Источник

Глава 13

Зах.13:1. Однако же будет всяко место отверзаемо дому Давидову, и живущим во Иерусалиме в предвижение и окропление.

А Симмах говорит: будет отверст источник дому Давидову. Какой же это источник научает Сам Господь устами Иеремии: «Мене оставиша источника воды живы» (Иер.2:13); и в священном Евангелии говорит: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет» (Ин.7:37); и: «вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды живы, текущия в живот вечный» (Ин.4:14). Сей источник стал отверст дому Давидову; потому что от родства Давидова восприял естество человеческое; – стал отверст и живущим в Иерусалиме «в предвижение», совершившееся от завета ветхого в завет новый, и в окропление святым крещением, с которым прияли мы отпущение грехов. Тогда, глаголет Господь сил,

Зах.13:2–4. Потреблю имена идолов от земли, и ктому не будет их памяти: и лживыя пророки, и духа нечистаго изму от земли. И будет, аще проречет человек еще, и рекут к нему отец его и мати его, рождшии его: не жив будеши, яко лжу глаголал еси во имя Господне: и запнут ему отец его и мати его, родившии его, егда пророчествовати начнет. И будет в день он, постыдятся пророцы, кийждо от видения своего, внегда пророчествовати им, и облекутся в кожу власяную, зане солгаша.

Очевидно же, что и сие совершено уверовавшими во Христа. Не только, говорит Господь, истреблю ложь идольскую, но и тех, которые делают прорицания и одержимы злым духом, освобожу от сей прелести. В такой мере возобладает вселенною благочестие, что ни отец ни матерь не пощадят сына, покушающегося прорицать, но и узы на него наложат, и бичеванию его подвергнут, и станут угрожать ему смертью. Даже все решившиеся предсказывать ложное, видя преобладание благочестия, примут на себя плачевный вид. Сие означают слова: «и облекутся в кожу власяную». И таким объяты будут страхом, что отрекутся от прелести, а вместо ее возлюбят земледелие, и будут всем говорить: едва только родившись, научился я делу сему у отцов.

Зах.13:5–6. И речет: несмь пророк аз, яко, человек делаяй землю аз есмь, и человек роди мя от юности моея. И рекут к нему: что язвы сия посреде рамен твоих: и речет: имиже уязвлен бых в дому возлюбленнаго моего.

Такие язвы получит от родителей, что долго будет носить на себе явные их знаки, и когда увидевшие спросят, от кого получил струпы сии? – открыто скажет, что родители любя наложили на него раны сии,

Зах.13:7. Мечу возстани на пастыря Моего и на мужа гражданина Моего, глаголет Господь Вседержитель: порази пастыря и расточатся овцы,

Поскольку сказал: "воззрят на Меня, Егоже прободоша» (Зах.12:10), то, чтобы не подать мысли, будто бы против воли претерпел Он спасительное страдание, научает чрез Пророка, что добровольно пришел и «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:8). Посему-то пророческое слово изображает Божественное соизволение, и показывает, что меч слышит сперва дозволение Отца, потом устремляется на Пастыря, а после Него на граждан, или, по переводу Акилы, на соплеменников Его; потому что после Владыки устремлялся и на приверженных к Нему служителей, разумею священных Апостолов и преемствовавших им проповедников. О сем же свидетельстве упоминает и Господь в божественном Евангелии. Ибо, сказав: «соблазнитеся о Мне в нощь сию», присовокупил: «писано бо есть: поражу Пастыря, и разыдутся овцы стада» (Мф.26:31). Потом пророческое слово присовокупляет:

И наведу руку Мою на малыя пастыри,

на имеющих имя пастырей иереев и учителей, но не таковых на самом деле.

Зах.13:8–9. И будет в день он на всей земли, глаголет Господь, две части ея потребятся и исчезнут, а третия останется на ней. И проведу третию часть сквозе огнь, и разжгу я, якоже разжизается сребро, и искушу я, якоже искушается злато.

В это время, после такого их озлобления, две части народа предам избиению, а третью, как серебро или золото, испытаю огнем, предав всякого рода искушениям, которыми пренебрегши и терпением препобедив все горестное, докажут они свое чистое и искреннее ко Мне расположение. Ибо сказано:

Той призовет имя Мое, и Аз услышу его, и реку: людие Мои сии суть. И тии рекут: Господь Бог мой.

Сие говорит об уверовавших из Иудеев; ибо сверх двенадцати Апостолов избрал и других семьдесят, а по воскресении находилось вкупе «сто и двадесять» (Деян.1:16); богомудрый же Павел сказал, что Господь «явися» собранным вместе пятистам (1Кор.15:6); а божественный Петр, проповедуя народу, уловил в жизнь то «три тысящи» (Деян.2:41), то «пять тысящ» (Деян.4:4); и великий Иаков говорит блаженному Павлу: «видиши ли брате, колико тем есть Иудей веровавшых?» (Деян.21:20). Сие предрек Бог и устами богомудрого Захарии, а именно, что две части истреблены будут за неверие, третьи же, будучи пережжены в искушениях и оказавшись добротною, наименуется Его народом, Его именуя Господом и Богом. Сие говорит Бог и устами другого Пророка: «и аще будет число сынов Израилевых яко песок морский, останок их спасется» (Ис.10:22). Сие и в присовокупляемом снова сказал блаженный Захария.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с. / Толкование на пророка Захарию. 78-152 с.

Комментарии для сайта Cackle