Псалом 29
Пс.29:1. Псалом песни обновления дому Давидова.
НАДПИСАНИЕ
Сие надписание показывает, что сей псалом и гласом, и мусикийскими орудиями пет был, как извествует великий Василий в толковании своем на сей псалом. Из того же надписания видно, что сей псалом сложил Давид по случаю новопостроеннаго во Иерусалиме великолепнейшаго дома, о чем зри повествование во второй книге Царств, 5, и в первой Паралипоменон, 14.
СОДЕРЖАНИЕ
Давид, утвердишися на царстве и оградивши стенами крепость Сиона, которую назвал он от имени своего градом Давидовым, и наконец устроив себе великолепнейший царский дом, признает Бога виновником толиких благ, и не токмо сам благодарит Его за то, но и других к тому же увещавает, присовокупляя многия нравоучительныя мысли, которыя на своих местах увидим.
Пс.29:2. Вознесу тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне.
Аки бы рекл: аще и зело высок еси, Боже, и никтоже есть превыше Тебе, обаче ради не хотящих признавать величества Твоего, вознесу Тя песнию моею, и елико сил во мне есть, потщуся, дабы все познали, колико высок еси. Сие же сотворю того ради яко подъял мя еси, то есть, яко от самаго низкаго и презреннаго состояния моего на высоту царскаго престола вознесл мя еси. И понеже Ты вознесл мя еси, сего ради и аз вознесу Тя, не моим силам приписуя возвышение мое, но величию милости Твоея. Ты вознесл мя еси, аз же смирюся, да Тебя вознесу. Ибо от онаго возвышения моего воспоследовало то, что враги мои, чрез долгое время искавшие убить меня, не только не возимели случая порадоваться о погибели моей, которой они с нетерпеливостию желали, но вопреки, великою печалию объяты были, видя возвышение мое, которому они всеми силами воспрепятствовать старались: вознесу Тя, Господи, яко не возвеселил еси врагов моих о мне.
Пс.29:3. Господи Боже мой, воззвах к тебе, и исцелил мя еси.
Пс.29:4. Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров.
Пророк воспоминает здесь о тесных обстоятельствах своих, которыя претерпел он прежде получения царства, дабы показать, что справедливо произнес вышереченныя слова: не возвеселил еси врагов моих о мне, аки бы сказал: часто находился я в очевидных опасностях смерти, и по той причине душею и телом изнемогал; но Ты, Господи, исцелил оную болезнь мою, и от близкой смерти так меня избавил, что аки бы от самаго ада извел. Оныя слова: спасл мя еси от низходящих в ров означают то же, что воздвигл мя еси от мертвых, или, как в Еврейском тексте читается, жива сохранил мя еси, да не сниду во гроб; ибо чрез снисходящих в ров разумеются мертвые.
Пс.29:5. Пойте Господеви, преподобнии его, и исповедайте память святыни его:
Давид, по приятии благодеяний не довольствуяся один благодарить Бога, увещавает и других, подобныя благодеяния получивших, дабы непрестанно хвалили Бога, аки бы сказал: вси благочестно и по Бозе жительствующии прославляйте благодетеля Бога. Исповедайте память святыни Его: хвалите, что Он помнит вас памятию святою, памятию милостивою, памятию отеческою; ибо хотя иногда и наказывает, но сие творит не ради погубления, но ради освящения. Сие бо есть воистинну превеликое и достойное вечныя памяти благодеяние Божие, что мы, требующие всегдашния Божией памяти, часто забываем Его: но Той, Иже благих наших не требует, присно памятует о нас, особенне же помянул, когда послал к нам Сына Своего, Спасителя миру, чему тот же пророк Давид удивляяся, восклицает: что есть человек, яко помниши его? (Пс. 8:5).
Пс.29:6. яко гнев в ярости его, и живот в воли его: вечер водворится плачь, и заутра радость.
Дает причину, чего ради надлежит прославлять святую память Господню, которую Бог имеет о нас. Причина же есть сия, понеже де Бог хотя и гневается иногда на избранных рабов Своих, когда грешат они, яко человеки, по слабости своей, однако гнев сей не есть не примирителен, но удобно паки отвращается покаянием, так что во всякое утро новая возсиявает благодать. Следовательно, Бог подобен есть чадолюбивому отцу, который не до конца гневается, но и малейшее время злострадания во мгновение ока толикою вознаграждает милостию, что прошедшее страдание представляется аки мгновением ока, потому наипаче, что крест оный, насылаемый от Бога, не соединен с действительным наказанием, сиречь, с поражением проклятия, которое кающагося грешника не устрашает. Сему подобное изречение читаем у пророка Исаии, в Ис. 54:7–8, где сказано: на время мало оставих тя, а с милостию великою помилую тя. В ярости мале отвратих лице Мое от Тебе, но милостию вечною помилую тя. И у святаго Апостола Павла, во втором послании к Коринфяном, в 2Кор. 4:17–18: еже бо ныне легкое печали нашея по преумножению в преспеяние, тяготу вечныя славы соделовает нам. Не смотряющим нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна. Во втором члене ту же самую мысль изображает в преносном смысле, показывая, что после плача и слез, раждающихся от наказания и от чувствия гнева Божия, непосредственно последует радость, происходящая от примирения с Богом. Ибо между вечером и утром посредствует одна токмо нощь. Впрочем, прилично нощное время определяется для плача, а дневное для радости, ово потому, что когда грешим, тогда отступает от нас свет благодати Божией, а когда примиряемся, тогда паки возвращается: ово потому, что время жизни сея, в которое странствуя здесь бедствуем и о небесном отечестве воздыхаем, подобно есть нощи; ибо не видим Бога, Солнца правды. Время же будущия жизни имеет быть время дневное: тогда бо возрадуемся радостию неизглаголанною и прославленною, якоже глаголет святый Апостол Петр в первом послании, в гл. 1Пет. 1:8.
Пс.29:7. Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век.
Пс.29:8. Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице твое, и бых смущен.
Пс.29:9. К тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся.
Пс.29:10. Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? еда исповестся тебе персть? или возвестит истину твою?
Пс.29:11. Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мой.
Пс.29:12. Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием,
Премену гнева и жизни, плача и радости в предыдущем стихе доказывал вообще, а здесь доказывает в частности, утверждая примером своим, что и собственная его печаль, последовавшая за излишним на временное счастие упованием, была непродолжительна, но скоро прешла. Сие же, по-видимому, глаголет относительно к тому времени, в которое по убиении Голиафа Филистимлянина, как повествуется в первой книге Царств, в главе 18, любим был и от царя, и от сына царева, и от всего народа, так что в короткое время сделался военачальником и зятем царевым. О сем убо времени повествуя, глаголет: аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. Аки бы сказал: было такое время, в которое, по усмирении иноплеменников, чрез несколько времени Израилево царство угнетавших, наслаждался я счастием, изобилуя богатством и достоинством, и потому в сердце моем помыслил, что настоящее мое благополучие после сего времени никогда уже не поколеблется и не пременится.
Случаем к сему мечтательному воображению было мое самолюбие, но которому я безразсудно приписывал счастие мое собственным заслугам, не разсуждая того, что Господь волею Своею доброте моей подал силу. Но не долго наслаждался я счастием оным. Ибо когда отвратил Он лице Свое от меня, то вдруг среди самаго течения благополучия моего, лишился я милости Его и подпал ненависти царевой: и бых смущен. Оттуду бо воспоследовало изгнание, бегство, опасность смерти, и иная премнога злая. Когда же паки во время бедствий моих и превратностей оных воззвал ко Господу и, между прочим, представил, что ежели враги мои убиют меня, то будет безполезна Ему смерть моя, понеже мертвый не может хвалить Бога: тогда немедленно услышал меня Господь, и помиловал. Он обратил плач мой в радость мне, растерзал вретище мое, и препоясал меня веселием. Сими словами показывает, каковый успех и действие имеет молитва. Ибо посредством оныя Давид из беднаго изгнанника соделался царем знаменитым и сильным; Христос из мертвых востал. Пророки, Апостоли, мученики и исповедники над своими мучителями восторжествовали; прочии же избраннии Божии от юдоли плачевныя в небесное отечество востекли.
Пс.29:13. яко да воспоет тебе слава моя, и не умилюся. Господи Боже мой, во век исповемся тебе.
Сими словами изображает Пророк, что он благодеяния Божия благодарным духом признает, на какой конец и от смерти избавлен был, и на царский престол возведен, и что он о том единственно пещися будет, чтоб долг благодарности непрестанно Богу воздавать.
Имя славы иные к телу относят, а иные к душе, или к высшим чувствиям души: но оно здесь в преносном смысле вместо языка положено, как и во псалме Пс. 15:9. Вместо же глагола: не умилюся, Иероним с Еврейскаго прилично перевел: не умолчит, относя глагол сей к языку, котораго должность состоит в том, чтоб воспевать хвалы Божия непремолчно.