Источник

Глава 3

Зах.3:1–2. И показа ми Господь Иисуса иереа великаго, стояща пред лицем Ангела Господня, и диавол стояше одесную его, еже противитися ему. И рече Господь к диаволу: да запретит Господь тебе диаволе, и да запретит Господь тебе избравый Иерусалима.

И сие служит образом того, что у нас. Как тому, Иисусу, когда он стал архиереем и ходатайствовал пред Богом за народ, крайне противился губительный и лукавый диавол, так сей же самый враг противоборствовал опять Иисусу, Архиерею великому, по чину Мельхиседекову, вземлющему грех мира, намереваясь запнуть Его. Но тогда запретил ему не Иисус, сын Иоседеков, а Владыка Иисусов. Когда же приступил он к Иисусу Спасителю вселенной; от Него Самого, как от Бога и Владыки, приемлет запрещение и слышит: «иди за Мною сатано» (Мф.4:10). Поэтому, избавив от диавола Иисуса, сына Иоседекова, Владыка, как Бог, присовокупил:

Не се ли сие яко главня исторжена из огня?

Поскольку Иудеи, недавно возвратившись из плена, имели еще на себе знаки плена, нищету, скудость; то справедливо именует их «главнею», главня же есть полуобожженное, изъятое из огня дерево.

После сего Пророк снова продолжает описывать, что Архиерей облечен был в ризы нечистые и гнусные: Ангел же, покровительствующий народу, повелел другим предстоявшим Ангелам снять с него сию одежду, и давая знать, что под ризами разумеется нечто иное, присовокупил:

Зах.3:4. И рече к нему: се отъях от тебе беззакония твоя.

Хотя вероятно, что и он, как человек, имел некоторые прегрешения; однако же думаю, что, как Архиерей присвоил себе беззаконие народа, и приносил молитвы как согрешивший вместе с Иудеями; и посему-то отпущение беззакония Иудеев приемлет как отпущение собственных своих грехов. А таким образом, сказано у Пророка, освободившись от печальной одежды, и услышав словеса, исполненный радости, восприемлет и священническую одежду; потому что изрекший и сделавший сказанное выше повелевает предстоящим облечь его в подир, возложить на главу митру и нидар. Когда же было это исполнено; святый Ангел свидетельствует, и говорит ему:

Зах.3:7. Сице глаголет Господь Вседержитель: аще в путех Моих пойдеши, и аще повеления Моя сохраниши, и ты разсудиши храм Мой: и аще сохраниши двор Мой, и дам ти сообращающыяся посреде стоящих сих.

Восприняв священнический сан, веди жизнь по законам священства, храня все, что повелел Я делать; исполняя сие, и сам до конца жизни сохранишь почесть, и преимущество сие передашь потомкам, которые, от тебя происходя, будут управлять народом сим. Сие выражено у Пророка словами: «дам ти сообращающыяся посреде стоящих сих».

Зах.3:8. Послушай убо Иисусе иерею великий, ты и искреннии твои седящии пред лицем твоим, зане мужи дивозрителие суть.

«Дивозрителями» не называет Пророк птицегадателей и прорицателей, как думали иные (потому что о подобных им Пророк не выразился бы такими словами, и сам Иисус, как благочестивый, не возлюбил бы такого сонмища); но именованием сим свидетельствует о ведении и усердии искренних Иисусовых к уразумению божественного; потому что, как благочестивые, не преставали углубляться в чудеса и знамения, являемые Пророками, и ожидать их исполнения. Посему к ним и к Иисусу обращает Бог присовокупляемые слова:

Зане се Аз ввожду раба Моего, восток имя Ему:

Зах.3:9. зане камень, егоже дах пред лицем Иисусовым, на камени едином седмь очес суть.

Благоукрасив священника, и совлекши с него одежду печальную, облекши же в ризу священническую, указав, что должно ему делать, и предвозвестив потомкам, если будут хранить божественные законы, весьма продолжительное существование, переходит к роду царскому, и Зоровавеля, который был потомком Иехонии, и вел род от Давида, обещает соделать столь славным и знаменитым, что уподобится самому блистательному свету востока. Сказует же, что пред лицом иерея дал камень сей, украшенный семью очами. Но не должно, как под очами разуметь очи, так и число семь принимать за число определенное; потому что очами нарек действенность божественной благодати; сказал же, что очей семь, означая сим её обилие и величие. Так и Анна говорит: «неплоды роди седмь» (1Цар.2:5), не выражая сим определенного числа, но изображая множество. И блаженный Давид сказав: «воздаждь соседом нашим седмерицею в недро их» (Пс.78:12), разумеет следующее: пусть понесут наказание во много крат больше тех обид, какие причинили нам. Камнем же называет Пророк Зоровавеля по его твердости и непреодолимости. А сверх того, Зоровавель был образом Владыки Христа, Который во многих местах священнаго писания наречен камнем. Божественный Давид сказал: «камень егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» (Пс.117:22). И устами богомудрого Исаии глаголет Бог всяческих: «се Аз полагаю в Сионе камень многоценен, избран, краеуголен, честен, во основание ему, и всяк веруяй в онь не постыдится» (Ис.28:16; ср. 1Пет.2:7). Так и блаженный Даниил видел камень, который без рук отсекся от горы, поразил тело, истлил вещества, стал горою великою, и покрыл вселенную (Дан.2:34, 45). И наученный сему, блаженный Павел взывает: «пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос» (1Кор.10:4); и еще: «основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Сей-то камень нося в себе Зоровавель (потому что от него произошел по плоти Спаситель вселенной), по справедливости и сам, сияя многоразличными дарованиями, именуется камнем. Так Пророк, показав Богоданную благодать в Зоровавеле, предрекает и победы, одержанные под славным его военачальством.

Се Аз изрыю ров, глаголет Господь Вседержитель, и осяжу всю обиду земли оныя в день един.

Сие предвозвестил Бог о Гоге и Магоге, которых в один день подверг конечной гибели, и всех вместе предал смерти, иносказательно названной «рвом». После сего, сказано у Пророка, все воинствующие под начальством Зоровавеля, как победители, небоязненно уже созывая друг друга на пиршество (Зах.3:10) «под виноград и смоковницу», будут разделять пиршественную трапезу, не страшась нашествия врагов.

Пророк, слыша сие, при созерцании столь многих и высоких откровений, отрешился от всего человеческого, и углубляясь в них мыслью, уподоблялся человеку крайне отягченному и одержимому сном. Поэтому святый Ангел, покровительствующей народу и руководствовавший меня во всех видениях, говорит о себе Пророк.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с. / Толкование на пророка Захарию. 78-152 с.

Комментарии для сайта Cackle