Источник

Глава 4

Видение пятое: 1–5. Видение пророком светильника и двух маслин. 6–10. Слово Господа к Зоровавелю. 11–14. Объяснение значения двух масличных ветвей.

Зах.4:1. И воз­вратил­ся тот Ангел, который говорил со мною, и про­будил меня, как про­буждают человека от сна его.

Из Зах.4:1 ясно, что отсюда начинается второй ряд откровений, отделяющийся от первого промежутком, в который Ангел-толкователь отсутствовал, или пророческое вдохновение оставляло пророка.

Зах.4:2. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его;

По толкованию Кейля, семь лампад представляют образ избранного народа, который светит пред Господом светом своего богопознания и освещает тьму языческого богоневедения. Самый светильник, в таком случае, знаменует внешнее устройство ветхозаветной церкви; а елей, поддерживающий горение в лампадах, и проистекающий от них свет – символы Духа Божия. Светильник, виденный пророком, имеет особенные приспособления для того, чтобы свет его лампад никогда не угасал за недостатком елея, знаменующего оставляющую Церковь силу Духа Божия. В существенных чертах, изложенное понимание, по св. Ефрему, «златый свещник... означает царское достоинство, на котором все держится; светильце верху его означает священство. Две маслины, из которых одна – на правой стороне светильника, а другая – на левой, означают двух правителей народа иудейского – Иисуса и Зоровавеля, из которых один помазан на царство, а другой – на священство. Под семью светильниками св. Ефрем разумеет трех послепленных пророков и лиц, упоминаемых в Зах.6:10 кн. Захарии (стр. 223–224, ср. Феод. 86).

Зах.4:6. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Го­с­по­да к Зоровавелю, выража­ю­щее: не во­ин­ством и не силою, но Духом Мо­им, говорит Го­с­по­дь Саваоф.

Зах.4:7. Кто ты, великая гора, перед­ Зоровавелем? ты – равнина, и вынесет он крае­угольный камень при шумных восклицаниях: «бла­го­дать, бла­го­дать на нем!»

Зах.4:8. И было ко мне слово Го­с­по­дне:

Зах.4:9. руки Зоровавеля по­ложили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Го­с­по­дь Саваоф по­слал Меня к вам.

Зах.4:10. Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радост­но смотрят на стро­итель­ный отвес в руках Зоровавеля те семь, – это очи Го­с­по­да, которые объемлют взором всю землю?

Все это видение относится не к тому состоянию ветхозаветной Церкви, в котором она находилась до времени Захария, а главным образом – к будущей славе ее. Левитская Церковь будет восстановлена, и началом этого восстановления и служит воссоздание храма, чем обусловливалось отправление ветхозаветного богослужения. Господь, определивший восстановить Израиля, отныне будет употреблять для этого не внешнюю силу, как было, напр., при исходе из Египта, но силу Духа; для этой силы нет непреодолимых затруднений.

Пред Зоровавелем стоит как бы великая гора, по-видимому, неодолимых препятствий, при устроении храма и восстановлении возвратившегося из плена общества. Но гора эта обратится в равнину. Зоровавель, положивший основание храму, и закончит постройку; он вынесет краеугольный камень, или, по некоторым, возложит (Венск.) камень, увенчивающий все здание, при общих благожелательных восклицаниях. Пусть те, кто сомневаются в успешном окончании начатого предприятия и презрительно смотрят на новостроящийся храм, как уступающий по своему благолепию и богатству украшений храму допленному, оставят свое сомнение и дадут место уверенности в том, что слава ожидает тот храм, который не обещает быть великолепным со вне. Вид Зоровавеля, как строителя храма, должен, поэтому, вызывать общую радость.

Зах.4:14. И сказал он: это два по­мазан­ные елеем, пред­стоящие Го­с­по­ду всей земли.

Помазанные елеем – это Иисус и Зоровавель, представители священнической и царской власти.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 5: Пророческие книги. - 992 с. / Книга пророка Захарии. 520-578 с.

Комментарии для сайта Cackle