный город, широкий и весьма длинный, который плодовито населили мы, люди и скоты, то есть достигшие соо́бразности Слову12 и еще не достигшие этой меры, но стремящиеся к этому и тайноводствуемые. Населили они город, который ограждает Сам Христос, попаляя противников неизреченными силами и наполняя его Своею славою и как бы стоя среди его жителей, высказал им обетование, говоря: «се аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). Об этом святом городе вспомнил негде и святой Пророк Исаия, говоря: «очи твои узрят, Иерусалиме, граде богатый, кущы не поколеблются, ниже подвигнутся колие храмины его в вечное время, и ужя его не преторгнутся» (Ис.33:20). Ему же говорит: «расшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, еще на десно и на лево простри» (Ис.54:2); ибо церковь Христова расширяется и распространяется в бесконечность, принимая в себя неисчислимое множество поклоняющихся Ему.
Зах.2:6–7. О, о бежите от земли северныя, глаголет Господь, зане от четырех ветров небесных соберу вы, глаголет Господь: в Сион спасайтеся, живущии во дщери Вавилонстей13.
Как бы скорбит о подвергшихся плену, как переносящих тяжкое бедствие, и наконец повелевает им удалиться из страны Халдейской, потому что никто уже не препятствует им сделать это и Он собирает отовсюду рассеянных вражескими нападениями. Дочерью Вавилонскою и землею северною называет страну Халдеев: ибо главные города по отношению к другим городам, которые находились в подчинении у тех, признавались как бы матерями их. Более же северною и лежащею к востоку была страна Халдеев. Вот что нам следовало сказать об историческом смысле (сих слов).
Но слово переходит к духовному созерцанию и уже вводится лице Спасителя, некоторым образом услаждающегося и как бы оплакивающего живущих на земле ради того, что они подчинились служению владычествовавшего над всеми сатаны и терпели столь жестокое рабство, что казались подавленными произволом его. Итак, побуждает бежать из земли северной, то есть холодной страны, дабы под нею косвенным образом мы могли разуметь некое мирское расположение духа и состояние нравов, которое если кто имеет и оказывается живущим в нем, то он не может пламенеть духом, ни иметь обитания в себе огненного Божия слова. Поэтому Давид негде воспевает Богу: «разжено слово твое зело: и раб твой возлюби е» (Пс.118:140). Итак, не имеющий в себе пламенного и огненного Божия слова был бы холоден и мертв: ибо Христос сказал, что вследствие умножения беззакония охладеет любовь многих (Мф.24:12). Грех назван, и весьма справедливо, дщерию Вавилона, если справедливо, что Вавилон означает смешение: ибо грех может быть делом не ума спокойного и твердого, но скорее ума приведенного в замешательство и как бы опьяненного склонностью к нечистоте. Итак должно удаляться, как бы из земли северной, от холодного и мертвого настроения духа и переходить в Сион, то есть в истинное созерцалище, разумевая под ним церковь Христову, в которой находясь мы увидим угодное Богу и услышим учение о святой и единосущной Троице и обретем самого Христа, всячески нас собирающего и духовно связывающего нас единодушием: ибо Он о нас сказал, что «ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя ми подобает привести, и будет едино стадо и един пастырь» (Ин.10:16).
Зах.2:8. Зане сице глаголет Господь Вседержитель: в след славы посла мя на языки пленившыя вас, зане касаяйся вас, яко касаяйся в зеницу ока его.
А что Христос защищал и избавлял и древние народы, в этом никто не может сомневаться, если имеет ум, любящий истину. Ведь, если Он был камнем, напояющим жаждущего в пустыне Израиля и если Он есть Тот, чрез Которого все от Бога и Отца; то как можно сомневаться в том, что чрез Него совершались и всякое избавление во всякое время и всякий способ помощи? Впрочем, мы утверждаем, что в сих словах Он сам возвещает оправданным верою и освященным в Духе и указывает образ вочеловечения; ибо говорит, что во след славы Он послан, и никогда не может лгать. Если во образе Бога и Отца сый из Него и в Нем Бог Слово «не восхищением непщева быти равен Богу» (Флп.2:6–8), как написано, но снизошел до образа раба, и смирил Себя, сделавшись подобным нам человеком, то разве не оказался Он позади (ниже) наиболее всего подобающей Ему славы? Какая же была причина того, что Ему нужно было подвергнуться временному бесславию? Он пришел для того, чтоб лишить добычи грабителей и подчинивших своему игу живущих на земле, то есть нас, коих жестоко ограбили лукавые и вражеские силы. Но они лишаются добычи ныне, когда Спаситель всех нас Христос привел нас к себе чрез веру, и сделал своими поклонниками – нас, обремененных жестоковластием тех (вражеских сил), – и даровал нам такую безопасность, что желающий огорчить нас как бы касается Его собственной зеницы ока. Так исход событий всегда обращается во вред гонителям Церкви и о каждом из них можно бывает сказать то, что говорится в псалме: «ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх неправда его снидет» (Пс.7:16–17). Итак, говорит, злоумышляющий на души уверовавших в Него будет касаться Его самого, что Он говорит и устами Псалмопевца: «не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех моих не лукавнуйте» (Пс.104:15). Если мы (все вместе) – тело Христово, а члены – (каждый) порознь (1Кор.12:27): то как Он может предать грешникам Собственное тело? Или как Он может допустить, чтобы члены наполнились злом? Напротив, не подвергнутся ли самому строгому наказанию те, которые нечестиво злоумышляют против подвластных Его?
Зах.2:9. Зане се аз наношу руку мою на ня и будут корысть работающим им, и уразумеете, зане14 Господь Вседержитель посла мя.
Христос поразил миродержителей века сего и неодолимою рукою сокрушил главы убийцы змия и дал нам «власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию» (Лк.10:19): и они некогда страшные и весьма опасные и обладавшие несокрушимою силою, стали корыстью работающим им; ибо мы, древле находившиеся под владычеством грехов, оправдались во Христе и достигли наконец такого духовного утешения, что можем блистать всякою добродетелью и проводить жизнь во Христе и ангельскую: потом мы исполнились дарованиями Его и получили власть над духами нечистыми и силу удерживать (от козней) нечистых демонов, потому что Христос поверг и сокрушил под ноги святых и самого сатану и подчиненные ему силы злобы. Но можно лишить добычи некогда господствовавших над нами и иным способом: а именно: когда мы побеждаем собственные страсти и считаем достойным всякого уважения господствовать над мирскими и плотскими удовольствиями и над всякой неразумной и противоестественной похотью: тогда побеждаем прежних наших победителей, хотя и сознаем самих себя виновными в них. Тогда-то именно самым опытом, мы и узнаем, что Бог сый Слово послан был с плотью в сей мир от Бога и Отца и оказался позади славы не для иного чего, как только для того, чтобы связать сокрушенное, укрепить ослабевшее, восстановить поверженное, слабое сделать сильным, погибавшее уврачевать.
Зах.2:10–12. Радуйся15 и веселися дщи Сионя, зане се аз гряду, и вселюся посреде тебе, глаголет Господь. И прибегнут язы́цы мнози ко Господу в день той, и будут ему в люди, и вселятся посреде тебе, и уразумееши, яко Господь Вседержитель посла мя к тебе. И наследит Господь Иуду, участие свое на земли святей, и изберет еще Иерусалима.
И отсюда ты можешь узнать, что пришествие Спасителя будет основанием высочайшей радости для живущих на земле; ибо Он повелел веселиться и радоваться духовному Сиону, который есть церковь Бога жива, или само священнейшее множество спасенных чрез веру. Он обещал, что придет и постоянно будет посреди нее: ибо божественный Иоанн говорит нам, что Он был в мире и, будучи Бог Слово, не отлучался от Своих созданий, но подавал жить всему способному к жизни и все поддерживал для счастья и жизни. Но «мир его не позна» (Ин.1:1–4, 10), но поклонился твари. Он был с нами, когда Он, приняв на Себя наш образ, родился от святой Девы, когда «явися на земли и с человеки поживе» (Вар.3:38). И божественный Давид засвидетельствует, говоря: «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит» (Пс.49:3). Тогда Он стал известным и язычникам: потому что Он детоводительствовал не один Израильский народ посредством ветхой той заповеди: напротив вся вселенная украшалась евангельскою проповедью; и во всяком народе и во всякой стране сделалось великим имя Его: потому что Он был «чаянием языков», по слову Пророка (Быт.49:10) и Ему «поклонится всяко колено небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:10–11). Стеклись вследствие веры в Него и с Ним обитали во святом и духовном Сионе сущии от концов земли и ясно познали что «тако возлюби Бог мир, яко Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16): ибо Отец послал нам с неба Сына Своего, Спасителя и Искупителя, дабы мы, уверовавши в Него, в Нем увидели Отца и, смотря на Него как на точный образ Родившего, уразумели из Него действительный первообраз. Тогда сделался наследием Господа Иуда, то есть всякий исповедующий и славословящий Его, ибо Иуда, толкуется, исповедание16, как Павел говорит: «не иже яве, Иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием: емуже похвала не от человек, но от Бога» (Рим.2:28–29). Итак те из нас, которые приобрели в духе обрезание чрез Христа, стали Его наследием на земле святой, чтоб мы помышляли о вышнем граде, духовном Иерусалиме, «ему же художник и содетель Бог» (Евр.11:10), делающий его любимым и избранным: ибо говорит: «изберет еще Иерусалима». Опять не было бы ничего неправдоподобного и в том, если бы кто решился думать, что и теперь Иерусалимом называется церковь, которую и божественный Давид называет градом Божиим, говоря: «якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего» (Пс.47:9).
Зах.2:13. Да благоговеет всяка плоть от лица Его17, зане18 воста из облак святых своих.
Вот прекрасное и полезное воззвание и благое приглашение желающим снискать себе славу, идет ли оно от самого Бога, или от лица пророческого! Но необходимо обратить внимание на следующее. Хотя бы кто из совершенно погибших не поверил Ему, Он все-таки повелел благоговеть. Это же говорил и Сам Христос не уверовавшим в Него: «аминь глаголю вам: аще не имете веры, яко аз есмь, умрете во гресех ваших» (Ин.8:24): и опять: «веруяй в Сына не судится: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Сына Божия» (Ин.3:18). По сему Христос и назван «камнем претыкания и камнем соблазна» (1Пет.2:7); ибо как прекрасно и спасительно выражать благоговение к Нему верою: так пагубно не благоговеть пред Тем, Кто ради нас стал подобным нам, и не для чего-либо иного, а для того, чтоб «спасти погибшее» (Мф.18:11). А выражение: «воста из облак святых своих» мы будем понимать в том смысле, что Он как бы от древнего спокойствия и молчания перешел к действенному попечению о нас, произошел из семени Авраама, Исаака, Иессея и Давида и других вместе с ними перечисляемых в родословиях (Мф.1:1–18; Лк.3:23–38), которых и называет облаками, потому что ум святых стремится в высоту, отвращается от земных предметов и презренных стремлений, напротив ищет высшего и небесного, и наподобие облаков и духовных дождей орошает других. А что здесь указывает и на воскресение, в этом опять удостоверит и сам Спаситель, устами Псалмопевца так говорящий: «страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну» (Пс.11:6). Итак «воста», то есть подвигнут был наконец к тому, чтоб подать помощь страждущим на земле; Сам же Он есть избавление от всех зол, конец древней клятвы и начало всякого блага и податель упования на будущую вечную жизнь.
* * *
Слова: тецы и рцы ко юноши оному, глаголя в тексте Св. Кирилла опущены, вероятно по ошибке.
Слав. Кирилл Алекс. ed. Vab. IV. 73 и мн. кодд. чит. των – иже, пред. ἐν μέσῳ.
Λελογωυένοι от λογόω, как и λογωσις – слова редкие, встречающиеся только у отцов церкви (Афан. Алекс. и Кир. Ал.) и означающие достижение искупленным человеком сообразности Сыны Божию и Слову Божию – Логосу».
Буквально: населяющие дщерь Вавилона.
Св. Кир. читает: διοτι, как Алекс. и нек., но Слав. οτι – яко, как большинство.
τέρπου – Слав. красуйся.
Ἐξομολογησις так Ononast. Vat. § 177. lin. 80–81 u Gloss. Colb. § 203. iin. 95 y Lagarde Onomastica Sacra, eI. 2–a. pp. 206 и 226. Cp. Onom. C oisl: εξομολόγησις ᾿εξομολογουμένου – ib. § 169 82. p. 200. Иерон. Liber interpr. hebr. nom. ib. § 7. lin. 19: Laudatio sive confessio (p. 33) и § 74. 15: confitens sive glorificans сp. 108 или confitens vel laudator (§ 78. 4. p. 112). Происходит от י־ה – хвалить и исповедать (от гофаль) Ср. Быт.29:35, 49:8.
Αυτου, как некот., но Слав., как и больш. и Евр.: Господня – Κυρίου.
Διοτι, как Алекс. и др. но Слав. οτι – яко, как Ват. и др., мн.