Глава VII
Иер. 7:2. Слышите слово Господне вся Иудеа.
Хотя непоправимо падают, неисцельно болеют и нет никакого утешения в бедствиях. Для чего же опять посылает врача, который увеличит только для них наказание и уничтожить всякое прощение? Многократно слышавший и оставшийся неисправимым в непрерывности совета и увещания имеет величайшее (для себя) обличение.
Иер. 7:3. Исправите пути ваша и начинания ваша.
То есть (исправьте) действия ваши и то, что вы сделали по причине идолослужения, – это именно значит (слово начинания. Это говорит о пророках, возвещавших плен. А некоторые из лжепророков внушали им быть смелыми, говоря, что вы не потерпите ничего худого. Если Бог и гневается из-за вас, то не решится предать храм врагам. Поэтому повелел пророку стать в воротах и сказать это.
Иер. 7:4. Не надейтеся на себе в словесех лживых, понеже весла не упользуют вас, глаголюще: храм Господень, храм Господень есть.
Страшные слова. Сказав, что блудодействуете, совершая служение идолам, и, после перечисления беззаконий (которые они совершали), что после этого входили в храм, говорить: еда вертеп.
Это им представлялось самым важным. Хотя они жили на ней (αὐτήν73, однако по божественному суду были извергнуты.
Эта мысль много им вредила, как говорит им и Христос, а особенно Иоанн: не начинайте глаголати: отца имамы Авраама (Мф. 3:9). Так и здесь не говори: храм Господень. Если Он имеет нужду в доме, вы справедливо думаете, что Я не ниспроверг бы дома. А если для Меня не нужно никакое место, если Я совершенно не вместим, если небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих, то (указанная) мысль особенно неуместна. Если Своею рукою Я утвердил небо, то какой дом построите Мне? Не верьте лживым словам.
Иер. 7:5. Яко аще исправляюще исправите.
Тем, для которых всуе ковач сребро кует (Иер. 6:29), опять говоришь: аще исправите? Гневающиеся имеют обычай говорить так: этот мальчик не подает надежд, нельзя сделать его полезным; однако посоветуем ему сделаться полезным, сделаем все и будем уговаривать его. То дело гнева и раздражения, а это – попечения и убеждения. Не потерпевши от того никакого вреда, не считай зло естественным. Чтобы ты не сказал этого, прибавляет: аще исправите пути.
Иер. 7:5. И творяще сотворите суд посреди мужа и посреди искреннего его.
То есть не судите несправедливо. Что говоришь? Разве имеющие дело друг с другом иноземцы? (Нет) не иного происхождения; (он) ближний (твой); обижаешь себя; заступаешься за того, чтобы обидеть брата, чтобы причинить вред сочлену; если ничто другое, то пусть тронет тебя то, что брат судится с братом.
Иер. 7:6. И пришелцу, и сиру, и вдовице не сотворите насилия.
Неужели нужны были (особые) повеления об этом? Неужели недостаточно природы, чтобы научить этому? Не видите ли слов, возбуждающих сострадание? Кто так безрассуден, чтобы быть жестоким с странником? Кто столь бесчувствен, чтобы не пожалеть жену, лишившуюся мужа? Кто столь бесчеловечен, чтобы не почувствовать сострадания к лишившемуся отца? Я, говорит, не сказал: помилуй, а – не сотвори насилия. Я де мог воспрепятствовать, а предложил тебе самое упражнение в человеколюбии.
Иер. 7:6. И вслед богов чуждих не пойдете на зло.
Всегда ведь приятно то, что стало привычным; поэтому, если не служишь, как Богу, воздавай почитание, как сделавшемуся привычным. Видишь ли и здесь большую легкость? И не это только в состоянии отвратить от того, чтобы оставлять Единого и привычного, а отдаваться странным и чуждым, но и то, что наказание идет по пятам. Для чего здесь поставил слова: во зло вам суть? Чтобы не подумал кто-либо, что ради себя отводит их от заблуждения: ради вас не хочу, чтобы вы это делали.
Иер. 7:7. И вселю вас на месте сем.
Итак для поселения людей нужны не стены, не воины, не оружие, а помощь Божия.
Иер. 7:7. В земли, юже дах отцем вашим.
Для чего упомянул об отцах? Все люди обыкновенно держатся крепко полученного от отцов, вследствие чего эта земля была особенно дорогою; а это служило великим осуждением для иудеев, если они любили (свою) землю, как отечество, а Бога отцев избегали.
Иер. 7:8. Аще же вы надеетеся на словеса лживая, от онудуже не будет вам пользы.
Вот причина всех зол: надежда на себя. Проклят человек, иже надеется на человека (Иер. 17:5). Ничто так не отдаляет от Бога, как неусвоение Ему всего. Поэтому человека, могущего во многом достигнуть обилия, постоянно привязывает к небу, как некоторой необходимости, возбуждая постоянную потребность помнить Господа. Земледелец, мореплаватель вследствие самого занятия имеют постоянное памятование; каждый, вразумляемый (событиями жизни), невольно смотрит на небо.
Иер. 7:10. И приидосте и стасте предо мною.
Большое бесстыдство – по совершении (беззаконий) представать пред видящим все это Судией, – приходят в Его храм на святом месте.
То есть заключили завет со Мной. Везде судит их на основании их обещаний.
Иер. 7:11. Еда вертеп разбойников?
Для чего говорит это? Разве не для молитвы построен? Разве для хищения, разве для прелюбодения, разве для нечистоты? Как Христос говорит: храм Мой храм молитвы наречется, вы же сотвористе и вертеп разбойником (Мф. 21:18), так и здесь, потому что клялись и при хищении заключали завет.
Не думайте, что Я, не обличая беззаконий, участвую в них с вами и содействую вам в неправдах; то есть не считаете ли Меня вождем разбойников?
Иер. 7:11. И се аз видех, глаголет Господь.
То есть, не сокрыто от Меня ваше служение идолам; а разбойниками назвал их за корыстолюбие.
Иер. 7:12. Сего ради идите к месту Силому (εἰς τὸν τόπον Σιλώμ), идеже вселих имя мое от начала.
Как то (место) Я не пощадил, так – и храм.
Хотя то было древнейшим, не получили от него пользы, явившись недостойными Бога.
Иер. 7:13. И ныне, понеже сотвористе вся дела сия.
Говорит о многом зле: ни то, что (произошло) с местом в Силоме, ни учение не принесет им, говорит, пользы. Смотри, с каким тщанием отводил их от зла.
Иер. 7:16. Ты же не молися о людех сих.
Это говорят не для того, чтобы молящийся прекратил молитву, а чтобы устрашить тех. Как Моисею говорил: остави мя (Исх. 32:10), чтобы не оставлял Его, так (говорит) и этому: не молися, чтобы те, слыша, ужаснулись и не возлагали надежд на другого. Если бы не хотел этого, не указал бы причин, едва не оправдываясь пред ними.
Иер. 7:16. И не проси еже помилованным быти им.
Возскорбел (ἔπαθέ τι) пророк, услышав о разрушении храма. Потом, убеждая их, приводит:
Иер. 7:17. Еда не видиши, что сии творят во градах Иудиных?
Скажи, почему не слышишь? Гневающемуся свойственно не говорить причин, а желающему исцелить и помочь – указать причину для того, чтобы постарались ее устранить. Или не видишь, что они делают? Ведь близко и не далеко совершали дела нечестия.
Иер. 7:18. Сынове их собирают дрова, да сотворят опресноки.
Видишь старание? Видишь нечестие, совершаемое с усердием? Что такое опресноки (χαυῶνας)? Лепешки, хлебы.
Указал, что все наклонны к злу. Сказанное: «трут тесто», месят (φύρουσιν) также выражено и по-еврейски. Да сотворят опресноки, то есть большие хлебы, потому что (читаемое в переводе 70-ти) слово: «хавонас» (опресноки) есть еврейское; оно значит: хлеб, делаемый мерою в так называемый один модий; а воинством небесным называет зодиакальный круг.
Иер. 7:18. И возлияша возлияния богом чуждим.
И бедность не препятствует жертвоприношению.
Иер. 7:18. И жены их месят муку.
Не имеют овец и однако совершают нечестие из того, что есть.
Иер. 7:18. Воинству небесному.
Здесь говорит о звездах. А почему называет воинством небесным? Показывает, что не им принадлежит достоинство власти, а есть другой царь. А что (значит), когда говорит о царице неба? Здесь говорит по мысли тех, которым принадлежит это название.
Иер. 7:19. Мене ли тии прогневляют, глаголет Господь: еда не себе самих?
Разве Я терплю какое-либо бедствие? Они сами, говорит, чтобы себя срамить, так как наносящий бесчестие причиняет себе вред, и когда подвергаемый оскорблению не терпит (через это) ничего худого, то воздержится от оскорбления тот, кто ничего (чрез это) не достигает.
Иер. 7:20. Сего ради тако глаголет Господь.
Везде (прибавляется): глаголет Господь, чтобы слово (пророка) сделать достоверным, чтобы кротость не ввергла их в беспечность.
Иер. 7:20. Се гнев и ярость моя лиется.
Скажи мне, почему (льется) на это? Во-первых, потому что это имело сделаться бесполезным, во-вторых, для того, чтобы показать великую силу гнева. Если человек истребляется и храм разрушается, то тем менее следовало щадить бессловесных.
Иер. 7:22. Яко не глаголах, и не заповедах им.
Чего не повелевает с особою целью, того не называет своим советом, как если говорит: еда восхощу смерти грешника, яко (ώς) обратитися и живу быти ему (Иез. 18:28), и однако по Его воле, наказывается.
Иер. 7:24. И не услышаша мене.
Это большая награда: и не услышаша мене.
Иер. 7:27. И речеши к ним слово сие (τὸν λόγον τοῦτον) и не услышат.
То есть, не обратятся.
Иер. 7:29. Остризи главу твою, и восприими.
Это говорится пророку и служит символом печали. Так как они оказывались бесчувственными к собственным бедствиям, то повелевает ему плакать и печалиться. Это мы делаем и в отношении к неистовствующим из сострадания к ним.
Иер. 7:29. И восприими во устне рыдание.
Хорошо говорит: не в душе, так как это (последнее) он имел и сокрушался; сделай, говорит, открыто.
Иер. 7:29. И отрине род творящий сия, понеже...
(Отринул) не просто всех, но (род) творящий сия. Совершенно достойно плача и слез, если какой оказывается негодным пред Богом, потому что где будет наконец годным?
Иер. 7:30. Понеже сотвориша во очию Моею.
Не тайно, не скрываясь. И как мог укрыться от недремлющего ока? Что значит «предо Мною» (ἐνώπιόν μου)? В Моем храме.
Иер. 7:30. Поставиша мерзости своя в дому, в немже призвано есть имя мое, да осквернят его.
Видишь неистовство, видишь безумие? Не тайно, а открыто все делали, дерзко оскорбляя славу Божию, подобно тому, как если бы кто, изгнавши царя, ввел тирана в царский дворец. Как, же говорите: храм Господень, храм Господень? Как заступится за вас обижаемый? Как будет спасать вас оскорбляемый? Он будет горьким вашим обличителем.
Иер. 7:27. И воззовеши их и не отвещают тебе.
Воззовеши, то есть будешь обращать их к покаянию и не будут иметь от слов никакой пользы.
Иер. 7:31. И создаша требище Тафефу.
То есть, жертвенник Плутона, – как постоянно подпадающие смерти, чтобы долго жить.
Требищем Тафеф в некотором храме, в долине сына Еннома, называет масличную рощу. Обрати внимание и на места: ходили не в пустынные, а лежащие в самой приятной местности, вблизи города.
Иер. 7:31. Да сожигают сыны своя: егоже не повелех им.
Чтобы не сказал кто-либо, что Тебе это... принес жертвы.
И невинной крови не повелевал им (проливать); не делал (на это) намека; и не хотел, чтобы просто приносили жертвы; но они сами сожигали. Пусть страх Божий не удержал вас; закон природы не воспрепятствовал; так неистовствовали. Там, где нужно было почтить демонов, не обратили внимания и на природу; а когда нужно служить Богу, жалели и овец. Кого не опечалит это зрелище? Вот нам и слушать представляется это страшным. Мы еще удивляемся, скажи мне, почему разрушение, почему плен? Но хорошо ли было бы, чтобы жили те, которые так жили?
Иер. 7:32. Сего ради дние грядут, глаголет Господь, и не рекут ктому: требище Тафефово.
Хотите, говорит, убивать? Я сделаю это по закону войны. Лучше так погибать сыновьям, чем от отцовских рук.
Иер. 7:32. И погребут в Тафефе, занеже несть места.
Там, где прежде, считая место священным, и близко не пускали мертвого, там будет сложено множество мертвых. А это говорит, как будто иноплеменный народ произвел там большое избиение. Поэтому присовокупляет:
Иер. 7:33. И будет трупие людей сих в снедь птицам небесным.
Так как они не удостоятся даже погребения, что указывает на особенное несчастие.
* * *
Разумеется земля, которую Бог дал отцам; см. ст. 7-й.