Источник

Псалом 30

Пс.30:1. В конец, псалом Давиду, изступления.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: начальнейшему певцу песнь Давидова.

В сем надписании нет ничего новаго, кроме онаго слова: изступления котораго в Еврейском тексте нет, но в переводе приложено или от седмидесяти толковников, или от иных. Ибо Феодорит свидетельствует, что нашел его в некоторых токмо экземплярах. Взято же, по видимому, из 23 стиха псалма сего, где сказано: аз же Рех во изступлении моем.

Изступление же означает восхищение ума, что бывает тогда, когда дух так углубляется размышлением в некую вещь, что кажется, аки бы из тела выходит. Сие изступление иначе называется восторгом, который происходит или от Божественнаго некоего откровения, восхищающаго ум в таинственное некое видение, или от сильнаго ощущения страха или любви. Но в сем месте под именем изступления должно разуметь тот внезапный и великий страх, которым поражен был Давид, когда услышал, что сын его Авессалом, и с ним весь Израильский народ, против его взбунтовался, о чем повествуется во второй книге Царств, в гл. 2Цар. 15.

СОДЕРЖАНИЕ

Давид, бегая от Авессалома, просит Бога о скорейшем от него защищении и прославляет Его к себе благость. Может приличествовать и церкви, в тесноте гонений воздыхающей к Богу.

Пс.30:2. На тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою твоею избави мя и изми мя.

Отец, бегая от сына и будучи лишен всякия человеческия помощи, прибегает к Богу и глаголет: на Тя, Господи, уповах, и потому не сумневаюся, что в надежде моей никогда не обмануся. А понеже Ты всемогущ и зело верен еси: того ради молю, не посрами надежды моея, но правдою Твоею, еюже нечестивых наказуеши и невинных защищаеши, избави мя и изми мя.

Пс.30:3. Приклони ко мне ухо твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя.

Понеже гонение продолжалося, и друзья Давидовы чрез вестников о том уведомляли его (2Цар. 17), дабы не терял напрасно времени, но продолжал свое бегство, ежели не хощет погибнуть: сего ради просит, дабы Господь ускорил услышать его и от надлежащия опасности исхитил. Следующия слова: буди ми в Бога защитителя, в Еврейском тексте читаются так: буди ми в камень крепости, и положены весьма прилично к настоящей материи. Ибо как Давид бежал чрез места пустыя, где не было никакого домика, кольми паче крепости, куда бы он прибегнуть мог: сего ради нарицает Бога каменем, или каменною стеною, на высоком месте стоящею, или крепостию из твердейших камней устроенною, аки бы сказал: О Боже! буди ми вместо крепчайшаго камене, вместо желаемаго дому, вместо преогражденныя крепости, в которой бы я безопасно укрыться мог.

Пс.30:4. Яко держава моя и прибежище мое еси ты: и имене твоего ради наставиши мя и препитаеши мя.

Первыя слова в Еврейском тексте, в преносном слоге, читаются так: яко Ты камень мой и предградие мое еси, и суть равнаго содержания с предыдущими; последующия же слова; имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя, весьма изрядно соответствуют истории. Ибо как Давид, по причине скоропостижнаго бегства, ни дороги не знал, по которой идти надлежало, ни пищи себе промыслить не мог, сего ради глаголет: имене ради Твоего наставиши мя, и препитаеши мя, то есть: в славу пресвятаго имене Твоего направиши путь мой к безопасному месту, и для препитания попечешися о пищи. Тако Давид, возлагаяся на промысл Божий, не обманулся: ибо сей промысл Божий устроил так, что некто Сива, отрок Мемфивосфеев, встретил его на пути с двумя стами хлебов, с толиким же числом фиников и смоквей, и еще с двумя мехами вина, как повествуется во второй книге Царств, в гл. 16.

Пс.30:5. Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми: яко ты еси защититель мой, Господи.

Не точию, глаголет, наставиши мя к безопасному месту и тамо препитаеши мя, но и свободиши от наветов, которые яко сокровенныя сети распростерли мне враги мои. Ибо сетию нарицает тайный заговор, учиненный против него Авессаломом в Хевроне, котораго он не опасался, и даже не помышлял о том.

Пс.30:6. В руце твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи Боже истины.

Хотя в предыдущем стихе и с великою надеждою сказал: изведеши мя от сети сея; но понеже не совсем еще безопасен был в разсуждении жизни: сего ради промыслу Божиему препоручает жизнь свою, присовокупляя причину, и глаголя, что Бог часто в подобных опасностях избавлял его от смерти. А что дух или душа на многих Священнаго Писания местах берется за жизнь, сие протолковали мы выше. Впрочем, что Давид провещавает здесь о временной жизни, то святый Апостол Павел относит к вечному спасению, глаголя: вем, Емуже веровах, и известихся, яко силен есть предание мое сохранити в день он (2Тим. 1:12). И сам Христос, вися на кресте, в том же разуме слова сии изрек (Лк. 23:46). И первомученик Стефан, в той же надежде умирая, сказал: Господи Иисусе, приими дух мой (Деян. 7:59)!

Пс.30:7. Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах.

Дает другую причину, чего ради в руце Божии предает жизнь свою: понеже де Бог ненавидит тех людей, которые не уповают на помощь Его, но надеются на суетныя вещи, которыя никакой помощи принести не могут, каковы суть те, которые наблюдают сны, счастливыя и несчастливыя встречи, или птичьи полеты, или бесовския мечты, как то делал Саул, который вопрошал пифониссу (1Пар. 10:13). Можно также под именем суеты разуметь суетную хитрость человеческую, или суетныя усилия людей, которыя будучи предприемлемы без Бога, или еще и против Бога, никакой силы не имеют. Для того не без причины присовокупляется слово вотще, аки бы сказал Пророк: пусть иные вотще уповают на суетныя вещи; но я не примечаю, ниже взираю на сии суеты, кольми паче не уповаю на них, но надеюся на Господа.

Пс.30:8. Возрадуюся и возвеселюся о милости твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою

Пс.30:9. и неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои.

Исчисляет прошедшия благодеяния Божии, дабы показав свою благодарность, преклонить Бога ко оказанию подобных же благодеяний. Возрадуюся, глаголет, и возвеселюся о милости Твоей. Ибо имею залог милосердия, – избавление от гонения Саулова. Тогда бо призрел еси на смирение мое, и спасл еси от нужд душу мою, то есть: избавил жизнь мою от крайних опасностей, которых не мог я сам собою избежать. В следующем стихе то же самое повторяется и изъясняется: и неси мене затворил в руках вражиих. То есть, не попустил еси, дабы Саул, искавший меня убить, желание свое получил: но поставил еси на пространне нозе мои. То есть, сделал то, что я, избегши тесноты, в которой находился, мог идти куда хотел, как бы на открытом и свободном поле будучи поставлен.

Пс.30:10. Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя.

Воспомянув прошедшая благодеяния Божия, молится о будущих, и повествует о бедствиях своих, дабы лучше преклонить Бога на милость. Помилуй мя Господи, яко скорблю. Аки бы сказал: якоже в прежде бывших прискорбиях моих помиловал еси мене, тако и ныне помилуй мя: ибо паки иная скорбь постигла меня. Потом начинает настоящия скорби исчислять: смятеся яростию око мое. Оное слово, яростию, есть двусмысленное: ибо можно разуметь его и о гневе Божием, и о гневе Давида; но лучше разуметь о гневе Божием. Ибо Давид, как известно нам из первыя и вторыя книги Царств, во время гонения Авессаломова, да и во всех других гонениях, никогда не воспалялся гневом, но всегда был кроток и зело терпелив. Впрочем, слова сии яснее в Еврейском тексте читаются так: увяде от печали око мое, душа моя и утроба моя. Некоторые слова сии относят к трем частям или способностям души, разумея чрез око разум, чрез душу волю, чрез утробу память.

Пс.30:11. Яко изчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася.

К старости уже приближался Давид, и потому прилично глаголет: исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиях. Ибо в первых тридесяти летех безпрестанныя почти гонения претерпевал; потом и на царство будучи возведен, в первых седми летех с отродием Сауловым брань имел: за сим ово с соседственными народами, ово с собственным сыном воевал; наконец и самое иго государственнаго правления, ежели кто без лености, но со страхом Божиим сносить его восхощет, много заставляет воздыхать. К сим прискорбностям присовокупилась еще и сия последняя скорбь, то есть, нищета и бедность, которою быв изнурен, прежния силы потерял. Изнеможе, глаголет, крепость моя, и кости мои смятошася: ибо под именем костей и крепости телесная сила разумеется. А что сие весьма справедливо, о том извествует священная история во второй книге Царств гл. 15, 16 и 17. Ибо бежал Давид от Авессалома, во-первых, без всякаго съестнаго припаса; во-вторых, бежал чрез места пустыя и необитаемыя; в-третьих, шел не токмо пеш, но и бос, пока наконец от друзей снабжен был пищею, как сказано выше.

Пс.30:12. От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от Мене.

Пс.30:13. Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен.

Пс.30:14. Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша.

Описывает другое бедствие свое, от известнаго гонения произшедшее, то есть, что стал быть в презрении у соседственных народов, слышавших о безчестном бегстве его; и что самые друзья его и знакомцы стали бояться, дабы имея союз с ним, не подпасть гневу Авессалома, и не лишиться жизни, ежели сей паче чаяния победителем сделается. От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим, то есть, злость врагов моих сделала то, что я стал быть смех соседям, и страх знаемым и друзьям: ибо многие из них, видя меня бегущаго, сами побежали от меня, то есть, совсем оставили, бояся лишиться жизни, ежели бы присоединилися ко мне. И тако забвен бых яко мертв от сердца, то есть, так меня забыли все, что аки бы никогда не знали, и так из сердца своего изгнали, что аки бы давно я умер, и погребен был; ибо мнили, что я совсем уже погиб. Бых яко сосуд погублен, то есть, все как друзья, так и знаемые, и соседи, живущие окрест, презрели меня на подобие сосуда разбитаго и ни к чему негоднаго. И сие явствует оттуду, что я сам слышал многих, поносящих и ругающих меня: яко слышал гаждение многих, живущих окрест. Сими словами, как кажется, припоминает ругательство Семея онаго, который в лице его злословил, и притом камни пустить дерзнул на него: ибо Семей так мнил о Давиде, что он яко изгнанный из государства, никакой силы впредь иметь не может, но яко сосуд непотребный вон из двора извержен навсегда пребудет. Сие злословие Семея обстоятельно описано во второй книге Царств, гл. 16. И хотя во оном месте упоминается об одном токмо злоречущем Семее, но вероятно, что и многие в то время злословили Давида, как сам он здесь без сомнения истину о сем глаголет: слышах гаждение многих, внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша.

Повествует священная история во второй книге Царств в гл. 17, что после злословия Семеова собран был совет у Авессалома, дабы убить Давида. И сие то есть, о чем в стихе сем упоминается, аки бы сказал Пророк: в то самое время, когда здесь в присутствии слышу злословящих и ругающих меня, они в присутствии во Иерусалиме составляют совет умертвить меня.

Пс.30:15. Аз же на тя, Господи, уповах, рех: ты еси Бог мой.

Пс.30:16. В руку твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя.

Сими словами изображает муж святый, что он находяся посреде толиких угнетений, не ослабел духом потому, что не полагал надежды своея на ложную помощь человеческую, но надеялся на всемогущаго Бога, Которому никто противиться не может. Пусть, глаголет, злодеи мои составляют против меня ковы, пусть ищут отнять жизнь у меня: аз же на Тя, Господи, уповаю. Чего ради? зане Рех в сердце моем: Ты еси Бог мой. Великаго имею защитника, без воли Котораго никто у меня отнять жизни не может: ибо в руку Твоею суть жребии мои, то есть, участь жизни или смерти моея не от слепаго зависит случая, но от руки, или от силы и воли Твоея. Не буду жить, разве доколе Ты восхощеши; ниже умру, разве когда Тебе угодно будет: убо избави мя из руки враг моих, и от гонящих мя.

Пс.30:17. Просвети лице твое на раба твоего: спаси мя милостию твоею.

Пс.30:18. Господи, да не постыжуся, яко призвах тя: да постыдятся нечестивии, и снидут во ад.

Паки ту же самую просьбу повторяет, но присовокупя другие доводы, дабы лучше преклонить Бога на милость. Просвети лице Твое на раба твоего, то есть, яви лице Твое, или воззри на мя: ибо и то и другое одно означает. Якоже бо грехов ради гневается Бог на нас, и по выражению Писания, отвращает лице Свое, или аки облак некий междуполагая не зрит на нас: тако вопреки (по выражению того же Писания), когда примиряется, тогда просвещает лице свое, то есть, взирает на нас, дабы просветить, или радостными и благодушными соделать. Итак во-первых просит примирения с Богом, ежели в чем раздражил Его, и причину тому приводит, что он раб Его, всегда готовый к покорности и повиновению. За сим присовокупляет: спаси мя; ибо за примирением следует спасение и избавление того, с кем Бог примирился. К сему присовокупляет другий довод, глаголя: милостию Твоею, то есть, не ради заслуг моих, но ради милости Твоея. Наконец присовокупляет третий довод: да не постыжуся, яко призвах Тя. Ибо благому и истинному Владыке, обещавшему помощь надеющимся на Него, не свойственно посрамлять того, кто благонадежно и непрестанно призывает Его.

Да постыдятся нечестивии, и снидут во ад.

Пс.30:19. Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением.

Сие глаголет пророческим духом о злых советниках Авессаломовых, а наипаче о Ахитофеле, который был главный советник Авессаломов, подавший зловредный совет против Давида; но Богу разрушившу совет его, посрамлен был: ибо не стерпя стыда, удавился, и тако низшел во ад нечестивый сей, и уста его вечным молчанием заградилися, как повествуется во второй книге Царств, в гл. 17. Впрочем прилично нарицается Ахитофел нечестивым, понеже сына к отцеубийству склонял: и уста его прилично также нарицаются льстивыми, поскольку чрез долгое время притворялся быть верным другом Давиду; но как скоро представился случай, тотчас вероломство свое изменою доказал. Следующия слова, устны глаголющия на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением, показывают, что льстивыя уста клеветников достойно и праведно наказаны вечным молчанием; понеже ложь глаголали против невиннаго Давида, который никакой обиды не сделал ни Ахитофелу, ни Авессалому, ни сообщникам их, кои глаголали беззаконие гордынею и уничижением, то есть, составили совет беззаконный с величайшею гордостию и презрением. Ибо сия проклятая гордость делает людей толико дерзкими, что они готовы бывают сделать всякую несправедливость.

Пс.30:20. Коль многое множество благости твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся тебе, соделал еси уповающым на тя, пред сыны человеческими:

Святый Пророк возчувствовав, что Бог молитву его услышал, и ощутив Божие утешение, показывает, колико благ и милостив Бог к любителям Своим; ибо благость берется здесь за благотворение Божие, а вопрошение содержит также не малую силу: понеже не просто проповедует Давид, что Бог есть благ, но приходит в восторг от удивления благости, которую испытал на себе. Он без сомнения по опыту своему произнес сии слова, поскольку чудным и нечаянным образом от бед своих избавлен был. Итак примером своим повелевает верным возноситься духом превыше понятия плотскаго, дабы гораздо больше ожидали от милости Божией, нежели как мысль человеческая понимает. Нарицает же благость Божию сокровенною боящимся Бога потому, что сие сокровища им токмо одним свойственно есть: ибо хотя и к недостойным простирается различными образы, однако гораздо изобильнее и очевиднее изливается на верных, яко на таких, которые одни всеми благодеяниями Божиими пользуются во спасение. И хотя Бог солнце Свое сияет на благия и злыя (Мф. 5:45), паче же и к самым животным щедроту Свою являет, однако милосердым Отцем не показывает себя, как разве к одним токмо рабам Своим. Почему не без причины нарицается благость Божия сокровенною для тех токмо людей, которые чтут Бога, и к которым Бог более являет Свое благоволение. Можно под именем благости Божией разуметь и то утешение, которое подает Бог неприметно людям, сущим в скорби, и которое нарицают иные сладостию, каковую чувствуют святые будучи в бедствиях, аки бы сказал Пророк: коль многоразлично утешение Твое, Господи, которое вливаешь Ты сокровенно в сердца людей, боящихся Тебе, то есть тех, которые чтут Тебя и любят, и которые с сыновним страхом благоговеют к Тебе. Сие бо есть оная сокровенная манна, юже никтоже весть, токмо приемляй (Откр. 2:17). Сие испытал на себе царствующий Пророк, который инде сказал по множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93:19). Сему подобное сказал и Апостол: исполнихся утехи, преизбыточествую радостию о всякой печали нашей (2Кор. 7:4). Ежели же во время странствия сего толикое множество сладости ощущает сердце человека воинствующаго, то колика будет она во время славы в сердце человека торжествующаго! Следующия слова, соделал еси уповающим на Тя пред сыны человеческими, показывают, что благость Божия, которою наслаждаются люди, уповающие на Бога в настоящей жизни сей, явна есть и самым нечестивым людям, которые принуждены бывают очевидными быть свидетелями оныя. Ибо хотя сынове человечестии, то есть плотские люди, не знают сладости оныя, которую внушают верные, паче же и представить не могут, какова она, поскольку имеют испорченный вкус душевный, однако видят действие ея, со удивлением взирая на терпение, кротость, веселие и спокойствие святых. Итак не чудным ли образом подается святым сокровенная некая сладость пред лицем сынов человеческих? Ибо хотя она сама в себе и сокровенна, но чрез действия явственно открывается.

Пс.30:21. скрыеши их в тайне лица твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык.

Показывает способ, каким образом святые мужи вкушают сладость будучи в скорби: ибо сие тогда бывает, когда святые любовию и умозрением восхищаются к Богу и в Нем обретают себе дом и убежище, как в сем же псалме выше сказал: буди ми в Бога защитителя, и в дом прибежища. Почему и здесь глаголет: скрыеши их в тайне лица Твоего. Хотя метафора тайны при первом виде покажется иным неприлична, однако она весьма прекрасно изображает ту мысль, что святые потому безопасны и невредимы пребывают, поскольку Господь как бы сокровенно зрит на них. Итак величественно сим выражением превозносится сила Божественнаго промысла, потому что одна довлеет ко отражению всякаго рода зол: она лучами своими ослепляет очи всех нечестивых, а действием своим связывает руки их. Некоторые относят слова сии к святилищу или ко храму, что хотя месту сему и не противно, однако не довольно твердо. Ибо кто восхищается умом в созерцание Божия лица, и кто размышляет, что Бог на него с великим вниманием зрит; кто паки наблюдает все мановения Божии, и кто, разсматривая красоту Его, воспламеняется любовию к Нему: тот уже не в храме, но в Самом Боге живет, яко в безопасном убежище сокрыт от мятежа человеческаго, то есть, от всякаго зла приводящаго в мятеж. Сокрыеши их, то есть людей, боящихся Тебя, в тайне лица Твоего, то есть в Тебе Самом, в немже Ты живеши; ибо Бог не имеет другаго дому или другаго жилища, в котором бы мог вместиться, кроме Себя Самаго. Почему и те, которые любовию и умозрением в Боге живут, полагают Вышняго прибежищем своим, и потому не приидет к ним зло, и рана не приближится телеси (в Еврейском: селению) их, как сказано во псалме Пс. 90:10. В сем то селении скрываются святые от всякаго зла, причиняемаго не токмо делами, о которых сказано в предыдущем стихе, но и словами, о которых говорится здесь под именем пререкания, или злоречия, язык. Ибо те ни мало не пекутся о словах человеческих, которые имеют свидетеля Бога. Ежели же лице Господне в жизни сей служит толико изящным и толико благонадежным убежищем для людей, боящихся Бога, где зрится Он чрез зерцало и аки в гадании: то что будет, когда узрим Его, якоже есть?

Пс.30:22. Благословен Господь, яко удиви милость свою во граде ограждения.

Что сказал вообще о утешении Божием, которое праведные мужи в скорби своей приемлют, сие в частности прилагает к себе яко един из них, и потому благодаря Бога, глаголет: благословен да будет Господь яко удиви милость Свою во граде ограждения, то есть, яко дивную милость яви на мне, сокрыв мя в тайне лица Своего, аки в некоем преогражденном граде, так что мне никакой враг вреда причинить уже не может.

Пс.30:23. Аз же Рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к тебе.

Обвиняет себя самого в маловерии, которое пострадал он яко человек в начале гонения, аки бы сказал: в то время, когда от чрезмернаго страха аки изумлен я был, сказал сам в себе: отвержен есмь от лица очию Твоею, то есть, не угодно Тебе, чтоб я царствовал больше, или долее жил, и потому отвергл мя еси от милостиваго взора Твоего, лишив благоволения и обыкновенныя Твоея помощи. Таковаго маловерия Давидова следы обретаем во второй книге Царств (2Цар. 15:25): аще обрящу благодать пред очима Господнима, и возвратит мя. И инде: аз Рех во изступлении моем: всяк человек ложь. Сие подумал он о Самуиле, аки бы сей солгал, помазав его на царство. Следующия за сим слова, сего ради услышал еси глас молитвы моея, доказывают, что он и при сем искушении не совсем поколебался в вере, как видно из связи слов; ибо вскоре присовокупил, что молитвы его услышаны. Но если бы совершенно угасла в нем вера, то не мог бы он иметь прямаго расположения к молитве: почему падение сие должно относить к скоропоспешности или недоумению свойственному людям, как и в Еврейском тексте изображено: аз же Рех в недоумении моем.

Пс.30:24. Возлюбите Господа, вси преподобнии его: яко истины взыскает Господь и воздает излише творящым гордыню.

Пс.30:25. Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа.

При конце псалма увещавает людей благочестивых, подобная страждущих, дабы не преставали любить Господа, и на Него единаго постоянно надеяться. Ибо хотя нечестивые и кажутся на время без наказания беззаконновать, однако вскоре, по правосудию Божию тягчайшия казни приимут. Следующее увещание, мужайтеся, и да крепится сердце ваше, к тому же смыслу относится. Ибо сие постоянство, о котором здесь упоминается, тогда на любви Божией основано бывает, когда мы, оставя все прочия надежды, всем сердцем объемлем обещаваемое нам спасение.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle