Глава 4
Зах.4:1–3. И обратися Ангел глаголяй во мне, и возведе мя, якоже егда востанет человек от сна своего: и рече ко мне: что ты видиши? и рех: видех и се свещник злат весь, и светилце верху его, и седмь светильник верху его, и седмь чашиц светильником верхним его: и две маслины верху его, едина одесную светилца его, и едина ошуюю.
Употребленное здесь выражение: «обратися» мы будем понимать не относительно места, что было бы совершенно нелепо, напротив будем разуметь переход, очевидно, духовный от одного из двух видений непосредственно к другому и ближайшему. Поскольку в этом особенно случае требовалась неослабная и превышающая силы человеческого духа трезвенность: то Бог сообщил пророку тонкую внимательность, когда говорящий в нем Ангел наставлял его, так что казалось, будто он пробудился от сна. Таково состояние нашего духа; оно гораздо ниже состояния, свойственного святым ангелам, так что можно сказать, что состояние их есть бодрствование, а состояние наше – пребывание во сне. Когда божественный ангел увидел, что воля и ум (пророка) устремлены к этому, так что он мог достаточно тонко уразуметь видение; то он начал спрашивать, говоря: что он думал о том, что ему показано. Тогда пророк делает самое безошибочное изображение видения, говоря, что он видел свещник весь золотой; вверху же его светильник и семь светилен и такое же число чашечек для них, и две маслины, одну по правую сторону светильника, другую же по левую сторону. Никакого другого, более ясного изложения этого видения невозможно было бы сделать. Итак, желающие тщательнее вникнуть во внутренний смысл видения должны постараться как можно больше обратить внимания на объясняемое и привести это в надлежащую связь со сказанным прежде. Бог всяческих сказал, что Он «ров изрыет и осяжет всю обиду земли оныя в день един», и побуждает других созывать друг друга под виноград и под смоковницу. Определяя цель этого пророчества, мы говорили, что для не уверовавших и безумно отвергших спасение чрез Христа ископан как бы некий увлекающий в погибель ров – хуления над крестом и вина убийства Христа; ибо они, убив нечестиво Христа, погибли жалкие; а возлюбившим явление Его даны утешение и наслаждение; и чего из таких благ не досталось им? Ибо они находились в церквах, как под смоковницами и виноградными лозами. Но вот пророк созерцал смысл таинства и другим способом. Мы говорим, что золотой свещник есть опять церковь, как пользующаяся почтением в мире, как весьма славная добродетелями и весьма возвысившаяся догматами истинного богопознания на верху ее «светилце», то есть Христос, о Котором Бог Отец говорит: «Сиона ради не умолчу, и Иерусалима ради не попущу, дóндеже изыдет яко свет правда моя и спасение мое яко светило разжется» (Ис.62:1). Это светило, освещающее всю поднебесную, Бог и Отец поставил на свещнице, «да все входящие свет видят и да светит всем, иже в храмине суть» (Лк.11:33; Мф.5:15). Семь светилен, имеющих не собственный свет, но заимствованный и внешний, и поддерживаемый посредством подливания масла, – знаменуют святых апостолов и евангелистов и последующих учителей церковных, получающих от Христа просвещение ума и сердца, как бы некоторые светильники, и питаемых дарованиями Духа, и распространяющих свет живущим в доме, и освещающих всех верующих. Заметь, что у семи светилен были чашечки, при помощи которых в них вливался елей, а «светилце» чашечки не имеет. По какой причине? потому что это – свет истинный, Сын, получивший возможность освещать не внешним, заимствованным, данным от другого светом, но Сам по природе Своей сущий свет. А что у святых свет заимствованный и именно у Него, в этом удостоверит премудрый Иоанн, говоря: «от исполнения его мы вси прияхом» (Ин.1:16). Будучи истинным светом, Сын называл светом мира и тех, которые сделались участниками Его блеска: потому что Он сказал святым апостолам: «вы есте свет мира» (Мф.5:14). Две маслины, находящиеся одна по правую, другая по левую сторону светильца знаменуют как бы два народа, стоящие вокруг Христа: ибо как помилованные они удостоены были такого положения. Одни были от доброй маслины, то есть от синагоги иудейской, другие же произошли от маслины дикой, то есть из толпы язычников: но привившись к доброй маслине они сделались общниками сока корня, по слову блаженного Павла (Рим.11:17). Обрати внимание на то, как на свещнике вместе с светильцем были и светильники и две маслины, ибо в церкви вместе с нами пребывает Христос и помилованное множество уверовавших осиявается от Него светом и освещается светильниками, которые имеют заимствованный от Него свет. Надобно знать, что в сооружении святой скинии находился золотой свещник, имеющий семь светильников. Бог повелел Аарону, говоря: «спреди светилника от южныя страны да светят седмь светила» (Исх.8:2); ибо не тем, которые находятся позади свещника, дается освещение от лампад, но находящимся как бы пред лицом Христа чрез веру. Посему Иудеи, находящиеся как бы позади и за стеною его, имеют помраченный ум: а уверовавшие из язычников имеют лампады спереди: ибо им подавалось чрез святых освящение свободное, ничем непреграждаемое. В первой скинии горела одна лампада, что указывает нам на то, что законное руководительство уступает (в значении) евангельскому наставлению. Обрати внимание на то, что находившимся в первой скинии светила одна лампада, а бывшим во святом святых семь лампад и светильце как бы посылали весьма обильный свет35.
Зах.4:4–6. И вопросих и рех ко Ангелу глаголющему во мне, глаголя: что суть сия Господи? И отвеща Ангел глаголяй во мне, и рече ко мне глаголя: неразумееши ли, что суть сия? И рех: ни, Господи. И отвеща, и рече ко мне, глаголя: сие слово Господне к Зоровавелю, глаголя: не в силе велицей, ни в крепости, но в Духе моем, глаголет Господь Вседержитель.
Отсюда ты можешь видеть, что ум духовных Сил превосходнее и святее нашего ума и обладает несравненными преимуществами пред нашим. «И обратися Ангел, как говорит пророк, и возбуди его, якоже егда востанет человек от сна своего»: ибо если бы кто-нибудь захотел сравнить степень ума человеческого с умом, свойственным вышним Силам; то нашел бы, что он настолько слабее этого, насколько неясные сонные видения, очевидно, уступают уму бодрствующих людей. Итак, пророк был приведен в бодрственное состояние, но и в таком-состоянии он, тем не менее, оказался медлительным, говорю, в понимании того, что ему показываемо было. Поэтому весьма справедливо обращается с вопросами и просит вразумления у ангела, объясняющего ему. Но (ангел) как бы изумлен был непониманием его и переспрашивает его, действительно ли он не понимает видения. Когда же (пророк) откровенно признался в своем непонимании и не устыдился своей непонятливости: тогда, наконец, объясняет загадочность видения и как бы из ясного и наглядного образа толкует заключающуюся в нем прикровенно цель: «сие, говорит, слово Господне к Зоровавелю, глаголя: не в силе велицей, ни в крепости, но в Дусе моем, глаголет Господь Вседержитель». Он как бы так говорит, что все это созерцаемое в видении придет некогда в исполнение, совершаемое ни человеческою силою, ни крепостью телесною, но силою Духа Святого и по Божественному мановению. Хотя Единородный соделался подобным нам человеком; но Он не воевал плотским образом, чтоб поставить миру церковь наподобие некоего свещника. Не употребляя чувственного оружия, и без воинственных отрядов, Он привлек однако же к Себе два народа, или поставил на свещнике духовные светильники. Но силою Духа Святого поставил в церквах сначала апостолов, потом пророков и евангелистов и всякое другое собрание святых, исполнив их божественных дарований и в изобилии утучнив их излиянием Духа. Итак, сатана лишен добычи Христом «не в силе велицей, ни в крепости» плотской, но в силе Духа: а вместе с сатаною пали и полчища враждебных сил и призваны к богопознанию чрез веру и потомки Израиля и древле служившие твари вместо Творца. Явлены были в церквах и светильники, то есть святые, сияющие вместе со светильцем, говорю, Христом; ибо они были, как пишет премудрый Павел, «якоже светила в мире, слово животно придержаще» (Флп.2:15–16). А что Еммануил спас мир не человеческим могуществом, но собственными силами как Бог, об этом засвидетельствовал, говоря устами Осии; ибо у него читается так: «сыны же Иудины помилую и спасу я о Господе Бозе их: и не спасу их луком, ни мечем, ни бранию, ни конми, ниже конниками» (Ос.1:7). Это слово вполне применялось к Зоровавелю, происходившему из колена Иудина и в то время занимавшему царский престол во Иерусалиме. А для того, чтобы, когда предвозвещаемы были ему столь славные и достойные удивления подвиги, он не думал, что ему нужно будет некогда вести войны и сражения, – Он необходимо удаляет его от таких суетных и человеческих мыслей, напротив повелевает ему держаться убеждения, что божественная сила и могущество не человеческое совершит это, но Христос. Мы упомянули, что и сам Зоровавель, как происходивший из колена Иудина и как царь предзнаменовал в себе Христа. А совместное его служение с Иисусом сыном Иоседековым могло указывать на то, что Еммануил есть вместе и царь и первосвященник.
Зах.4:7. Кто ты еси горо великая, пред лицем Зоровавеля, еже исправити? и изнесу камень наследия, равенство благодати, благодать его.
Изъясняемое место очень трудно для понимания; но мы скажем то, что признано нами самым лучшим и правильным. По-видимому, речь обращается как бы с упреком к горе великой, то есть к сатане, восстающему против Христа и противопоставляющему Ему силу своей жестокости, что и изображено нам прикровенно в предшествующем; ибо пророк говорил, что он видел Иисуса, иерея великого, стоящим пред лицом Ангела Господня и диавола, стоящим одесную его, «еже противитися ему». Ведь, насколько ему позволено и насколько он мог, он враждовал и страшно противодействовал домостроительству Спасителя, призывающего к спасению всех людей. Он (и Самого Христа) желал сделать своим поклонником, Показывая Ему (все царства мира и обещая отдать их Ему), если бы Он падши поклонился ему (Мф.4:8–9); потом и из самого лика святых апостолов он похитил ученика предателя, склонив его сделаться орудием жестокости иудейской. Посему это слово содержит упрек ему и говорит: «кто ты еси горо великая пред лицем Зоровавеля, еже исправити?» Выражение: «кто ты еси» нужно понимать не в том смысле, что как будто Он желает узнать, кто и откуда он; ибо будучи Богом, Он не не знал об этом; но в том смысле, что Он выражает к ней пренебрежение и не удостаивает ее никакого внимания, хотя бы она была горою великою и неодолимою и являющеюся пришествием желающему совершить это Христу, образом которого был Зоровавель, как мы уже сказали. Хотя змий-отступник имеет непреодолимое упорство, но он был попран Христом без труда и усилия: Он был по природе Бог и победитель над всеми. Так именно мы будем понимать сказанное, или же, если угодно, иным способом; ибо сказал, что не человеческою силою совершится в мире необходимое для жизни, и будет поставлен свещник, имеющий светильце, то есть Христа, и будут светить светильники, а по правую и по левую сторону светильца будут стоять две маслины, знаменующие два народа. Когда же кто-то спрашивает и как бы говорит: кто ты, обещающий совершить столь великие дела без всякого сопротивления и труда, тогда слышится Бог Отец, говорящий: «аз есмь гора великая пред лицем Зоровавеля, еже исправити», то есть, Я есмь превышающая все Природа, божественными совершенствами превышающая всякую славу и обладающая могуществом к своевременному совершению обетованного. И «пред лицом Зоровавеля» то есть: Христос знал своего Отца и изображал Его участником Своих дел, говоря: «о себе ничесоже творю. Отец же во мне пребываяй, той творит дела» (Ин.8:28, 14:10). Он как чрез свою собственную силу совершал дела чрез Сына, чрез Которого и в начале воззвал все к бытию и по справедливости составляет предмет удивления...... Опять и у премудрого Даниила Бог Отец назван горою, от которой без помощи руки отсечен был камень, сокрушивший золото, серебро, медь и железо и бывший образом Христа; ибо рожденный от Бога Отца неизреченно и непостижимо Сын сокрушил царства, чтоб Ему наконец вручена была власть над всем; «ему всяко колено поклонится и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Флп.2:10–11). Итак, как бы от горы Бога Отца отсеченный краеугольный и избранный камень – Бог соделался нам наследием; мы призваны чрез Него в усыновление и соделались наследниками Бога жива, равенством благодати приобретая благодать. Что же это такое? Израилю дарована была некая благодать, древняя та и славная; ибо они телесно избавлены были из Египта, свергли с себя наложенное на них притеснителями рабство, переведены были по средине моря, ели манну в пустыне, переходили пешком реки, так переправились чрез Иордан, введены были в землю обетования. Итак, это – благодать первая. Но в равенстве и сходстве с древнею тою благодатью дана была благодать от Христа, Который стал для нас камнем, как бы основанием или краеугольным и опять наследником, как Сын; ибо мы чрез Него сделались наследниками Бога. Каким же образом вторая благодать находится в равенстве с первою благодатью? Что для тех сделал в телесном или чувственном отношении, то для нас совершил Христос в духовном и умном смысле. Он избавил нас от рабства диаволу, как бы от необходимости месить глину и делать кирпич; Он освободил нас от мирских страстей и от плотских нечистот; перевел нас как бы чрез море; ибо мы прошли чрез волны настоящей жизни и горечь неразлучных с нею забот; мы ели хлеб небесный (таинственное слово); мы перешли чрез Иордан, получили обрезание в духе, получили в наследство вышний град, истинно святую землю, о которой и сам Христос упомянул, говоря: «блажени кротцыи яко тии наследят землю» (Мф.5:5). Думаю, что и премудрый евангелист Иоанн хотел указать на то же самое, когда говорил о Христе, что «от исполнения его мы вси прияхом и благодать возблагодать: яко закон Моисеом дан бысть: благодать же и истина Иисус Христом бысть» (Ин.1:16–17); ибо служителем и посредником ветхой оной благодати был Моисей; а посредником второй благодати, имеющей подобие с тою, был Христос (ибо то были прообразы для истины, то есть еще только порождали красоту истины), лучшей и превосходнейшей настолько, насколько духовное по справедливости превосходнее воспринимаемого чувствами. И Павел, свидетельствуя об этом, пишет, что «лучшаго завета бысть испоручник Иисус» (Евр.7:22).
Зах.4:8–9. И бысть слово Господне ко мне глаголя: руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его: и уразумееши, зане36 Господь Вседержитель посла мя к тебе37.
Вот и опять посредством чувственных предметов изображает нам духовные и некогда соделанное рукою Зоровавеля делает прообразом того, что чудесно совершено Христом; ибо когда страна Вавилонская покорена была Персами и Киром, тогда Израильтяне избавились от уз рабства и возвратились во Иерусалим. Когда же Дарий управлял страною Халдейскою; тогда Бог побуждал возвратившихся на родину тотчас вновь построить божественный храм во время царствования Зоровавеля и при первосвященнике Иисусе, сыне Иоседековом. Они уже приступили к этому делу, положены были первые основания и наконец возведены были стены; но когда некоторые стали противиться этому и зависть соседних язычников сделалась препятствием им в этом; то произошла остановка и уменьшение усердия к работам. Когда же Бог опять даровал им возможность строить, то храм наконец был окончен во время первосвященника Иисуса и во время царствования Зоровавеля. В этом заключается исторический смысл. Но так как происшедший из колена Иудина Зоровавель принят нами за прообраз Христа; то мы должны сказать, как и каким образом он начал строить дом Господа, а умосозерцаемый и духовный (Зоровавель) довершил его. В начале Он устроил Себе и Отцу некий дом и божественное жилище – синагогу иудейскую; ибо Он так называл ее, говоря о премудром Моисее: «аще будет в вас пророк Господень, в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему, не тако якоже раб мой Моисей, во всем дому моем верен есть» (Чис.12:6–7). Итак как бы положено основание дому чрез Христа, а между тем он был разрушен. Поэтому пророк Иеремия оплакивал его, как падший и низверженный, говоря: «дом Израилев падеся», и нет могущего восстановить его (Ам.5:1–2), но Христом он восстановлен и приведен в лучшее состояние, когда введены были в него язычники и явилась в мире церковь, которая есть «дом Бога жива» (1Тим.3:16), красоту которой возлюбил Господь всяческих и Бог. А что храм, воздвигнутый в последние времена, то есть церковь несравненно лучше первого, в этом удостоверил Тот, Кто сказал устами Аггея пророка: «кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней? и како вы видите его ныне якоже не суща пред вами?» И спустя немного: «зане велия будет слава храма сего последня паче первыя, глаголет Господь Вседержитель» (Агг.2:3, 9). А что нерассудительно понимать это только в историческом смысле, в этом никто не усомнится, если примет в соображение то, что слава божественного храма последняя не может быть превосходнейшею первой. Если первый храм был сожжен и расхищен Вавилонянином Навуходоносором; то и после него воздвигнутый, по миновании плена, храм также сожжен был Римлянами, вместе с ним опустошившими и самый Иерусалим и всю Иудейскую страну. Итак для понимания истины недостаточно изложения исторических событий. Последняя слава выше и превосходнее первой, когда «в храм святый и в жилище Божие Духом» взята была (назначена) церковь, ибо «мы утверждаемся на основании апостолов и пророков» (Еф.2:20–22), «посредством всяких взаимно скрепляющихся связей по действенности каждого члена соустрояясь» и составляясь (Еф.4:16), как бы вступая друг с другом в единство веры и любви чрез Духа для устроения святого храма. Мы камни живые. Посему и божественный Павел множество уверовавших называл то Божией нивой, то Божиим строением (1Кор.3:9). И мудрый Строитель положил основание; это есть Иисус Христос, на Котором все мы утверждены, чрез Которого и стоим и называемся храмами, имея Его в уме и сердце поселившимся и водворившимся чрез Духа.
Зах.4:10. Зане кто укорил38 во дни малы? и возрадуются, и увидят камень оловян39 в руце40 Зоровавеля. Седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю.
Видение не об имеющих скоро совершиться событиях, но о тех, которые будут приведены в исполнение во времена пришествия Спасителя всех нас Христа, которое было в последние времена настоящего века. Впрочем эти времена не слишком отдаленные от объясняемого нами пророчества или от построения храма, воздвигнутого рукою Зоровавеля. Итак, если бы кто-нибудь, говорит, признал ничтожным эти малые промежуточные и немногочисленные дни или ни во что поставил бы эту отсрочку, не заботясь об этом, то он непременно исполнится всякой радости. Он возрадуется и увидит камень оловянный в руке Зоровавеля. Камнем же оловянным назвал Христа. И если бы кто пожелал узнать причину этого, то я тотчас бы указал на то, что и другими признается и нами самими принимается за правду, а именно: олово, говорят, есть сплав из меди и свинца и вследствие этого оно не лишено совсем твердости, но не имеет недостатка и в мягкости. Так и Еммануила мы подобным же неким образом представляем состоящим из несокрушимого божества и из подверженного страданиям человечества. Надобно знать, что и камень адамант, говорят, легко разбивается свинцом, хотя он не испытывает этого от другого вещества. Итак, говорим, что Христос хотя и благ, но и всесилен, – хотя как Бог не имеет жестокости, но и сокрушает сатану, как некий адамант, о котором (сатане) написано: «сердце его ожесте аки камень, стоит же аки наковальня неподвижна» (Иов.41:15). Кажется, и в иных случаях олово или свинец необходимо берется для очищения чрез огонь от другого вещества, особенно же это необходимо бывает для художников, выделывающих что-либо из серебра. Поэтому Бог негде опять устами Иеремии сказал то же самое прикровенно: «оскуде мех от огня, истле олово: всуе ковачь сребро кует, лукавства бо их не истаяша» (Иер.6:29). Итак, олову или свинцу уподобляет Христа потому, что Он истребляет нечистоты, освобождает от всего бесполезного и очищает духовно. Посему если бы кто, говорит, оказался выше вторжения промежуточных времен и не обратил никакого внимания на разделяющие непродолжительные дни, то он возрадуется и увидит камень оловянный в руке Зоровавеля. Но что же означает выражение: в руке Зоровавеля? Боговдохновенное Писание под рукою разумеет и силу и власть. Итак, в силе, или во власти Зоровавеля увидит камень оловянный, то есть Христа; ибо Зоровавель, как я сказал, происходивший из колена Иудина, царствовал над Израильтянами. И Христос воцарился над Израилем, не по чину нашему то есть получив царство ограниченное и определенное временем; но как истинный Бог Он имеет царство, продолжающееся в бесконечные веки. Об этом засвидетельствует блаженный Гавриил, говорящий о Нем святой Деве, что она «родит Сына и наречет имя Ему Иисус» и присовокупил: и «даст Ему Господь Бог престол Давида отца его и воцарится в дому Израиля во веки и царствию его не будет конца» (Лк.1:31–33). Итак в руке Зоровавеля, то есть как бы в силе и власти Зоровавеля некогда будет видим камень оловянный. И тотчас слово пророческое к этому присовокупляет: «седмь сил очеса Господня суть, призирающая на всю землю». Что же это такое? Очами Господними назвал или те семь светильников, которые пророк видел в лампаде, чтобы мы разумели под ними святых, чрез которых освещается вся земля и удостаивается божественного наблюдения; или же по моему мнению, это знаменует то, что Бог всяческих и Отец не оставит без своего попечения своих тварей; но как бы многими и неусыпными очами надзирая за всем, подаст живущим на земле камень из чистого олова, то есть Христа, чрез Которого и в отношении к нам совершилось посещение и призрение: ибо «посетил есть нас восток свыше», по написанному (Лк.1:78). И если мы есмы «тело Христово и уди отчасти» (1Кор.12:27); то, думаю, не будет никакой несправедливости сказать, что очами могут быть признаны святые тайноводители, как имеющие преимущество и превосходство над другими и потому, как я думаю, названные епископами; чрез них Господь наш Иисус Христос надзирает за верующими в Него. Почему Христос называется камнем из чистого олова, – это можно понимать и иным способом. Обладая объединяющими свойствами, олово соединяет в одно то, что разъединено. Нечто подобное совершил и Христос в отношении к нам, если истинно то, что Он два народа созидает «во единаго новаго человека, творя мир и примиряя во едином теле обоих» в единение чрез Духа (Еф.2:15–16). Поэтому и камень назван краеугольным, связывающим воедино два народа, как я сказал: соединил же Он нас, живущих на земле не только с ангелами, но чрез Себя и с Богом и Отцом, уничтожив грех, лежавший средостением и наподобие стены отделявший нас от Него.
Зах.4:11–14. И отвещах и рех к нему: что суть две маслины сия, яже одесную свещника и ошуюю? И вопросих вторицею, и рех к нему: что суть две ветви масличны, яже в руку двух усекалниц златых возливающих, и возношающих чашицы златыя? И рече ко мне41, не веси ли, что суть сия? и рех: ни, Господи. И рече: сии два сынове тучности42, предстоят Господеви всея земли.
Ум святых очень любознателен. Посему Пророк не оставляет без внимания ничего из показанного ему в видении, но ко всему относится с большим любопытством и о каждой подробности основательно расспрашивает: на что она хочет указать. Итак, имеющему такое стремление должно было быть устами ангела объяснено, символом чего было стояние маслин по правую и левую сторону светильца. О сем старается он и просит научить его. Обрати внимание, как присовокупляет второй вопрос и как вопрос превращает в несомненную уверенность. Ибо в начале он упоминал о двух маслинах; но подробнее рассматривая очами ума видение, он упомянул не о маслинах, напротив о ветвях маслин. И так искусно вопрошающему является блаженный Ангел и называет их двумя сынами тучности за то, что они радуются и изобильно пользуются елеем от Христа и в изобилии получают благодать Духа; Ибо мы помилованы, туне оправдавшись чрез веру и сделавшись общниками Его божественного естества чрез причастие Св. Духа. Итак, в елее и светильниках указывается основание и существование двух народов; ибо наше призвание во свете и как бы в елее, который от Бога, если, конечно, истинно то, что мы помилованы, избавленные от смерти и греха и получив свободу от древнего рабства. Мы просвещены, познав единого по природе Бога и удалившись от тьмы многобожного заблуждения. Но в особенности мы должны обратить внимание на то, что означали маслины и что побудило блаженного пророка говорить уже не о самых маслинах, напротив, о ветвях маслин. Итак, доброю маслиною названа синагога иудейская, а дикою маслиною множество язычников. Так о них упомянул и блаженный Павел, говоря к уверовавшим из язычников: «аще бо ты от естественныя отсечен дивия маслины, и чрез естество прицепился еси к добрей маслине: кольми паче сии, иже по естеству, прицепятся своей маслине» (Рим.11:24). Итак, синагога есть добрая маслина, как я сказал недавно, а множество язычников – дикая маслина; ибо одни, получив воспитание чрез закон, проводили жизнь не бесплодную; другие же служили местопребыванием диких ос, имея душу полную демонов, и были совершенно бесплодными. Впрочем, не вся синагога иудейская приняла веру в Сына, и не все множество язычников, но только многие, как бы исторгнутые из той и другой, помилованы и призваны чрез веру к просвещению Духом. Итак, под ветвями маслин не без основания можно разуметь тех, которые исторгнуты, были помилованы благодатью и оказались как бы во свете светильца, то есть Христа и вместе с Ним блистающих светильников, то есть множества святых. Заметь, как божественный Ангел считает светильце изображением и прообразом Еммануила, о ветвях, находившихся по правую и левую его сторону (он назвал их и двумя сынами тучности), он говорит, что они предстоят Господу всея земли, потому что предстояние очень хорошо в образах знаменует духовную близость и готовность души к повиновению и служению Ему. Так можно думать, и Христос представил Себе церковь (Еф.5:27), собранную из двух народов. Таким же образом, думаю, и божественный Моисей был украшен именем предстояния, когда Бог сказал Ему: «ты же зде стани со мною» (Втор.5:31); ибо всеведущий Бог не отвергает и наставления чрез закон. По какой причине? потому что оно детоводительствует ко Христу и как бы в образах и тенях рождает нам самую истину. И в этом удостоверит нас сам Христос, говорящий неверующим Иудеям: «аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и мне: о мне бо той писа» (Ин.5:46).
* * *
Сравнивая это место св. Кирилла о Евр.9:4, – Ориген. Hom. in Exod. 9. § 3. ср. § I. Migne 12. 364 ср. 362. ср. Августин в. Quaest. in exod. 133 и 136 и др. можно думать, что у Александрийских ученых было и несколько другое представление о внутреннем устройстве скинии, чем у других ученых.
διοτι, как Ват. Син. Ал. и др., но Слав. οτι – яко, как некот.
πϱος σε – так Ват. Син. Ал. др. но Слав. προς υμας – к вам, как некот.
Слав. приб.: тя (есть).
Слав.: иже от чистаго олова. LXX: τον κασσιτερον – оловянный, свинцовый – stanneus (Иерон. LXX и Вульг.), Евр. בדיל – происх. от בדל – отделять, собст.: отделенное, и отсюда: свинец, олово (получаемое чрез отделение посредством растапливания). По код. Сиро-гекз. Ак.: κασσιτερου, Сим.: τὸν αποκεχωρισμενον или διακεχωρισμενον, или: τον αποχωριζοντα? Феодот.: αριθμου? separationis? см. y Field’a к эт. м.. Сирский (Вальт. Ефр. Сир. и Чериани): כאפ דפרישנא – камень разделения. Таргум Ианафана: אבן משקזלתא – камень веса – отвес, каковое значение имеет и еврейский термин (ср. Ис.34:11, – камень. в значении веса см. Втор.25:13, 15; Притч.20:10; Лев.19:36). Иерон. In Zach. ad. h. l. Migne t. 25. col. 1445. Ä lapis iste, id est massa, qui apud Hebraeos abdil scribitur, id est, stanneus ετυμολογειται αποχωριξων, id est, separans et secernens, ut quomodo stannum mixta et adulterata inter se per ignem metalla dissociat, ita Dominus verus probatoi et χωνευτης ab auro et argento bonorum operum aes vitiorum plumbumque secernet, ut purum aurum remaneat et argentum. Св. Ефрем Сирин; камень отделения, то есть камень оловянный, что употребляют строители для различения прямоты и косоты возводимых стен (Opp. omnia, ed. Kom. Орр. Syr. t. 2. p. 290). Феодорит: τὸν κασσιτερον ἐπ’ εὐτελείας ἐνταῦθα тέθεικεν ... διδασκων, ὅτι η παρὰ τῶν ἀπίστων εὐτελής τις νενομιζομενη καὶ ἀσθενής.... (Opp. od. Sirm. 898. B) Феод. Мопс. τοῦτο λέγει τὸν κασσίτερον λίθον, τὴν περιεσομένην αὐτῶ (Ζοροβ). δηλῶν ἰσχὺν πα, ὰ τοῦ θεοῦ (Migne, 66. 532. Λ).
Слав.: в руку по-греч. χειρι.
Слав. приб. глаголя – λεγων, как Син. нек. Мин. и Альд.
Слав. яже предстоят – οἳ παρεστηκασι, как Син. Вульг. LXX Иерон. (qui assistant – 1445 D), мн. мин. Комил. Евр.: стоящие.